Эта молитва — один из важнейших элементов процесса исцеления памяти. Чтобы Дух Святой смог на самом деле устранить преграды к целостности, необходимо усердно молиться об этом, уделяя в такой свободной молитве особое внимание тому, чтобы во всех подробностях вспомнить и представить себе, когда и как происходили те события, которые стали причиной болезненных воспоминаний. Терапевту при этом важно с глубоким сочувствием довериться переживаниям своего пациента, о котором он молится.
В такой особой молитве мы позволяем Святому Духу вернуть нас к переживаниям прошлого и пройти вместе с нами через эти болезненные воспоминания. И тогда, молитвенно представляя прошедшие события, погрузившись в них, мы обращаемся к Господу с просьбами, с которыми мы обратились бы к Нему в те моменты прошлого, и внимаем Его ответам и водительству так, как мы могли бы внимать тогда.
Время такой молитвы — главнейшая часть исцеления памяти. Чудо исцеления начинается именно в молитве; без молитвы все происходящее стало бы просто одной из форм самовнушения, психотерапии через катарсис или терапии чувств. Получить стойкие результаты невозможно, если пренебречь этим особым этапом молитвы.
|
|
Порой наши молитвы, как нам кажется, остаются без ответа. Это бывает, когда мы просим не того, что нам действительно нужно, или когда наши просьбы продиктованы ложными побуждениями (см. Иакова 4:2–3). Важно, чтобы у наших молитвенных усилий была ясная цель. Одно из чудес, которые нередко происходят во время подобной специальной молитвы, — то, что Сам Святой Дух становится нашим Консультантом, нашим Утешителем, проясняя для нас содержание самой молитвы и очищая наши побуждения в ней. Часто мы начинаем молитву с просьбы о помощи в том, чтобы вспомнить какое–то отдельное событие или отношения с каким–то человеком, потому что думаем, что наши проблемы связаны именно с этим. Потом, уже во время молитвы, Дух приоткрывает нам более глубокие пласты наших переживаний, помогая нам обнаружить истинную причину нашей проблемы. Такое осознание чрезвычайно важно, и позже мы будем уделять много времени именно ему. Наша падшая природа и те греховные мысли и действия, которыми мы отвечали на причиненные нам обиды, порой делают нашу память очень избирательной. Иначе говоря, наше воспоминание о чем–то может быть сильно искажено из–за того, что это событие вызвало в нас очень сильные чувства. Вы помните, в главе 1 мы говорили об имеющихся в мозге особых сочленениях, или синапсах, которые проводят электрохимические импульсы и таким образом передают информацию? Многие сотни из этих синапсов могут изменять информацию до, после или в процессе ее получения.
|
|
Наши душевные, эмоциональные и духовные установки играют большую роль в переработке того, что мы запоминаем, и часто могут совершенно сбить нас с толку, когда мы пытаемся обнаружить в прошлом моменты, особенно значимые для нашего исцеления. Вот почему так важны слова Христа об истине: «И познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Иоанна 8:32). Святого Духа Он любит именовать «Духом истины» (Иоанна 14:17). Иногда именно в процессе особой молитвы, которую мы совершаем после того, как с помощью консультирования продвинемся, насколько это возможно, к пониманию проблемы, Дух истины, подобно лучу огромного лазера, высвечивает то, что нам действительно нужно, и проливает Свой целительный свет на все, связанное с этими нашими нуждами.
Джек — молодой неженатый человек лет тридцати, привлекательной внешности, работник солидной фирмы. В последнее время с ним стали случаться приступы депрессии. Хотя он уже давно был христианином, его переполняло неясное чувство вины, которое мешало ему поверить, что Бог действительно его любит. Он так описывал эти чувства: «Я опутан невидимыми цепями; все время я прошу Бога разрушить эти цепи, но чувствую, что Он не хочет этого сделать для меня. Меня угнетает чувство безнадежности и собственной ненужности». Джек рассказал, что у него есть способности к рисованию и музыке: «Люди говорят, что у меня много талантов. Мне хотелось бы использовать их для Господа, но меня как бы зажимает в тиски, и я не могу проявить свои способности. Из–за этого я злюсь на себя и чувствую, что Бог тоже недоволен мной».
На работе ему бывало трудно постоять за себя, когда это было необходимо; в результате его начальник и сослуживцы пользовались этим без всякого стеснения, ничего даже не говоря ему. Почему Джек позволял так поступать с собой? «Я боялся, что ко мне станут относиться еще хуже, чем прежде». Я отметил это слово — «прежде» — и спросил, что оно значит. В ходе последующих встреч Джек рассказал о семье, в которой он вырос, об атмосфере постоянного отвержения, осуждения и даже насилия. Одним из самых тяжелых воспоминаний было воспоминание о том, как он просыпался ночью оттого, что отец начинал ругаться и бить его. Это часто случалось уже через несколько часов после того, как Джеку, по обыкновению, позволяли отправиться в постель только в обмен на вымышленный рассказ о дурных поступках, которые он якобы совершил; этим рассказом он на короткое время ублажал отца, настойчиво обвинявшего его! У матери Джека регулярно случались «припадки», и она могла визжать, швыряя и круша все, что попадало под руку. В доме всегда царила атмосфера крайней непредсказуемости.
В ходе наших бесед казалось, что большинство чувств Джека направлены против его родителей. Изредка он вспоминал о своей старшей сестре, но всегда лишь вскользь. Однако во время молитвы об исцелении все изменилось, и Джек стал извергать сильнейшие потоки гнева на свою сестру. Каким–то образом у нее было совершенно исключительное и привилегированное положение в этой лишенной всякой логики семье, и она во множестве случаев могла бы помочь Джеку и оградить его от страданий. Вместо этого она усиливала его мучения. Всякий раз, знакомя с ним своих друзей, она язвительно замечала: «Не обращайте на Джека внимания — он у нас дурачок». К родительским подозрениям она добавляла свои и еще больше ухудшала положение Джека. Уже после того, как они оба стали жить самостоятельно, отдельно от родителей, он однажды заговорил с сестрой о том, что они никогда не проявляли никаких признаков привязанности друг к другу. Джек был очень обижен и огорчен тем, что вместо хоть какого–то понимания и утешения услышал в ответ: «Ну и чего ты ждешь, мне теперь обниматься с тобой, что ли?»
|
|
Когда благодаря действию Святого Духа для нас начали проясняться какие–то глубинные симптомы и жалобы Джека, идущие из недр его болезненных воспоминаний (см. Римлянам 8:26–27), стало очевидным, что более всего Джек нуждался в исцелении именно в этой области. Безусловно, простить сестру ему было гораздо тяжелее, чем своих родителей. И, лишь пройдя путь долгой борьбы со своими обидами и позволив Святому Духу «вырвать эти обиды из своего сердца, как клубок пиявок», Джек смог наконец простить ее и, в свою очередь, получить Божье прощение за те годы жизни, что были наполнены затаенной злобой. И все это явилось результатом времени, проведенного в молитве. Ведь в конце концов наш истинный Терапевт, истинный Утешитель — Святой Дух, Который ведет нас ко всякой истине.
Даже если на этапе молитвы у нас и не получается что–то по–новому увидеть в себе, такая молитва всегда придает нам новую силу. Именно благодаря этому работа по исцелению памяти никогда не превратится в некий новый вид психотерапии, где человек «самостоятельно оказывает на себя психическое воздействие», чтобы «почувствовать себя комфортно». Этап молитвы — это время, когда испытующая мощь Самого Бога проникает в глубочайшие пласты нашей личности. Мне сотни раз приходилось слышать, как, пройдя этап молитвы, люди говорили: «Это просто невероятно… Я чувствовал себя совсем по–новому, другим человеком, но все равно сомневался. Надолго ли все эти перемены? Смогу ли я при встрече отнестись иначе к тому, кто меня обидел, или иначе увидеть свое окружение, когда вернусь в него? А ведь и правда, мне теперь ясно, что мои душевные раны на самом деле исцелены. Бог совершил это чудо, и сегодня, оглядываясь назад, я понимаю, что это произошло именно тогда, когда мы вместе молились». И, как правило, за этим выводом следует молитва благодарения и восхваление Бога.