Фрагмент занятия «На лесной полянке»

Цель: обучать детей составлению рассказа-описания по предметным картинкам.

Коррекционно -развивающие задачи: развивать память, внимание, наблюдательность; заниматься активизацией зрительного, речеслухового и тактильного восприятия; формировать речемыслительную деятельность; развивать умение выделять существенные признаки и основные части (детали) предметов; формировать обобщённые представления о правилах построения рассказывания-описания предмета; вводить в связную речь языковые средства, необходимые для

составления рассказа-описания.

Общеобразовательные: знакомить на практическом уровне с учебной терминологией; формировать основы общеучебных навыков.

Воспитательные: развивать положительную мотивацию к учению, прививать любовь к природе.

1. Организационный момент.

2. Беседа.

Логопед: — На предыдущем занятии мы с вами были в лесу и познакомились с животными и их детёнышами. Но в лесу кроме зверей ещё можно увидеть много интересного. Скажите, что ещё можно увидеть в лесу? Сейчас осень, и Ёжик с Лисёнком приглашают нас в лес за грибами. (Дети закрывают глаза. Звучит музыка).

3. Дыхательная гимнастика.

Логопед: — Мы с вами в лесу. Давайте вдохнём осенний воздух. (Дети делают глубокий вдох, не поднимая плеч.)

Логопед: — На улице холодно, надо разжечь костёр. Нарубим дров. (Упражнение «Дровосек» выполняется 3-4 раза).

4. Общая артикуляторная гимнастика.

Логопед: - Из-за веток выглянуло солнышко. Мы обрадовались и улыбнулись. Но вот набежало облачко и закрыло солнце. Мы рассердились и надули губки. Увидели маленького ёжика и улыбнулись, но он убежал, и надули губки. (Упражнение «Улыбка» — «Трубочка»). На полянке мы нашли землянику. Нам надо набрать её в чашечку. (Упражнение «Чашечка»). Мы полакомились сладкими ягодками и испачкали губы, их надо облизать. (Упражнение «Вкусное варенье»).

5. Автоматизация [л] в скороговорке и предложениях.

Логопед: — Посмотрите, там стоит ёлка, а на ней колкие иголки. Давайте скажем: «У ёлки иголки колки». (По содержанию скороговорки педагог задает вопросы, дети на них отвечают. Далее они проговаривают скороговорку в медленном и

быстром темпе).

6. Работа с картинкой.

А) Подготовительные упражнения:

— рассматривание картинок с изображением грибов, проговаривание названий грибов;

— узнавание предмета по его описанию.

Б) Развитие первичных навыков сравнительного описания предметов:

дополнение детьми предложений, начатых педагогом, нужным словом, обозначающим признак предмета («У белого гриба ножка толстая, а у

подберёзовика...»). Преподаватель начинает предложение, а ребёнок заканчивает, потом повторяет предложение целиком.

- Составление предложений по вопросам («Какие шляпки у сыроежки и маслёнка? «У сыроежки шляпка жёлтая, а у маслёнка — коричневая»).

Выделение и обозначение контрастных признаков двух предметов («Белый гриб большой, а лисичка маленькая»).

Последовательное выделение ряда признаков, отличающих предметы какой-либо одной группы ( белый гриб и мухомор).

В) Формирование первоначальных навыков самостоятельного описания. Описание предмета по плану-схеме. (Схема рассказа-описания вклеивается в тетрадь).

Схема составления

рассказа - описания.

1. Что это?

2. Где растёт?

3. Какого цвета?

4. Какой формы?

5. Съедобный или несъедобный?

6. Что можно из него приготовить?

 

7. Закрепление полученных навыков составления рассказа- описания.

В ходе проведения игры «Забывчивый покупатель перед «продавцом» на столе раскладываются картинки. «Покупатель» сообщает, что забыл название предмета, который хочет купить. Продавец просит описать его. Детям предлагается составить

рассказ о предмете, не называя его.

8. Обобщение пройденного.

Логопед: — Вот и закончилось наше путешествие за грибами. С какими грибами мы сегодня познакомились? Вспомните скороговорку, которую мы сегодня выучили.

9. Подведение итогов занятия.

10. Оценка деятельности детей.

Сухонина Н.И.,воспитатель дошкольного отделения гимназии 56, г. Санкт-Петербург

ж. «Логопед в детском саду», № 2(27), 2008

 

Самаль И.Н.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: