Болезненные воспоминания нужно объединить с жизнью в настоящем и наполнить новым смыслом. На этом этапе работы пациент, терапевт и Святой Дух трудятся вместе, чтобы изменить неверные установки и формы поведения, а достигнутые перемены сохранить надолго. Конечная цель — не только избавиться от прошлой боли или достичь какого–то уровня психического и эмоционального здоровья; главное — возрастать в уподоблении себя Христу и, взрослея, трудиться над очищением своей жизни от греха и истинным ее освящением. Лишь тогда «исцеленный помощник» обретет возможность на самом деле использовать свои болезненные воспоминания как инструмент, делающий благословенной жизнь других людей.
Иногда этот этап требует продолжительной и трудной работы, потому что само по себе исцеление памяти не делает нас совершенными и не гарантирует того, что наше поведение автоматически изменится. Настоящая трагедия болезненных воспоминаний — не только в сильной боли, которую мы из–за них ощущаем, и не только в мощнейшем напряжении, которое прошлое вызывает в нашей жизни сегодня. Самое трагичное в том, что из–за этой боли и напряжения мы усваиваем неверные пути решения жизненных трудностей и неверные способы общения с другими людьми, усваиваем настолько, что они становятся основой нашей личности и нашего образа жизни. Такие стереотипы должны быть изменены освящающей мощью Духа, Который выполнит эту задачу, если мы каждый день будем Ему послушны. Теперь мы иные — мы можем обрести освобождение от своей боли, напряжения и неуправляемости.
|
|
Почему память нуждается в исцелении?
Кто–то сказал: «Память — это сила собирать розы зимой». Очевидно, что здесь идет речь о радости от хороших воспоминаний. В книге Притчей это поясняется таким образом: «Память праведника пребудет благословенна» (10:7). Апостол Павел писал в Послании к Филиппийцам: «Благодарю Бога моего при всяком воспоминании о вас» (1:3). Такие воистину счастливые воспоминания были зимними розами Павла. Они приносили яркие цвета и тепло в затхлую и безжизненную атмосферу римской тюрьмы, где Павел писал эти слова.
Однажды я проводил богослужение для нескольких людей с эмоциональными расстройствами в больнице штата Кентукки. Многие из них приехали с гор на востоке штата. Больничный священник рассказал мне о том, в каких условиях живут эти люди: нищета, безработица, множество случаев насилия над детьми, алкоголизм, несчастные семьи. В своей проповеди я говорил им о Божьей милости, способной утешить их и исцелить эмоциональные раны, которые были одной из причин их болезни. Потом капеллан предложил им выбрать гимн, который они хотели бы спеть в завершение. Я был удивлен: несколько человек назвали хорошо известную в Аппалачах религиозную песню «О радость памяти, как она длится». В самой пучине своих душевных страданий они всеми силами пытались помнить из прошлого лишь «розы». Но физическое и эмоциональное состояние эти людей живо свидетельствовало о том, что они отказывались признавать наличие многочисленных шипов у этих «роз» и смиряться с существованием.