МДК.01.01. Художественное оформление спектакля

Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) Объем часов Уровень освоения
ауд сам
         
1 Курс      
1 Семестр      
Раздел 1. Композиционные структуры и методы их построения. Абстракция и сюжет. Сказка.     1,2,3
Тема 1.1.Фактуры и текстуры. Содержание      
1. Понятия о структуре природных форм, их фактуры. Понятие о воспроизведении текстуры 6    
  различными способами на плоскости.      
2. Стандартные требования исполнения упражнений и подача заданий. 6    
3. Компоновка результатов упражнений на заданном формате. 6    
4. Упражнения на поиски природных фактур и текстур Выполнение задания на плоскости   8  
  (самостоятельная работа).      
Тема 1.2.Симметрия – асимметрия. Содержание      
1. Понятие о феномене симметрии, асимметрии в природе. Понятие о метрической сетке и 6    
  различных осях симметрии. Основные способы и методы исполнения задания.      
2. Построение абстрактной симметричной к омпозиции в заданном формате. Исполнение   2 2,3
  упражнения в заданной технике (самостоятельная работа).      
3. Построение абстрактной ассиметричной композиции в заданном формате. Исполнение   4 2,3
  упражнения в заданной технике (самостоятельная работа).      
Тема 1.3. Тон и цвет в композиции. Тональное развитие. Содержание      
1. Понятие о развитии тона в композиции Основные способы и методы исполнения задания 8    
  Исполнение тоновых растяжек.      
2. Понятие о развитии цвета в композиции Исполнение цветовых растяжек. 8    
3. Исполнение тональной абстрактной симметричной композиции в заданном формате с   5  
  применением тоновых растяжек (самостоятельная работа).      
4. Исполнение цветной абстрактной ассиметричной композиции в заданном формате с   5  
  применением цветовых растяжек (самостоятельная работа).      
         
Тема 1.4. Контрольная работа. Прообраз сценического пространства и пространство сказки. Содержание      
1. Чтение и разбор сказки Б. Заходера «Вини-Пух и все,все, все…» Разбор сюжета сказки. 8    
2. Эскизы пейзажной графической композиции на тему сказки на плоскости в заданном   4  
  формате (самостоятельная работа).      
         
3. Эскизы пейзажной композиции на тему сказки в объеме в заданном формате. 8    
4. Эскизы персонажей сказки в графической композиции на плоскости в заданном формате   4  
    (самостоятельная работа).      
5. Эскизы персонажей сказки в объемной композиции на плоскости в заданном формате. 8    
6. Сборка объемной книжки - раскладки (самостоятельная работа).   4 2,3
    1 курс     2,3
    2 семестр      
Раздел 2. Общие понятия о формальной метрической и модульной композиции. Сценическая композиция. Сказка.      
Тема 2.1. Метрическая композиция. Геометрический орнамент. Содержание      
1. Понятие о феномене геометрии в природе. Основные геометрические формы. 4    
2. Понятие о метрической композиции. 4    
  Исполнение метрической композиции. Геометрический орнамент в тоне в заданных   2 2,3
  размерах на заданном формате в заданной технике (самостоятельная работа).      
  Исполнение метрической композиции. Геометрический орнамент в цвете в заданных   2 2,3
  размерах на заданном формате в заданной технике (самостоятельная работа).      
5. Исполнение оформления задания (самостоятельная работа).   2  
Тема 2. 2 Метрическая композиция. Растительный орнамент. Содержание      
1. Понятие о стилизации растений в графике и объеме. 4    
2. Увеличение вариативности построения модульной композиции при изменении размеров 4    
  модуля.      
  Исполнение метрической композиции. Растительный орнамент в тоне в заданных размерах   2 2,3
  на заданном формате в заданной технике. Фото. Рисунок (самостоятельная работа).      
4. Исполнение метрической композиции. Растительный орнамент в цвете в заданных размерах   2 2,3
  на заданном формате в заданной технике (самостоятельная работа).      
5. Исполнение метрической композиции. Растительный орнамент в объеме в заданных   2 2,3
  размерах на заданном формате в заданной технике (самостоятельная работа).      
6. Исполнение оформления задания (самостоятельная работа).   2  
Тема 2.3. Сценическое пространство и пространство спектакля. Сценическая композиция. Содержание      
1. Чтение сказки А.С. Пушкина. Выяснение ее русско-восточной стилистики. Изучение 4    
  особенностей этой стилистики через орнамент. Подбор аналогов.      
2. Метрическая композиция Орнамент на тему «Сказка о золотом петушке» Исполнение.   2 2,3
  1) линейное; 2)тоновое; 3)цветное 4)объемное.      
  Исполнение в технике графики и бумагопластики, общий формат 40х60 (самостоятельная      
  работа).      
  Краткий обзор постановок сказок в различных жанрах в театре, кино, мультипликации. 2    
4. Анализ произведения. Разбор сказки. Разбивка на картины. Психология действующих лиц. 2    
5. Выбор стилистики сказки. Определение и выбор типа декораций. Определение структуры 4    
  курсового задания.      
Тема 2.4. Контрольная работа на тему: Сценография сказки. Содержание      
1. Исполнение курсового проекта: Сценография «Сказка о золотом петушке»: 10   2,3
  1) эскизы костюмов (линейный, тоновой, цветной) размер А-4;      
         


    2) эскиз трансформирующейся декорации в объеме;      
  3) подготовительный материал (зарисовки, эскизы, наброски по сбору материала),      
  упражнения;      
  4) исполнение в технике графики и бумагопластики. Макеты в подмакетнике М 1:20.      
2. Консультации по курсовому заданию. 10    
      2курс      
      3 семестр      
Раздел 3. Гармония в композиции Художественный образ в сценографии. Драма.      
Тема 3.1. Понятие единства на основе соподчинения и гармонии в объеме. Содержание      
1. Мера – соразмерность. Виды пропорций и их влияния на форму. 2    
2. Упражнение на плоскости Выполнение цветной абстрактной композиции на плоскости в   4 2,3
  заданном формате (самостоятельная работа).      
3. Понятие о гармонии в колорите. Согласованность цветов. Цветовые пары. Влияние 2    
  количества цвета на качество восприятия.      
4. Выполнение объемной композиции в неглубоком пространстве на заданную тему   4 2,3
  (литературное произведение). Выполнение цветной абстрактной композиции на плоскости в      
  заданном формате (самостоятельная работа).      
5. Ритмический строй композиции. Способы достижения подчинения частей общему строю 2    
  ритмики в композиции Равновесие – вертикально-горизонтальный ритм, статика,      
  симметрия. Равновесие – косой диагональный, прерывистый, волнообразный ритм      
  динамика.      
6. Выполнение объемной композиции в открытом пространстве на заданную тему   6 2,3
  (литературное произведение) (самостоятельная работа).      
Тема 3.2. Сценическое пространство театра и пространство выбранного спектакля. Содержание      
1. Краткий обзор современной русской и западноевропейской драматургии. 2    
2. Анализ произведения. Разбор пьесы. Разбивка на картины. Психология действующих лиц. 4    
3. Выбор стилистики спектакля. Определение и выбор типа декораций. Определение 2    
  структуры курсового задания.      
Тема 3.3 Контрольная работа на тему: Сценография современной пьесы. Содержание      
1. Исполнение курсового проекта: Сценография пьесы Григория Горина «Забыть Герострата», 10   2,3
  или пьесы Жана Ануя «Антигона»      
  1) эскизы костюмов в заданном размере;      
  2) эскиз трансформирующейся декорации на открытой сценической площадке;      
  3) макет трансформирующейся декорации в М 1:20;      
  4) подготовительный материал (зарисовки, эскизы, наброски по сбору материала),      
  упражнения;      
  5) исполнение в технике графики и бумагопластики;      
  6) исполнение световой партитуры на фото по действиям и картинам;      
  7) исполнение плаката-афиши на данную тему;      

 

    8) исполнение бутафорского реквизита спектакля в натуральную величину      
  (самостоятельная работа).      
2. Консультации по курсовому заданию. 8    
    2 курс      
    4 Семестр      
Раздел 4. Стилистика и пропорции в интерьере и костюме, как художественный прием в сценографии. Комедия как жанр драматургии.      
Тема 4. 1. Пропорции в интерьере Содержание      
1. Пропорции интерьера и его стилистика определяют содержание и настроение произведения. 8    
  Просмотр аналогов и разбор особенностей деталей интерьера на заданную тему      
  (литературное произведение).      
  Эргономика и стандартные размеры мебели и элементов архитектуры (окон, лестниц и 8    
  дверей) в интерьере. Стилистика интерьера.      
         
  Упражнение. Объемная композиция в заданных размерах и масштабе на тему литературного   4 2.3
  произведения (самостоятельная работа).      
Тема 4.2 Стилистическое пространство и пространство спектакля. Композиция костюма в комедии Содержание      
1. Краткий обзор западноевропейской драматургии эпохи Возрождения. 4    
2. Анализ произведения. Разбор пьесы. Разбивка на картины. Психология действующих лиц. 6    
3. Выбор стилистики спектакля. Определение и выбор типа декораций. Определение 6    
  структуры курсового задания.      
4. Особенности художественного воплощения комедии. Цвет в сценографии спектакля   8 2,3
  Цветовые этюды и наброски по выбранным персонажам настроения (самостоятельная      
  работа).      
5. Композиция театрального костюма. Виды силуэтов женского и мужского исторических и 8    
  театральных костюмов. Ритм, тон цвет, форма в композиции театрального костюма.      
6. Детали костюма и их значение для выразительности персонажа. Макетирование костюма на   8 2,3
  выбранную тему (самостоятельная работа).      
7. Единство цветовой гаммы одного костюма и всех костюмов спектакля в целом. Упражнения   4 2,3
  на подбор цветовой гаммы (самостоятельная работа)      
Тема 4.3 Контрольная работа на тему: Сценография комедии. Содержание      
1. Исполнение курсового проекта: Сценография комедии Вильяма Шекспира «Винзорские 20   2,3
  насмешницы» или «12 ночь или что угодно»:      
  1) эскизы костюмов в заданном размере;      
  2) эскиз трансформирующейся декорации в на открытой сценической площадке;      
  4) подготовительный материал (зарисовки, эскизы, наброски по сбору материала),      
  упражнения. Исполнение в технике графики или бумагопластики;      
  5) исполнение световой партитуры на фото по действиям и картинам;      
  6) исполнение плаката-афиши на данную тему;      
  7) исполнение бутафорского реквизита спектакля в натуральную величину      
  (самостоятельная работа).      
         

  2. Консультации по курсовому заданию. 20    
    3 курс      
    5 семестр      
Раздел 5. Пространственно-временная композиция спектакля. Художественный образ и выразительность в трагедии.      
Тема 5.1. Классика в искусстве музыки, архитектуры, моды и театра. Содержание      
1. Происхождение классики. Классицизм в архитектуре и музыке. Эмоциональная и 4   1,2
  структурная связь видов искусства.      
2. Графическая плоскостная композиция на тему классицизма начала19   6  
  века. Стиль Ампир (самостоятельная работа).      
3. Происхождение классицизма в костюме 19 века. Новые технологии кроя. Возникновение 4   2,3
  новых видов костюма.      
         
4. Графические вариации на тему «Бальный костюм» (самостоятельная работа).   8  
Тема 5.2 Стилистическое пространство трагедии и художественный образ. Пространственно-временная композиция. Содержание      
1. Краткий обзор западноевропейской и русской классической драматургии. 2    
2. Анализ произведения. Разбор пьесы. Разбивка на картины. Психология действующих лиц. 4   1,2
  Форэскизы. Наброски.      
3. Выбор стилистики спектакля. Определение и выбор типа декораций. Определение 4   1,3
  структуры курсового задания. Форэскизы макета.      
4. Особенности художественного воплощения трагедии. Цвет в сценографии спектакля. 4   1,2
5. Цветовые и объемные этюды и наброски по выбранным эпизодам действия   8  
  (самостоятельная работа).      
6. Композиция театрального костюма. Виды силуэтов женского и мужского исторических и 6    
  театральных костюмов.      
         
7. Ритм, тон цвет, форма в композиции театрального костюма.   5  
  Наброски (самостоятельная работа).      
8. Художественные средства выразительности: символ, аллегория, драматургия цвета, 6   1,3
  контраст. Наброски.      
Тема5.3. Контрольная работа на тему: Сценография трагедии. Содержание      
1. Исполнение курсового проекта Сценография трагедии Б. Брехта, А.С. Пушкина, 20   2,3
  Л.Н. Толстого:      
  1) эскизы костюмов в заданном размере;      
  2) эскиз трансформирующейся декорации в на закрытой сценической площадке;      
  3) подготовительный материал (зарисовки, эскизы, наброски по сбору материала);      
  упражнения. Исполнение в технике графики или бумагопластики;      
  4) исполнение световой партитуры на фото по действиям и картинам;      
  5) исполнение плаката-афиши на данную тему;      
  6) исполнение бутафорского реквизита спектакля в натуральную величину;      
  7) чертежи планировок и декораций в М 1:20 (самостоятельная работа).      
2. Консультации по курсовому заданию 10    

 

 

    3 курс      
    6 семестр      
Раздел 6. Художественный образ и выразительность в музыкальном спектакле, опере, балете, мюзикле.      
Тема 6.1. Традиции постановки оперы русского театра. Содержание      
1. Краткий обзор форм музыкального театра. Опера, балет, мюзикл, оперетта. Их особенности 4    
  и общие черты. Либретто.      
2. Способы художественной выразительности в музыкальных спектаклях. Свет, цвет, пафос и 4    
  масштабность в музыкальных спектаклях. Особенности построения музыкальных      
  спектаклей.      
Тема 6.2. Взаимосвязь пространственной и музыкальной формы. Содержание      
1. Композиция пространства в опере. Основной закон сценографии оперы, балета. Раскрытие 4    
  замысла автора музыки – композитора.      
2. Практическое определение ритма выбранного эскиза декорации к опере. Графические   2 2,3
  зарисовки (самостоятельная работа).      
3. Структура и стиль драматического произведения в музыкальной интерпретации 4    
  композитора. Конструктивная идея в декорациях.      
Тема 6.3. Особенности сценографии музыкального спектакля. Содержание      
1. Приемы сценографии: Серия картин, цветовая динамика или конструктивный принцип. 4   2,1
2. Выполнение фрагмента задника по выбранному эскизу (самостоятельная работа).   8 2,3
3. Последовательность работы художника над постановкой оперы. Планировка сценического 8    
  пространства, среда для певца или танцовщика. Мизансцены для хора, кордебалета.      
4. Масштабность пространства оперы, балета. 2    
5. Выполнение чертежа планировки сцены по выбранному эскизу (самостоятельная работа).   4 2,3
6. Стилевое и колористическое единство художественного решения костюмов оперы, балета. 8    
7. Исполнение копий эскизов костюмов к балетным спектаклям по выбору (самостоятельная   8 2,3
  работа).      
8. Реквизит и бутафория, как средства и приемы выразительности в музыкальном спектакле. 8    
9. Исполнение предмета бутафории в натуральную величину (самостоятельная работа).   14 2,3
Тема 6.4. Контрольная работа на тему: Сценография оперного (балетного) спектакля Содержание      
  Исполнение курсового проекта Сценография оперы или балета на музыку Дж. Верди, Г. 18    
  Доницетти, Дж. Пучини, Дж. Россини, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского,      
  Н.А. Римского-Корсакова, А.П. Бородина:      
  1) эскизы костюмов в заданном размере;      
  2) эскиз трансформирующейся декорации на закрытой сценической площадке;      
  3) подготовительный материал (зарисовки, эскизы, наброски по сбору материала);      
  упражнения. Исполнение в технике графики или бумагопластики;      
  4) исполнение световой партитуры на фото по действиям и картинам;      
  5) исполнение плаката-афиши на данную тему;      
  6) исполнение бутафорского реквизита спектакля в натуральную величину;      
         


    7) чертежи планировок и декораций в М 1:20.      
  (самостоятельная работа).      
2. Консультации по курсовому заданию 8    
    4 Курс      
    7 Семестр      
Раздел 7. Сценография кукольного спектакля. Сценография как сорежиссура спектакля. Гротеск.      
Тема 7.1. Сценография как синтез искусств Содержание      
1. Жанры сценического воплощения литературных произведений. Античный эпос, 4   1,2
  героическая драма, блокбастер, криминальное расследование, моралитэ, комедия,      
  мистическая драма, романтическая история и т.д.      
2. Графическая композиция на тему выбранного литературного произведения в заданном   6  
  размере (самостоятельная работа).      
3. Особенности пространственных форм. Декорация спектакля как малая архитектурная форма. 4   1,2
  Определение стилистики сценической установки. Зависимость ее от замысла и темы      
  спектакля.      
4. Чертеж малой архитектурной формы для сценической площадки на заданную тему   6  
  (самостоятельная работа).      
5. Методы построения сценической установки в предлагаемых пространствах (открытом, 4   1,2
  закрытом).      
6. Объемный форэскиз сценической установки в материале на заданную тему   6  
  (самостоятельная работа).      
7. Гротеск и гиперболизация образа, как высшее обобщение характера в кукольном театре. 8   2,3
  Типы конструкции кукол в кукольном театре.      
8. Выполнение чертежей конструкций кукол на заданную тему (самостоятельная работа).   4  
9. Режиссер, актер, художник – одна синтетическая личность в кукольном театре. 8    
10. Объемное исполнение портрета персонажа в заданной технике на заданную тему 6    
  (самостоятельная работа).      
Тема 7. 2. Контрольная работа на тему: Содержание    

 

Кукольный спектакль 1.   Исполнение курсового проекта Сценография кукольного спектакля на тему произведений 22      
    Э.Т.А. Гофмана, В. Гауфа, О. Уайльда, М. Метерлинка, Л. Кэролла, А. Экзюпери:          
  1) эскизы персонажей в заданном размере;          
  2) эскиз трансформирующейся декорации;          
  3) подготовительный материал (зарисовки, эскизы, наброски по сбору материала);          
    упражнения. Исполнение в технике графики или бумагопластики;          
  4) исполнение световой партитуры на фото по действиям и картинам;          
  5) исполнение плаката- афиши на данную тему;          
  6) чертежи конструкции куклы в М 1:1;          
  7) чертежи планировок и декораций в М 1:20;          
  8) исполнение одного персонажа-куклы в игровом размере и функции.          
    (самостоятельная работа).          
2.   Консультации по курсовому заданию. 8        
        8 Семестр          
Раздел 8. Разработка эскизов к дипломному проекту. Представление на предмет утверждения темы.        
Тема 8.1. Значение и задачи итоговой выпускной квалификационной работы. Содержание          
1.   Упражнение на поиск художественного образа спектакля.     2,3  
2.   Обоснование и формулировка художественного замысла.        
Тема 8.2. Утверждение темы итоговой выпускной квалификационной работы Содержание          
1.   Обоснование и формулировка художественного замысла. Аналоги.        
2.   Тип композиции в зависимости от особенности жанра. Поиски в набросках и аналогах.        
3.   Структура и форма спектакля. Чертежи и рисунки.        
4.   Характеристики персонажей Зарисовки и форэскизы.        
5.   Цветовой анализ (гармонизация основных и дополнительных цветовых пятен) световой        
    партитуры и основного колорита спектакля.          
        Аудиторная работа          
        Самостоятельная работа          
        Всего:        

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: