Цель: обучать детей составлению рассказа-описания по предметным картинкам.
Коррекционно -развивающие задачи: развивать память, внимание, наблюдательность; заниматься активизацией зрительного, речеслухового и тактильного восприятия; формировать речемыслительную деятельность; развивать умение выделять существенные признаки и основные части (детали) предметов; формировать обобщённые представления о правилах построения рассказывания-описания предмета; вводить в связную речь языковые средства, необходимые для
составления рассказа-описания.
Общеобразовательные: знакомить на практическом уровне с учебной терминологией; формировать основы общеучебных навыков.
Воспитательные: развивать положительную мотивацию к учению, прививать любовь к природе.
1. Организационный момент.
2. Беседа.
Логопед: — На предыдущем занятии мы с вами были в лесу и познакомились с животными и их детёнышами. Но в лесу кроме зверей ещё можно увидеть много интересного. Скажите, что ещё можно увидеть в лесу? Сейчас осень, и Ёжик с Лисёнком приглашают нас в лес за грибами. (Дети закрывают глаза. Звучит музыка).
|
|
3. Дыхательная гимнастика.
Логопед: — Мы с вами в лесу. Давайте вдохнём осенний воздух. (Дети делают глубокий вдох, не поднимая плеч.)
Логопед: — На улице холодно, надо разжечь костёр. Нарубим дров. (Упражнение «Дровосек» выполняется 3-4 раза).
4. Общая артикуляторная гимнастика.
Логопед: - Из-за веток выглянуло солнышко. Мы обрадовались и улыбнулись. Но вот набежало облачко и закрыло солнце. Мы рассердились и надули губки. Увидели маленького ёжика и улыбнулись, но он убежал, и надули губки. (Упражнение «Улыбка» — «Трубочка»). На полянке мы нашли землянику. Нам надо набрать её в чашечку. (Упражнение «Чашечка»). Мы полакомились сладкими ягодками и испачкали губы, их надо облизать. (Упражнение «Вкусное варенье»).
5. Автоматизация [л] в скороговорке и предложениях.
Логопед: — Посмотрите, там стоит ёлка, а на ней колкие иголки. Давайте скажем: «У ёлки иголки колки». (По содержанию скороговорки педагог задает вопросы, дети на них отвечают. Далее они проговаривают скороговорку в медленном и
быстром темпе).
6. Работа с картинкой.
А) Подготовительные упражнения:
— рассматривание картинок с изображением грибов, проговаривание названий грибов;
— узнавание предмета по его описанию.
Б) Развитие первичных навыков сравнительного описания предметов:
— дополнение детьми предложений, начатых педагогом, нужным словом, обозначающим признак предмета («У белого гриба ножка толстая, а у
подберёзовика...»). Преподаватель начинает предложение, а ребёнок заканчивает, потом повторяет предложение целиком.
|
|
- Составление предложений по вопросам («Какие шляпки у сыроежки и маслёнка? «У сыроежки шляпка жёлтая, а у маслёнка — коричневая»).
— Выделение и обозначение контрастных признаков двух предметов («Белый гриб большой, а лисичка маленькая»).
— Последовательное выделение ряда признаков, отличающих предметы какой-либо одной группы ( белый гриб и мухомор).
В) Формирование первоначальных навыков самостоятельного описания. Описание предмета по плану-схеме. (Схема рассказа-описания вклеивается в тетрадь).
Схема составления
рассказа - описания.
1. Что это?
2. Где растёт?
3. Какого цвета?
4. Какой формы?
5. Съедобный или несъедобный?
6. Что можно из него приготовить?
7. Закрепление полученных навыков составления рассказа- описания.
В ходе проведения игры «Забывчивый покупатель перед «продавцом» на столе раскладываются картинки. «Покупатель» сообщает, что забыл название предмета, который хочет купить. Продавец просит описать его. Детям предлагается составить
рассказ о предмете, не называя его.
8. Обобщение пройденного.
Логопед: — Вот и закончилось наше путешествие за грибами. С какими грибами мы сегодня познакомились? Вспомните скороговорку, которую мы сегодня выучили.
9. Подведение итогов занятия.
10. Оценка деятельности детей.
Сухонина Н.И.,воспитатель дошкольного отделения гимназии 56, г. Санкт-Петербург
ж. «Логопед в детском саду», № 2(27), 2008
Самаль И.Н.