Людвига ван Бетховена

 

Творчество Бетховена одно из самых значительных явлений мировой культуры. По демократизму, идейной силе, смелости новаторства оно не имеет себе равных в музыкальном искусстве западной Европы.

 

Идейное формирование пропитано идеалом Французской Буржуазной Революции. Равенство всех людей, стремление к справедливости, свободе личности, ненависть к деспотизму, унижению сделались основой мировоззрения Бетховена, он остался верен им на протяжении всего творчества.

 

 

Можно крупно выделить три темы творчества:

 

1) Борьба и победа, радость и скорбь гигантских народных масс. Его интересуют судьбы всего человечества. Тема остро ставит вопрос о герое.

Герой – неотделим от народа. В служении человечеству, в завоевании для него свободы герой видит цель своей жизни.

Героическая тема проходит через все творчество: «Эгмонт», увертюра «Кориолан», «Леонора №3», III, V, IX симфонии, 1,5,8,23 сонаты.

 

2) Лирическая. Раскрывается многогранная внутренняя жизнь человека. Психология нового человека свободного от феодальных догм. Встречаются: вдохновенная философия, глубокая лирика, народный юмор. Герой не только борец, но и мыслитель.

Медленные части сонат и симфоний.

 

3) Пасторальная. Тема природы, окружающей героя.

IV, VI симфонии, 21 соната «Аврора».

 

В творчестве несколько этапов развития:

 

Ранний период – поиск своего стиля.

 

Центральный – многие произведения с героико-драматической темой.

 

Поздний – яркое проявление романтических тенденций.

 

Меняется музыкальный язык: исчезает изысканная учтивость, плавность ритмики.

 

Темы: простые, лаконичные, динамичные, резкие, с неожиданными sF, >, ритмы активные, часто встречается пунктир, опора на маршевость, танцевальность. Часто с внутренним конфликтом. Звучание становится насыщенным, плотным.

Оркестр: вводит новые инструменты, усиливает медь и нижние струнные.

Гармония: более диссонансная, с обилием септаккордов и нонаккордов.

 

Вносит изменения в сонатно-симфонический цикл.

 

В своем творчестве Бетховен обобщил достижения предшественников с музыкой времен Французской Буржуазной Революции.

 

В его стиле проявляются такие тенденции классицизма как: ясность, роль разума, совершенство формы. Но и проявляются тенденции романтизма: изменение гармонии, сонатного цикла, тематики произведений.

 

Бетховен - последний композитор 19 века, для которого сонатность – самая естественная форма мышления - выражение гармонического мироощущения.

 

РОМАНТИЗМ.

 

Смена художественного направления была следствием громадных социальных перемен, происшедших на рубеже веков.

 

Передовая общественность была глубоко разочарована в результатах революции. Принцип: «свобода, равенство, братство» остался утопической мечтой.

Обманутые в лучших надеждах, неспособные примириться с действительностью, художники выражали свой протест к новому порядку.

 

Обличение буржуазного строя, ограниченного косностью мещанства, составляет основу идей романтизма.

 

Романтизм обогатил искусство многими новыми темами. Пристальным интересом к внутреннему миру простого человека. Лирика, психологичность образов – одно из выдающихся достижений 19 века.

 

Романтики воспринимали мир и человека подчеркнуто субъективно.

 

ТЕМАТИЗМ.

 

1) В музыке господствующее значение приобретает тема «лирической исповеди», в особенности любовная лирика, которая с наибольшей полнотой раскрывает внутренний мир героя.

 

 

2) Трагический конфликт между героем и действительностью. Мотив одиночества, тоски о недосягаемом прекрасном идеале.

 

3) Тесно соприкасается с этими темами тема природы, которая раскрывается очень вдохновенно и тонко. Картины природы не просто зарисовки, они всегда темно связаны с настроением героя.

 

4) По-новому звучит героическая тема. Она трактуется не универсально (как у Бетховена), а подчеркнуто национально.

5) Фантастика и вымысел. Воображаемый мир возвышает художника над действительностью.

Новые темы вызывают новые жанры и формы.

Ведущим жанром становится – песня, романс. Наряду с песней расцветает камерная миниатюра, которая вырастает из домашнего музицирования. На основе миниатюр возникают крупные жанры – циклы.

Происходит расцвет танцевальной миниатюры: вальсы, мазурки, полонезы. Появляются новые самостоятельные жанры: баллада, рапсодия, экспромт, музыкальный момент.

 

Многие классические формы трактуются свободно (соната, вариации, симфония).

 

Новые образы привели к изменению и расширению выразительных средств.

 

Роль гармонии, тембра, фактуры становится равноценной по сравнению с мелодией.

Используются красочные измененные гармонии, сопоставление тональностей, яркие тембровые сочетания.

 

Общей тенденцией романтизма становится повышенный интерес к отечественной культуре. Если раньше мелодия и гармония были общеевропейского плана, то в эпоху романтизма проявляется многонациональный колорит. Композиторы опираются на фольклор своего народа. Возникают крупные национальные музыкальные школы: польская, венгерская, чешская, русская и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: