Михаэль Тонет. Венский стул, Тонет n14

История стула насчитывает несколько столетий. Классическим является клееный стул, изготовленный ремесленным способом. Как дизайн-проект свое начало стул получает в середине XIX века, что связано с разработкой технологий массового производства.Михаэль Тонет брал полосы фанеры и, разре­зая их по направлению волокон, варил их в клею, после чего укладывал связками в шаблоны. Когда фигурная деталь застывала, ее разрезали на несколько фрагментов. Процесс был медленным, трудоемким, но, тем не менее, стал началом серийного производства. Затем Тонет усовер­шенствовал технологию гнутой древесины - вместо фанеры мастер склеивал в пучки прутья из бука и наладил массовое производство. Была открыта фабри­ка в регионе буковых рощ в Моравии, что позволило исключить затраты на перевозку сырья. Иконой дизайна стал стул Thonet №14. В отличие от клееного стула предшествующих эпох, модель №14 состоит из 8 деталей, которые крепятся 10-12 болтами, что дает возможность подтягивать конструкцию для сохранения прочности. В разобранном виде в ящик объемом 1 куб.м упаковывается 48 стульев, который легко транспортировать. Упаковка позволила легко транспортировать стулья в разобранном виде. С 1859 по 1930 годы было продано более 50 млн. штук. Первыми массовыми заказчиками стула стали венские кафе, в результате чего модель №14 получила название «венский стул». Тонет внедрил программу мобильности и вариабельности форм. Два десятка базовых образцов были дополнены креслами и диванами. Для каждого комплекта изделий из унифицированных деталей предусматривается 8-10 исполнений, в которых варьируются порода дерева, отделка и покрытие. На основе базовых образцов проектируется около 600 вариантов изделий. Этот способ проектирования – модель и серия с комбинацией вариантов из базовых элементов - становится принципом проектирования для серийного производства. Дешевизна и разнообразие серий позволили обеспечить мебелью малоимущее население. Мебель Тонет отличает легкость, компактность, прочность, гигиеничность, простота сборки и обслуживания. Такие стулья, в противовес традиционной клееной мебели, позволяют создать простоту и уют, раскрепощают позы, не мешают жестикуляции, перемещению, общению и поведению людей. Они способствовали той фривольной и приветливой атмосфере клубов, ресторанов, зрительных залов Австро-Венгрии и Германии, которые царили в конце XIX века. Венские кафе, будучи демократичными местами собраний, использовали мобильность стульев, легко трансформируя помещения в танцевальные и зрительные залы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: