Габриэль Шанель. Маленькое черное платье

Примером функциональной одежды, которая может быть использована в разных жизненных ситуациях, является маленькое черное платье. Это изобретение Габриэль Шанель (1926) до сих пор перекраивается и является кодом модной индустрии. Революция в области конструирования платья заключалась в том, что Шанель отказалась от любого украшательства и вычурных фасонов, отдав приоритет лаконичности линии, комфорту, который обеспечивает непринужденность движений. В 1920-е годы маленькое черное платье становится полной противоположностью громоздким платьям BelleEpoque. Оно отвечает новому стилю garçon, который, игнорируя линию груди и талии, отстаивает свободное платье с заниженной талией длиной до колена. Мальчишеский стиль привносит в культуру короткую прическу с плотно облегающей голову шапочкой-клош. Стиль garçon завоевывает публику наряду со стилем artdeco на выставке в Париже 1925 года. Будучи сторонницей этого стиля, Шанель отстаивает имидж независимой и современной женщины.

Функционализм заключается в том, что платье должно быть естественным и удобным, обеспечивать раскрепощение тела. Его следует шить из простых тканей, доступных широкому кругу покупательниц. Габриэль Шанель создала стиль строгой необходимости, игнорируя влияние на работу портного,на вкусы и фантазии светских дам. Простота провозглашается основным принципом элегантности. Скромные модели Шанель входят в историю культуры под лозунгом «бедность роскоши», открывая в женской красоте грацию - свободу и гибкость движения.

Маленькое черное платье может быть с кружевным бельем и глубоким декольте, может быть наглухо закрытым с белым воротничком и манжетами. Его достоинства очевидны - оно стройнит, является связующим звеном между повседневным и вечерним нарядом, предстает идеальным фоном для аксессуаров, открывает множество возможностей для изменения женского облика. Когда Габриэль Шанель вводит в обиход бижутерию и духи Chanel №5 (1921), то открываются широкие возможности дизайна в противовес ремеслу индивидуального пошива. Функционализм платья обеспечивается вариабельностью форм. Оно может быть надето как строгий деловой костюм. Будучи дополнено аксессуарами, платье легко трансформируется в нарядное вечернее. Платье свободно дополняется жемчугом, яркой бижутерией, меховыми горжетками, муфтами, манжетами и пр. Благодаря Шанель женщина перестает быть домохозяйкой и обретает социальный статус. Функционализм платья дает возможность увидеть новые коннотации в ситуации работы, театра, вечернего коктейля, праздника или светской встречи.

ЖАК-ЭМИЛЬ РУЛЬМАН. КРЕСЛО “ЧЁРНЫЙ СЛОН”

В начале творческой карьеры в мебели Рульманна было заметно влияние ар-нуво, но впоследствии основным источником вдохновения стало французское мебельное искусство XVIII века. При создании мебели Рульманн использовал дорогие материалы, например слоновую кость и экзотические сорта древесины.“Чёрный слон” выполнен в стиле ар-деко.

ЙОЗЕФ АЛЬБЕРС. НАБОР “БАУХАУС”

В 1920 г. стал студентом высшей школы Баухаус в Веймаре. В 1922 году он создаёт в Баухаусе новую мастерскую художественного стекла, а затем возглавляет там мастерскую мебели. Известен также как создатель стеклянной и металлической утвари.

 

МАРСЕЛЬ БРОЙЕР. КРЕСЛО “ВАСИЛИЙ”

Под впечатлением от руля велосипеда Марсель Бройер создал кресло Wassily, предназначавшееся для Василия Кандинского, который в то время преподавал в Баухаузе. Бройер считается одним из представителей функционального направления и интернационального стиля в дизайне. Кресло не столь функционально как, например, модернистская мебель из гнутых трубок Марселя Бройера, Марта Стама, Людвига Мис ван дер Роэ. Однако в нем заложено стремление решить проблемы стандартизации с внедрением новых промышленных технологий. Кресло является одним из предметов мебели, наряду с серией консольных стульев B5, B32, B33, B34, B35 и столов B9, «Гнездо», которые проектировал Марсель Бройер. Первые версии каркаса кресла были покрыты никелем, другие были хромированы. Изгибы стальных трубок производят впечатление единой непрерывной формы. Полоски ткани сидения и спинки позволяют человеку расположиться так, чтобы не прикасаться к металлу, который может быть холодной. Подлокотники также выполнены из полосок ткани. Перекрывающие друг друга полоски ткани навеяны ранними работами Гэррита Ритвелда. После войны лицензию приобрела итальянская фирма Cassina и дала ему новое название в честь Василия Кандинского. Кресло не очень удобно для пользования, его эстетика сводится к простым геометрическим формам и эффекту хромированных трубок. Однако оно приобрело символический смысл, благодаря посвящению великому художнику. Будучи образцом модернизма (функционализма) в дизайне, кресло Wassily подверглось ре-дизайну в ситуации постмодерна, став предметом цитирования и обыгрывания у Алессандро Мендини (1978).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: