Приходское пространство

Приходская жизнь на территории крестьянского мира (волости, стана, погоста) создавала свою особую топографию, заполненную священными знаками, сооружениями, ритуальными пространствами и т. п. Как правило, в пределах приходских границ постепенно оформлялись две зоны.

Малая зона образовывалась центральным культовым комплексом (два храма-зимний и летний, колокольня) и кладбищем. В XIX веке повсеместно храмы, колокольня и кладбище обносились оградой, имевшей несколько входных врат, и отделялись от крестьянских изб почтительным расстоянием. Малая зона не обязательно находилась в центре села. Храмы и погост могли быть на его окраине и даже на некотором удалении от населенного пункта.

Примыкая к малой зоне, но не сливаясь с ней, располагались прихрамовые сооружения, в первую очередь дома церковного причта и-иногда-помещения для прихожих богомольцев. Тут же была изба для мирских сходов, а в больших селах еще кабак и место для торгов. Со второй половины XIX века обязательным сооружением станет здание церковноприходской школы. Получалась, что в приходской топографии священное соседствовало с мирским, "чистое" -с "нечистым". Соседствовало, но не сливалось. Мирское как бы нуждалось в освящении.

Большая зона приходского пространства образовывалась сооружениями и знаками, рассеянными по всей территории прихода.

В Суландском приходе (Шенкурский у.), где деревни располагались от приходских храмов не далее пяти верст, у одного из ручьев, где специально брали воду для омовения малых детей, стоял большой деревянный крест. А рядом с пашней стояла часовня во имя Власия, возведенная после нескольких неурожайных лет. К ней приходили как поодиночке, так и всем миром.

В Покшенгском приходе (Пинежский у.), где самая отдаленная деревня была в 8 верстах от храма, стояло несколько часовен, а также имелись "амбары с иконами и колоколами". В Прилуцком приходе (Онежский у.) в различных местах стояли часовни: Казанская, Онуфриевская, Сретенская, Тихвинская, Петропавловская, Ильинская, Никодимовская. Таких примеров в северных приходах было великое множество.

Часовни - наиболее часто встречающееся сооружение большой зоны. Они ставились в самых различных местах: на околице деревни и в ее центре (а то и в ряду с жилыми домами), в лесу и у дороги, у озера и рядом с пашней, на поскотине или просто возвышенном месте. Их кресты, заметно поднимаясь над крышами изб или окружающей природой, через версты перекликались с крестами приходского храма.

Ставились на территории прихода и памятные кресты - там, где когда-то стояла церковь или часовня, у перекрестка дорог, на месте неожиданной смерти или исцеления. Кое-где воздвигались кресты обетные.

В больших приходах в отдаленных деревнях могли ставиться приписные церкви, в которых богослужения проводились раз-два в году.

Нетрудно заметить, что сооружения большой зоны были вкраплены в важнейшие объекты крестьянского мира-деревни, дороги, пашни, ручей, лес. Освящая их, священные объекты повсюду и всегда напоминали человеку о Боге. Имели они и прикладное значение: выделяя в окружающем природном пространстве все наиболее ценное-чистый родник с минеральной водой, рощу с ценными породами деревьев, колодец с питьевой водой и т. п.-кресты и часовни, памятные кресты и камни призывали всех бережно относиться ко всему редкому и уникальному, что подарено Богом.

Обе зоны - большая и малая -в каждом приходе составляли единое целое. Такое устроение пространства позволяло всех включать в разнообразные формы приходской жизни. И в этом была важная сторона народной православной культуры.

Количество приходов

Ниже приводится таблица, показывающая поуездную численность православных приходов на Русском Севере в XVII-начале XX века. В нее включены сведения о городских и сельских приходах, полученные при анализе документов северных епархиальных консисторий. Напомним читателю лишь то, что уезды Севера, долгое время в XVI-XVIII веках существовавшие в исторических, неизменных границах, по екатерининской губернской реформе 1775 года были заметно разукрупнены, поэтому их количество в конце XVIII века выросло.

Уезды конца XVII в. 1690-е годы Уезды конца XVIII-ХХ вв. 1799 г. 1910-е гг.
Вологодский   Вологодский Грязовецкий   152 72
    Кадниковский    
Тотемский   Тотемский    
Устюжский   Устюжский    
    Никольский    
Яренский   Яренский У.-Сысольский    
С.-Вычегодский Важский   С.-Вычегодский Шенкурский    
    Вельский    
Мезенский   Мезенский    
    Пинежский    
Кеврольский        
Пустозерский   Печорский    
Двинский   Архангельский Холмогорский    
Кольский   Кольский Кемский    
Каргопольский   Каргопольский    
    Онежский    
Олонецкий   Олонецкий Петрозаводский Вытегорский    
    Повенецкий    
    Пудожский Лодейнопольский    
Устюженский Белозерский   Устюженский Белозерский Кирилловский Череповецкий * *  
ВСЕГО:        

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: