Приходская жизнь на территории крестьянского мира (волости, стана, погоста) создавала свою особую топографию, заполненную священными знаками, сооружениями, ритуальными пространствами и т. п. Как правило, в пределах приходских границ постепенно оформлялись две зоны.
Малая зона образовывалась центральным культовым комплексом (два храма-зимний и летний, колокольня) и кладбищем. В XIX веке повсеместно храмы, колокольня и кладбище обносились оградой, имевшей несколько входных врат, и отделялись от крестьянских изб почтительным расстоянием. Малая зона не обязательно находилась в центре села. Храмы и погост могли быть на его окраине и даже на некотором удалении от населенного пункта.
Примыкая к малой зоне, но не сливаясь с ней, располагались прихрамовые сооружения, в первую очередь дома церковного причта и-иногда-помещения для прихожих богомольцев. Тут же была изба для мирских сходов, а в больших селах еще кабак и место для торгов. Со второй половины XIX века обязательным сооружением станет здание церковноприходской школы. Получалась, что в приходской топографии священное соседствовало с мирским, "чистое" -с "нечистым". Соседствовало, но не сливалось. Мирское как бы нуждалось в освящении.
|
|
Большая зона приходского пространства образовывалась сооружениями и знаками, рассеянными по всей территории прихода.
В Суландском приходе (Шенкурский у.), где деревни располагались от приходских храмов не далее пяти верст, у одного из ручьев, где специально брали воду для омовения малых детей, стоял большой деревянный крест. А рядом с пашней стояла часовня во имя Власия, возведенная после нескольких неурожайных лет. К ней приходили как поодиночке, так и всем миром.
В Покшенгском приходе (Пинежский у.), где самая отдаленная деревня была в 8 верстах от храма, стояло несколько часовен, а также имелись "амбары с иконами и колоколами". В Прилуцком приходе (Онежский у.) в различных местах стояли часовни: Казанская, Онуфриевская, Сретенская, Тихвинская, Петропавловская, Ильинская, Никодимовская. Таких примеров в северных приходах было великое множество.
Часовни - наиболее часто встречающееся сооружение большой зоны. Они ставились в самых различных местах: на околице деревни и в ее центре (а то и в ряду с жилыми домами), в лесу и у дороги, у озера и рядом с пашней, на поскотине или просто возвышенном месте. Их кресты, заметно поднимаясь над крышами изб или окружающей природой, через версты перекликались с крестами приходского храма.
Ставились на территории прихода и памятные кресты - там, где когда-то стояла церковь или часовня, у перекрестка дорог, на месте неожиданной смерти или исцеления. Кое-где воздвигались кресты обетные.
|
|
В больших приходах в отдаленных деревнях могли ставиться приписные церкви, в которых богослужения проводились раз-два в году.
Нетрудно заметить, что сооружения большой зоны были вкраплены в важнейшие объекты крестьянского мира-деревни, дороги, пашни, ручей, лес. Освящая их, священные объекты повсюду и всегда напоминали человеку о Боге. Имели они и прикладное значение: выделяя в окружающем природном пространстве все наиболее ценное-чистый родник с минеральной водой, рощу с ценными породами деревьев, колодец с питьевой водой и т. п.-кресты и часовни, памятные кресты и камни призывали всех бережно относиться ко всему редкому и уникальному, что подарено Богом.
Обе зоны - большая и малая -в каждом приходе составляли единое целое. Такое устроение пространства позволяло всех включать в разнообразные формы приходской жизни. И в этом была важная сторона народной православной культуры.
Количество приходов
Ниже приводится таблица, показывающая поуездную численность православных приходов на Русском Севере в XVII-начале XX века. В нее включены сведения о городских и сельских приходах, полученные при анализе документов северных епархиальных консисторий. Напомним читателю лишь то, что уезды Севера, долгое время в XVI-XVIII веках существовавшие в исторических, неизменных границах, по екатерининской губернской реформе 1775 года были заметно разукрупнены, поэтому их количество в конце XVIII века выросло.
Уезды конца XVII в. | 1690-е годы | Уезды конца XVIII-ХХ вв. | 1799 г. | 1910-е гг. |
Вологодский | Вологодский Грязовецкий | 152 72 | ||
Кадниковский | ||||
Тотемский | Тотемский | |||
Устюжский | Устюжский | |||
Никольский | ||||
Яренский | Яренский У.-Сысольский | |||
С.-Вычегодский Важский | С.-Вычегодский Шенкурский | |||
Вельский | ||||
Мезенский | Мезенский | |||
Пинежский | ||||
Кеврольский | ||||
Пустозерский | Печорский | |||
Двинский | Архангельский Холмогорский | |||
Кольский | Кольский Кемский | |||
Каргопольский | Каргопольский | |||
Онежский | ||||
Олонецкий | Олонецкий Петрозаводский Вытегорский | |||
Повенецкий | ||||
Пудожский Лодейнопольский | ||||
Устюженский Белозерский | Устюженский Белозерский Кирилловский Череповецкий | * * | ||
ВСЕГО: |