ФРАНЦА ШУБЕРТА.
Шуберт – младший современник Бетховена. В отличие от него Шуберт выдвинулся как художник не в годы революции, а в годы общественно политической реакции. Грандиозности и масштабности Бетховена Шуберт противопоставил лирические миниатюры, картинки демократического быта – домашние, интимные, напоминающие импровизацию. Бетховен был последним венским классиком, а Шуберт – первым венским романтиком.
В Австрии национально-патриотический подъем никогда не имел яркого выражения, но реакция на него приняла наиболее мрачный характер. В условиях деспотизма открытая общественная деятельность была невозможна. Жестокой действительности Шуберт мог противопоставить только богатство внутреннего мира «маленького человека».
Как и Моцарт, Шуберт не обошел ни одной области музыкального искусства (симфонии, оперы, духовные произведения, фортепианная миниатюра, песни). Но вместе с тем, особое место в творчестве занимают песни, фортепианная миниатюра, именно в них новаторство Шуберта проявилось с наибольшей смелостью. Он родоначальник лирической инструментальной миниатюры, романтической симфонии – лирико-драматичесмой и эпической, песни – как самостоятельного глубоко содержательного жанра.
|
|
Музыкальный язык Шуберта сформировался на венской музыке сочетающей в себе черты австрийского, венгерского, немецкого, славянского фольклора. Лирическая простота и легкость, доходчивость и изящество, веселый темперамент и непринужденность танцевального движения австрийской народной музыки наложили свой отпечаток на музыкальный язык Шуберта.
Основой его творчества является песенность. В сонатах и симфониях песенный склад тематизма определяет особенности структуры, приемы развития.
Лирика – суть творчества Шуберта. Диапазон лирической тематики исключительно широк: тема любви, радости, горести, скитальчества, одиночества и тема природы.
Мелодия – Шуберт тонко соединяет интонации распевные, декламационные, речевые.
Гармония Шуберта разнообразна и красочна. Используются красочные сопоставления тональностей, модуляция в далекие тональности. Существует именная Шубертовская гармония – трезвучие VI гармонической ступени.
В песенном творчестве пересматривается роль аккомпанемента. Он трактуется как помощник создания художественного образа, как элемент, обладающий своим «секретом», без которого невозможно существование художественного целого.
Наряду с песней в музыке прочно укрепляется новый жанр – лирическая миниатюра (экспромт, музыкальный момент, листок из альбома). Эти произведения имеют существенные приметы: малая форма, импровизационная непосредственность, лирический образ.
|
|
С годами произошла эволюция творчества: наивная юношеская доверчивость, идиллическое восприятие жизни отступают перед потребностью отражения подлинных противоречий окружающего мира, что привело к росту психологических черт, усилению драматизма и трагической выразительности в музыке Шуберта.
ХАРАКТЕРИСТИКА ТВОРЧЕСТВА
ФРИДЕРИКА ШОПЕНА.
Шопен величайший представитель польской культуры, оказал огромное влияние на развитие мировой музыки.
Творчество Шопена естественно влилось в передовые художественные искания. При жизни получил всеобщее признание. Был близок своей романтической мечтательностью, взрывом драматизма, поразил оригинальностью и смелостью языка.
Прочно связан с классицизскими традициями, очень близок Моцарту.
«Если б Моцарт был жив, он писал бы концерты Шопена».
(Р. Шуман).