Речи у детей со стёртой дизартрией

 

Речь является необходимым компонентом общения, в процессе которого она и формируется. Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения ребёнка. Умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы помогает детям овладеть монологической речью, что имеет приоритетное значение для полноценной подготовки ребёнка к школьному обучению.

Овладение связной речью возможно только при наличии определённого уровня сформированности словарного запаса и грамматического строя речи. Поэтому на решение задач формирования связной речи ребёнка должна быть направлена и работа по развитию лексико-грамматических средств речи.

Нами исследовано состояние связной речи у 40 детей в возрас е 5-6 лет (20 детей с нормальным речевым развитием и 20 детей со стёртой псевдобульбарной дизартрией).

Для выявления нарушений развития связной речи детям предлагалось выполнить следующие задания: составить предложение по сюжетной картинке, пересказать текст, составить рассказ по сюжетной картинке и серии картин.

Фиксировались: связность рассказа, полнота и адекватность сюжета, соблюдение последовательности в передаче событий и связь между фрагментами-эпизодами, использование грамматических норм языка.

Сравнительный анализ экспериментальных данных показал значительную разницу в состоянии развития связной речи у детей с нормальным развитием речи и детей со стёртой псевдобульбарной дизартрией.

У 2-х детей с высокой степенью сформированности функции (2,6 балла) фраза распространённая. Пересказ составлен самостоятельно, полностью передаётся содержание текста, соблюдается связность и последовательность изложения.

Употребляются разнообразные языковые средства в соответствии с текстом произведения.

В речи 2-х детей со средней степенью сформированности функции (2,2 6.) используются грамматические нормы языка. Пересказ составлен с некоторой помощью (побуждение, стимулирующие вопросы). Полностью передаётся содержание текста. Отмечаются отдельные нарушения связного воспроизведения текста, отсутствие художественно-стилистических элементов; единичные нарушения структуры предложения. При составлении самостоятельного рассказа используются наводящие вопросы. Отмечаются пропуски отдельных моментов действия или целого фрагмента.

У 3-х детей с низкой степенью сформированности функции (1,86.) отмечается бедность и однообразие употребляемых языковых средств. Пересказ составлен по наводящим вопросам. Связность изложения значительно нарушена. Отмечаются пропуски частей текста, смысловые ошибки. Нарушается последовательность изложения. Рассказ составлен с помощью наводящих вопросов. Его связность резко нарушена. Отмечаются пропуски существенных моментов действия и целых фрагментов, что нарушает смысловое соответствие рассказа изображаемому сюжету. Встречаются смысловые ошибки. Рассказ подменяется перечислением действий, представленных на картинке.

У 13-ти детей с самой низкой степенью сформированности функции (1,0 б.) отмечается однообразие употребляемых языковых средств. Пересказ составлен по наводящим вопросам. Связность изложения значительно нарушена. Отмечаются пропуски частей текста, смысловые ошибки. Нарушается последовательность изложения. Рассказ по сюжетной картинке дети составить не могли. Он подменялся перечислением действий, представленных на картинке. Таким образом, у большинства детей со стёртой псевдобульбарной дизартрией наблюдается нарушение характера фраз, нарушен пересказ и составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Опираясь на ранее разработанные программы развития связной речи и свой собственный опыт, удалось разработать систему коррекционных занятий, которая позволяет развивать у детей со стёртой псевдобульбарной дизартрией навыки речевого общения и построения связных монологических высказываний. Воспитанники научились выделять главные смысловые звенья рассказа-сообщения и соблюдать нормы лексико-грамматического оформления связных высказываний. Одновременно проводилась работа по целенаправленному воздействию на развитие неречевых психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления), тесно связанных с формированием навыков устного речевого общения.

На каждом этапе работы ставились задачи по овладению детьми речевыми навыками и способами действий, а также специальные задачи, направленные на усвоение детьми языковых средств.

К основному виду деятельности дошкольников относится игра. Следовательно, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребёнка. Поэтому занятия построены на сюжетно-ролевом содержании. На каждом занятии дети попадают в новую сказку, где, помогая сказочным героям, выполняют различные задания. На занятиях используются наглядные, словесные и практические методы обучения.Рекомендуемая в данной программе система обучения включает ряд разделов, предусматривающих овладение на выками монологической речи в следующих формах: составление высказываний по наглядному восприятию, воспроизведение прослушанного текста, составление рассказа-описания, рассказывание с элементами творчества.

Предусматривается постепенный переход от формирования у детей репродуктивных форм речи (с опорой на речевой образец) к самостоятельным формам речи.

Занятия построены на коммуникативно-познавательной основе, что предоставляет детям творческую самостоятельность. Развитие речи, словесно-

логического мышления, памяти и фантазии позволяют воспитывать самостоятельно мыслящую, творческую личность. К концу курса обучения дети: улучшили своё звукопроизношение; у них сформировалась яркая, выразительная речь; научились составлять: полный и краткий пересказ услышанного текста; рассказ по сюжетной картине, по серии сюжетных картинок, описывать картину с изображением пейзажа; выступать перед большой аудиторией (на праздниках).

На протяжении всего коррекционного курса, с целью показа достигнутых результатов, проводятся два открытых занятия для родителей (в декабре и апреле). Дети могут участвовать в праздниках (Новый год, заключительный концерт). Все занятия имеют определённую структуру.

Каждое занятие начинается с упражнения, направленного на активизацию внимания детей. Его цель привлечь внимание и интерес детей к совместному занятию, настроить детей на совместную работу и общение друг с другом. Здесь используются такие игры-упражнения, как: «Какие звуки ты различаешь’?», «Кто позвал?», «Кто самый весёлый?» и другие.

Далее сообщается тема занятия, проводится упражнение на релаксацию. В задачи данного этапа входит: нормализация психоэмоциональнго состояния и мышечного тонуса. Упражнения проводятся в положении сидя, включается и медленная ходьба.

На следующем этапе занятия проводится речевая гимнастика. Задачей этого этапа являет формирование правильного речевого дыхания и мягкой атаки голоса, развитие дикции и выразительности речи.

От речевого дыхания зависит и громкость, и чистота, и выразительность звучащей речи, поэтому необходимо научиться управлять речевым дыханием. Сначала упражнения связаны с формированием правильной осанки, так как речевое дыхание не должно встречать на своём пути мышечной преграды. Дальше дети

учатся регулировать своё дыхание: правильно расходовать воздух при произнесении слова, фразы, мягко, неслышно «добирать воздух во время паузы,

дышать легко, естественно. Основа этих упражнений — правильное чередование вдоха и выдоха, умение произвольно замедлять выдох, делать его плавным и прерывистым. К этим упражнениям подключаем голос. Сначала на выдохе произносится один звук (гласный или согласный), дальше — слог, слово, фраза.

Одновременно формируются навыки речевого дыхания и проводится работа над дикцией. Для того, чтобы чётко, правильно произносить слова надо иметь правильную артикуляцию «трудных» звуков, не «спотыкаться» на сложных звукосочетаниях, произносить до конца слова, не «проглатывать» отдельные звуки. Сначала уточняется правильное звукопроизношение свистящих, шипящих и соноров.

В структуру каждого занятия вводится артикуляционная гимнастика. В дальнейшем отрабатываемые звуки произносятся в скороговорках. Скороговорки многократно повторяются в различном темпе, с различным выражением, от лица различных героев. Выполняя эти упражнения, дети учатся правильно выделять паузами и голосом наиболее значимую информацию, передавать эмоциональное состояние говорящего и распознавать по интонации настроение собеседника и его характер.

Основная часть занятия направлена на развитие у детей умения составлять высказывания по наглядному восприятию, пересказывать текст, составлять рассказ-описание, рассказ по сюжетной картине и картине с изображением пейзажа, по серии сюжетных картин. Воспитанники учатся излагать с элементами творчества.

На начальном этапе обучения (в сентябре) у детей формируются установки на активное употребление фразовой речи, внимание к речи педагога, к собственным высказываниям. Закрепляется навык составления ответов на вопросы в виде развёрнутых предложений; усваивается ряд языковых средств, прежде всего, лексических (слова-определения, глагольная лексика), необходимых для формулирования высказываний. Используются упражнения по составлению предложений по картинкам, ряду последовательных предложений методом распространения его грамматической основы, фразы по нескольким предметным картинкам. Используется постановка соответствующих вопросов к картинкам или даётся образец ответа. Проводятся упражнения по формированию и закреплению навыков составления вопросов, упражнения и речевые игры, направленные на активизацию речемыслительной деятельности детей, закрепления навыков формулирования высказываний, формирования чувства языка. Здесь используются такие игры, как: «Подбери слово», «На что похоже?», «Узнай, о чём это?»,

к словам подбираются синонимы и антонимы, составляются словосочетания и предложения с данными словами, составляются предложения-ответы на вопросы.

После подготовительного этапа (он длится на протяжении сентября), каждый месяц проводятся занятия по пересказу текста, по составлению рассказа-

описания предметов, рассказыванию по сюжетной картинке, по серии сюжетных картин.

При обучении пересказу занятие включает подготовительные упражнения (отгадывание загадок о персонажах произведения, уточнение знания отдельных слов или словосочетаний, содержащихся в тексте; демонстрация соответствующих картинок); чтение произведения; разбор текста («языковой и содержательный»); пересказ текста (на первых этапах с опорой на иллюстрированный материал или на помощь педагога, далее — по опорному плану, самостоятельный пересказ). Занятие заканчивается анализом детских рассказов.

При обучении составлению рассказа-описания предметов дети учатся выделять существенные признаки и основные детали предметов, овладевают основными языковыми средствами, необходимыми для составления описательного рассказа.

У них формируется речемыслительная деятельность, активизируется зрительное, слуховое и тактильное восприятие, развивается память, внимание, наблюдательность.

На первых этапах обучения используются подготовительные упражнения, такие как: узнавание предмета по его описанию, сравнение предметов по основным признакам, упражнения на составление словосочетаний и предложений с учётом зрительного и тактильного восприятия. Далее происходит формирование первоначальных навыков самостоятельного описания (описание предмета по предваряющему плану-описанию) и описание предмета по основным признакам. В конце года дети учатся составлять описательный рассказ с включением различных признаков микротем.

Обучение рассказыванию по картинкам включает в себя несколько видов занятий. Это составление рассказа по сюжетным картинам с изображением

нескольких групп действующих лиц или несколько сценок в пределах хорошо знакомого детям сюжета («Семья», «Зимние забавы и др.). Дальше идёт обучение рассказыванию по сериям сюжетных картинок, достаточно подробно изображающих развитие сюжетного действия. Сначала разбирается каждая картинка серии (у детей формируются навыки целенаправленного анализа наглядно воспринимаемого предметного содержания, они учатся выделять «действенную», событийную основу и существенные детали изображения). Дальше картинки в нужном порядке размещаются на наборном полотне, по вопросам преподавателя определяется общее содержание изображённых событий. Дети «по цепочке» составляют высказывания по каждой из последовательных картинок, а далее составляют рассказ по всей серии картин в целом.

При обучении рассказыванию с элементами творчества, дети составляют рассказ по отдельной сюжетной картинке с придумы ванием предшествующих и последующих событий (по опорным вопросам). Описание пейзажной картины сначала проводится по плану, а затем самостоятельно.

Каждое занятие заканчивается подведением итогов и «выходом» из игровой ситуации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: