НЕОРГАНИЧЕСКАЯ И АНАЛИТИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
Методические указания и задания для выполнения контрольной работы
студентами факультета ветеринарной медицины
очной и заочной формы обучения
Составители:
Г.Н. Аристова
В.В. Сентемов
Ижевск
ФГБОУ ВО Ижевская ГСХА
УДК [546+543](078)
ББК 24.1+24.4я73
Н 52
Методические указания разработаны в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) 111801 «Ветеринария» утвержденными МОН РФ 23 декабря 2010 №2021.
Рассмотрены и рекомендованы к изданию редакционно-издательским советом ФГБОУ ВО Ижевская ГСХА, протокол № 5 от «11» ноября 2014 г.
Рецензенты:
В.А.Руденок - кандидат химических наук, доцент кафедры химии ФГБОУ ВО Ижевская ГСХА
И.С.Иванов - кандидат биологических наук, доцент кафедры ВСЭ и радиобиологии ФГБОУ ВО Ижевская ГСХА
Составители:
Г.Н.Аристова - старший преподаватель кафедры химии ФГБОУ ВО Ижевская ГСХА
В.В.Сентемов - профессор кафедры химии ФГБОУ ВО Ижевская ГСХА
|
|
Н 52 Неорганическая и аналитическая химия: методические указания и задания для выполнения контрольной работы студентами факультета ветеринарной медицины очной и заочной формы обучения / сост.: Г. Н. Аристова, В. В. Сентемов. – Ижевск: ФГБОУ ВО Ижевская ГСХА, 2014. – 87 с.
В методических указаниях приводятся опорные конспекты, алгоритмы и примеры решения задач, справочные материалы, задания для выполнения контрольной работы студентами очной и заочной формы обучения по направлению подготовки (специальности) «Ветеринария».
УДК [546+543](078)
ББК 24.1+24.4я73
© ФГБОУ ВО Ижевская ГСХА, 2014
© Аристова Г.Н., Сентемов В.В., сост., 2014
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…..……………………………………………………….…… | |
Раздел I. Опорные конспекты …..……………………………………. | |
Тема 1. Основные классы неорганических соединений …..……. | |
Тема 2. Строение атома ….………………………………………… | |
Тема 3. Ковалентная химическая связь..…………………………. | |
Тема 4. Энергетика химических реакций......…………………….. | |
Тема 5. Химическая кинетика..…………………………………… | |
Тема 6. Способы выражения концентрации растворов..………. | |
Тема 7. Растворы неэлектролитов..……………………….............. | |
Тема 8. Растворы электролитов. Ионные уравнения реакций …. | |
Тема 9. Гидролиз солей ……..…………………………...………… | |
Тема 10. Окислительно-восстановительные реакции …………… | |
Тема 11.Комплексные соединения …………………..…………… | |
Раздел II. Задания для самостоятельной работы ………..………..… | |
Экзаменационные вопросы………..…………………………..……… | |
Список используемой литературы ………………………………...… | |
Приложения ………………..…………………………………..……… |
|
|
ВВЕДЕНИЕ
Нет ни одной отрасли народного хозяйства, где бы ни использовались достижения химии, являющейся одной из фундаментальных естественнонаучных дисциплин. Химия-наука о составе, строение, свойствах, превращениях веществ и явлениях, их сопровождающих.
В любой клетке организма животного протекают химические реакции, и их понимание помогает поиску и способу лечения болезни. Поэтому знание химии необходимо для профессиональной деятельности ветеринарного врача.
Химия составляет теоретическую и экспериментальную основу ветеринарной клинической медицины. Методами аналитической химии изучают качественный и количественный состав различных веществ, в биологических жидкостях.
Знания, умения, навыки, формируемые данной дисциплиной необходимы для изучения последующих дисциплин, таких как биоорганическая химия, фармакология, основы ветеринарии и др.
Данное методическое пособие подготовлено в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки 111801 «Ветеринария». Дисциплина «Химия неорганическая и аналитическая» включена в базовую часть математического и естественнонаучного цикла дисциплин и должна формировать следующие компетенции:
ОК-1- владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
ОК-11- использование основных законов естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности;
ПК-29- способность и готовность осуществлять сбор научной информации, подготовку обзоров, аннотаций, составление рефератов и отчетов, библиографий, участвовать в научных дискуссиях и процедурах защиты научных работ различного уровня, выступать с докладами и сообщениями по тематике проводимых исследований, анализировать отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования, разрабатывать планы, программы и методики проведения научных исследований, проводить научные исследования.
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать: фундаментальные разделы общей химии, в т.ч. химические системы, химическую термодинамику и кинетику, реакционную способность веществ. Химическую идентификацию. классификацию неорганических веществ, строение простых и сложных веществ. Свойства химических элементов, и их биороль для живых организмов. Свойства растворов электролитов, комплексные соединения, комплексометрическое титрование.
уметь: использовать знания в области химии для освоения теоретических основ, определять возможности и пути самопроизвольного протекания химических процессов, выбирать наиболее оптимальные, прогнозировать свойства элементов и их важнейших соединений по положению элементов в периодической системе Д.И. Менделеева, уметь решать задачи по разным способам выражений концентраций растворов.
владеть: навыками базовых знаний и умений для изучения последующих дисциплин, формулирования правильных выводов и оценивания возможности использования полученных знаний на следующих курсах, физико-химическими методами анализа, владеть методикой определения жесткости воды, определять массу ионов Ca2+ в г рамах в 1 л молока, владеть математическими методами анализа, информационными технологиями.
Методическое пособие соответствует примерной программе по неорганической и аналитической химии для направления подготовки 111801 «Ветеринария» и включает основные методические рекомендации по изучению студентами основных теорий неорганической и аналитической химии.
Подготовка данных методических указаний вызвана необходимостью обеспечения студентов учебно-методической литературой, соответствующей требованиям ФГОС ВО.
|
|
Цель пособия состоит в оказании помощи студентам в освоении теоретического и практического материала, предусмотренного рабочей программой.
Материал методических указаний разделен на 2 части (раздела).
Первый раздел «Опорные конспекты» включает 11 тем, в которых кратко в виде тезисов рассматриваются основные теоретические вопросы общей и неорганической химии. Эти знания необходимы для изучения свойств неорганических соединений, методов качественного и количественного анализа. Химия элементов в данном разделе не рассматривается в связи с большим объемом материала, но задания приводятся с указанием их биологической роли. По каждой теме приводится разбор типовой задачи и алгоритмами ее выполнения.
Второй раздел «Задания для самостоятельной работы» включает 12 заданий. к каждому заданию прилагаются 25 вариантов задач.
Для решения задач требуются справочные данные, которые приводятся в приложении.
В методических указаниях указаны экзаменационные вопросы.
Основными задачами данного пособия являются:
1)методическая помощь студентам в освоении основных тем дисциплины
2)оказание помощи для самостоятельной работы студента.
Самостоятельной работе студентов в вузе отводится половина учебного времени, изучаемой дисциплины.
При выполнении контрольных работ согласно своего варианта рекомендуется для лучшего усвоения и закрепления теоретического материала темы изучить сначала раздел «Опорные конспекты», чтобы понять сущность вопроса, теоретическое положение (его математическое выражение), уравнения реакций. Затем разобраться в решении типовой задачи и приступить к решению своей задачи.
РАЗДЕЛ I. ОПОРНЫЕ КОНСПЕКТЫ