| Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов | Уровень освоения | |
| ауд | сам | |||
| 1 Курс | ||||
| 1 Семестр | ||||
| Раздел 1. Композиционные структуры и методы их построения. Абстракция и сюжет. Сказка. | 1,2,3 | |||
| Тема 1.1.Фактуры и текстуры. | Содержание | |||
| 1. | Понятия о структуре природных форм, их фактуры. Понятие о воспроизведении текстуры | 6 | ||
| различными способами на плоскости. | ||||
| 2. | Стандартные требования исполнения упражнений и подача заданий. | 6 | ||
| 3. | Компоновка результатов упражнений на заданном формате. | 6 | ||
| 4. | Упражнения на поиски природных фактур и текстур Выполнение задания на плоскости | 8 | ||
| (самостоятельная работа). | ||||
| Тема 1.2.Симметрия – асимметрия. | Содержание | |||
| 1. | Понятие о феномене симметрии, асимметрии в природе. Понятие о метрической сетке и | 6 | ||
| различных осях симметрии. Основные способы и методы исполнения задания. | ||||
| 2. | Построение абстрактной симметричной к омпозиции в заданном формате. Исполнение | 2 | 2,3 | |
| упражнения в заданной технике (самостоятельная работа). | ||||
| 3. | Построение абстрактной ассиметричной композиции в заданном формате. Исполнение | 4 | 2,3 | |
| упражнения в заданной технике (самостоятельная работа). | ||||
| Тема 1.3. Тон и цвет в композиции. Тональное развитие. | Содержание | |||
| 1. | Понятие о развитии тона в композиции Основные способы и методы исполнения задания | 8 | ||
| Исполнение тоновых растяжек. | ||||
| 2. | Понятие о развитии цвета в композиции Исполнение цветовых растяжек. | 8 | ||
| 3. | Исполнение тональной абстрактной симметричной композиции в заданном формате с | 5 | ||
| применением тоновых растяжек (самостоятельная работа). | ||||
| 4. | Исполнение цветной абстрактной ассиметричной композиции в заданном формате с | 5 | ||
| применением цветовых растяжек (самостоятельная работа). | ||||
| Тема 1.4. Контрольная работа. Прообраз сценического пространства и пространство сказки. | Содержание | |||
| 1. | Чтение и разбор сказки Б. Заходера «Вини-Пух и все,все, все…» Разбор сюжета сказки. | 8 | ||
| 2. | Эскизы пейзажной графической композиции на тему сказки на плоскости в заданном | 4 | ||
| формате (самостоятельная работа). | ||||
| 3. | Эскизы пейзажной композиции на тему сказки в объеме в заданном формате. | 8 | ||
| 4. | Эскизы персонажей сказки в графической композиции на плоскости в заданном формате | 4 |
| (самостоятельная работа). | |||||
| 5. | Эскизы персонажей сказки в объемной композиции на плоскости в заданном формате. | 8 | |||
| 6. | Сборка объемной книжки - раскладки (самостоятельная работа). | 4 | 2,3 | ||
| 1 курс | 2,3 | ||||
| 2 семестр | |||||
| Раздел 2. Общие понятия о формальной метрической и модульной композиции. Сценическая композиция. Сказка. | |||||
| Тема 2.1. Метрическая композиция. Геометрический орнамент. | Содержание | ||||
| 1. | Понятие о феномене геометрии в природе. Основные геометрические формы. | 4 | |||
| 2. | Понятие о метрической композиции. | 4 | |||
| Исполнение метрической композиции. Геометрический орнамент в тоне в заданных | 2 | 2,3 | |||
| размерах на заданном формате в заданной технике (самостоятельная работа). | |||||
| Исполнение метрической композиции. Геометрический орнамент в цвете в заданных | 2 | 2,3 | |||
| размерах на заданном формате в заданной технике (самостоятельная работа). | |||||
| 5. | Исполнение оформления задания (самостоятельная работа). | 2 | |||
| Тема 2. 2 Метрическая композиция. Растительный орнамент. | Содержание | ||||
| 1. | Понятие о стилизации растений в графике и объеме. | 4 | |||
| 2. | Увеличение вариативности построения модульной композиции при изменении размеров | 4 | |||
| модуля. | |||||
| Исполнение метрической композиции. Растительный орнамент в тоне в заданных размерах | 2 | 2,3 | |||
| на заданном формате в заданной технике. Фото. Рисунок (самостоятельная работа). | |||||
| 4. | Исполнение метрической композиции. Растительный орнамент в цвете в заданных размерах | 2 | 2,3 | ||
| на заданном формате в заданной технике (самостоятельная работа). | |||||
| 5. | Исполнение метрической композиции. Растительный орнамент в объеме в заданных | 2 | 2,3 | ||
| размерах на заданном формате в заданной технике (самостоятельная работа). | |||||
| 6. | Исполнение оформления задания (самостоятельная работа). | 2 | |||
| Тема 2.3. Сценическое пространство и пространство спектакля. Сценическая композиция. | Содержание | ||||
| 1. | Чтение сказки А.С. Пушкина. Выяснение ее русско-восточной стилистики. Изучение | 4 | |||
| особенностей этой стилистики через орнамент. Подбор аналогов. | |||||
| 2. | Метрическая композиция Орнамент на тему «Сказка о золотом петушке» Исполнение. | 2 | 2,3 | ||
| 1) линейное; 2)тоновое; 3)цветное 4)объемное. | |||||
| Исполнение в технике графики и бумагопластики, общий формат 40х60 (самостоятельная | |||||
| работа). | |||||
| Краткий обзор постановок сказок в различных жанрах в театре, кино, мультипликации. | 2 | ||||
| 4. | Анализ произведения. Разбор сказки. Разбивка на картины. Психология действующих лиц. | 2 | |||
| 5. | Выбор стилистики сказки. Определение и выбор типа декораций. Определение структуры | 4 | |||
| курсового задания. | |||||
| Тема 2.4. Контрольная работа на тему: Сценография сказки. | Содержание | ||||
| 1. | Исполнение курсового проекта: Сценография «Сказка о золотом петушке»: | 10 | 2,3 | ||
| 1) эскизы костюмов (линейный, тоновой, цветной) размер А-4; | |||||

| 2) | эскиз трансформирующейся декорации в объеме; | |||||
| 3) | подготовительный материал (зарисовки, эскизы, наброски по сбору материала), | |||||
| упражнения; | ||||||
| 4) | исполнение в технике графики и бумагопластики. Макеты в подмакетнике М 1:20. | |||||
| 2. | Консультации по курсовому заданию. | 10 | ||||
| 2курс | ||||||
| 3 семестр | ||||||
| Раздел 3. Гармония в композиции Художественный образ в сценографии. Драма. | ||||||
| Тема 3.1. Понятие единства на основе соподчинения и гармонии в объеме. | Содержание | |||||
| 1. | Мера – соразмерность. Виды пропорций и их влияния на форму. | 2 | ||||
| 2. | Упражнение на плоскости Выполнение цветной абстрактной композиции на плоскости в | 4 | 2,3 | |||
| заданном формате (самостоятельная работа). | ||||||
| 3. | Понятие о гармонии в колорите. Согласованность цветов. Цветовые пары. Влияние | 2 | ||||
| количества цвета на качество восприятия. | ||||||
| 4. | Выполнение объемной композиции в неглубоком пространстве на заданную тему | 4 | 2,3 | |||
| (литературное произведение). Выполнение цветной абстрактной композиции на плоскости в | ||||||
| заданном формате (самостоятельная работа). | ||||||
| 5. | Ритмический строй композиции. Способы достижения подчинения частей общему строю | 2 | ||||
| ритмики в композиции Равновесие – вертикально-горизонтальный ритм, статика, | ||||||
| симметрия. Равновесие – косой диагональный, прерывистый, волнообразный ритм | ||||||
| динамика. | ||||||
| 6. | Выполнение объемной композиции в открытом пространстве на заданную тему | 6 | 2,3 | |||
| (литературное произведение) (самостоятельная работа). | ||||||
| Тема 3.2. Сценическое пространство театра и пространство выбранного спектакля. | Содержание | |||||
| 1. | Краткий обзор современной русской и западноевропейской драматургии. | 2 | ||||
| 2. | Анализ произведения. Разбор пьесы. Разбивка на картины. Психология действующих лиц. | 4 | ||||
| 3. | Выбор стилистики спектакля. Определение и выбор типа декораций. Определение | 2 | ||||
| структуры курсового задания. | ||||||
| Тема 3.3 Контрольная работа на тему: Сценография современной пьесы. | Содержание | |||||
| 1. | Исполнение курсового проекта: Сценография пьесы Григория Горина «Забыть Герострата», | 10 | 2,3 | |||
| или пьесы Жана Ануя «Антигона» | ||||||
| 1) | эскизы костюмов в заданном размере; | |||||
| 2) | эскиз трансформирующейся декорации на открытой сценической площадке; | |||||
| 3) | макет трансформирующейся декорации в М 1:20; | |||||
| 4) | подготовительный материал (зарисовки, эскизы, наброски по сбору материала), | |||||
| упражнения; | ||||||
| 5) | исполнение в технике графики и бумагопластики; | |||||
| 6) | исполнение световой партитуры на фото по действиям и картинам; | |||||
| 7) | исполнение плаката-афиши на данную тему; |
| 8) исполнение бутафорского реквизита спектакля в натуральную величину | |||||
| (самостоятельная работа). | |||||
| 2. | Консультации по курсовому заданию. | 8 | |||
| 2 курс | |||||
| 4 Семестр | |||||
| Раздел 4. Стилистика и пропорции в интерьере и костюме, как художественный прием в сценографии. Комедия как жанр драматургии. | |||||
| Тема 4. 1. Пропорции в интерьере | Содержание | ||||
| 1. | Пропорции интерьера и его стилистика определяют содержание и настроение произведения. | 8 | |||
| Просмотр аналогов и разбор особенностей деталей интерьера на заданную тему | |||||
| (литературное произведение). | |||||
| Эргономика и стандартные размеры мебели и элементов архитектуры (окон, лестниц и | 8 | ||||
| дверей) в интерьере. Стилистика интерьера. | |||||
| Упражнение. Объемная композиция в заданных размерах и масштабе на тему литературного | 4 | 2.3 | |||
| произведения (самостоятельная работа). | |||||
| Тема 4.2 Стилистическое пространство и пространство спектакля. Композиция костюма в комедии | Содержание | ||||
| 1. | Краткий обзор западноевропейской драматургии эпохи Возрождения. | 4 | |||
| 2. | Анализ произведения. Разбор пьесы. Разбивка на картины. Психология действующих лиц. | 6 | |||
| 3. | Выбор стилистики спектакля. Определение и выбор типа декораций. Определение | 6 | |||
| структуры курсового задания. | |||||
| 4. | Особенности художественного воплощения комедии. Цвет в сценографии спектакля | 8 | 2,3 | ||
| Цветовые этюды и наброски по выбранным персонажам настроения (самостоятельная | |||||
| работа). | |||||
| 5. | Композиция театрального костюма. Виды силуэтов женского и мужского исторических и | 8 | |||
| театральных костюмов. Ритм, тон цвет, форма в композиции театрального костюма. | |||||
| 6. | Детали костюма и их значение для выразительности персонажа. Макетирование костюма на | 8 | 2,3 | ||
| выбранную тему (самостоятельная работа). | |||||
| 7. | Единство цветовой гаммы одного костюма и всех костюмов спектакля в целом. Упражнения | 4 | 2,3 | ||
| на подбор цветовой гаммы (самостоятельная работа) | |||||
| Тема 4.3 Контрольная работа на тему: Сценография комедии. | Содержание | ||||
| 1. | Исполнение курсового проекта: Сценография комедии Вильяма Шекспира «Винзорские | 20 | 2,3 | ||
| насмешницы» или «12 ночь или что угодно»: | |||||
| 1) эскизы костюмов в заданном размере; | |||||
| 2) эскиз трансформирующейся декорации в на открытой сценической площадке; | |||||
| 4) подготовительный материал (зарисовки, эскизы, наброски по сбору материала), | |||||
| упражнения. Исполнение в технике графики или бумагопластики; | |||||
| 5) исполнение световой партитуры на фото по действиям и картинам; | |||||
| 6) исполнение плаката-афиши на данную тему; | |||||
| 7) исполнение бутафорского реквизита спектакля в натуральную величину | |||||
| (самостоятельная работа). | |||||
| 2. | Консультации по курсовому заданию. | 20 | |||
| 3 курс | |||||
| 5 семестр | |||||
| Раздел 5. Пространственно-временная композиция спектакля. Художественный образ и выразительность в трагедии. | |||||
| Тема 5.1. Классика в искусстве музыки, архитектуры, моды и театра. | Содержание | ||||
| 1. | Происхождение классики. Классицизм в архитектуре и музыке. Эмоциональная и | 4 | 1,2 | ||
| структурная связь видов искусства. | |||||
| 2. | Графическая плоскостная композиция на тему классицизма начала19 | 6 | |||
| века. Стиль Ампир (самостоятельная работа). | |||||
| 3. | Происхождение классицизма в костюме 19 века. Новые технологии кроя. Возникновение | 4 | 2,3 | ||
| новых видов костюма. | |||||
| 4. | Графические вариации на тему «Бальный костюм» (самостоятельная работа). | 8 | |||
| Тема 5.2 Стилистическое пространство трагедии и художественный образ. Пространственно-временная композиция. | Содержание | ||||
| 1. | Краткий обзор западноевропейской и русской классической драматургии. | 2 | |||
| 2. | Анализ произведения. Разбор пьесы. Разбивка на картины. Психология действующих лиц. | 4 | 1,2 | ||
| Форэскизы. Наброски. | |||||
| 3. | Выбор стилистики спектакля. Определение и выбор типа декораций. Определение | 4 | 1,3 | ||
| структуры курсового задания. Форэскизы макета. | |||||
| 4. | Особенности художественного воплощения трагедии. Цвет в сценографии спектакля. | 4 | 1,2 | ||
| 5. | Цветовые и объемные этюды и наброски по выбранным эпизодам действия | 8 | |||
| (самостоятельная работа). | |||||
| 6. | Композиция театрального костюма. Виды силуэтов женского и мужского исторических и | 6 | |||
| театральных костюмов. | |||||
| 7. | Ритм, тон цвет, форма в композиции театрального костюма. | 5 | |||
| Наброски (самостоятельная работа). | |||||
| 8. | Художественные средства выразительности: символ, аллегория, драматургия цвета, | 6 | 1,3 | ||
| контраст. Наброски. | |||||
| Тема5.3. Контрольная работа на тему: Сценография трагедии. | Содержание | ||||
| 1. | Исполнение курсового проекта Сценография трагедии Б. Брехта, А.С. Пушкина, | 20 | 2,3 | ||
| Л.Н. Толстого: | |||||
| 1) эскизы костюмов в заданном размере; | |||||
| 2) эскиз трансформирующейся декорации в на закрытой сценической площадке; | |||||
| 3) подготовительный материал (зарисовки, эскизы, наброски по сбору материала); | |||||
| упражнения. Исполнение в технике графики или бумагопластики; | |||||
| 4) исполнение световой партитуры на фото по действиям и картинам; | |||||
| 5) исполнение плаката-афиши на данную тему; | |||||
| 6) исполнение бутафорского реквизита спектакля в натуральную величину; | |||||
| 7) чертежи планировок и декораций в М 1:20 (самостоятельная работа). | |||||
| 2. | Консультации по курсовому заданию | 10 |

| 3 курс | |||||
| 6 семестр | |||||
| Раздел 6. Художественный образ и выразительность в музыкальном спектакле, опере, балете, мюзикле. | |||||
| Тема 6.1. Традиции постановки оперы русского театра. | Содержание | ||||
| 1. | Краткий обзор форм музыкального театра. Опера, балет, мюзикл, оперетта. Их особенности | 4 | |||
| и общие черты. Либретто. | |||||
| 2. | Способы художественной выразительности в музыкальных спектаклях. Свет, цвет, пафос и | 4 | |||
| масштабность в музыкальных спектаклях. Особенности построения музыкальных | |||||
| спектаклей. | |||||
| Тема 6.2. Взаимосвязь пространственной и музыкальной формы. | Содержание | ||||
| 1. | Композиция пространства в опере. Основной закон сценографии оперы, балета. Раскрытие | 4 | |||
| замысла автора музыки – композитора. | |||||
| 2. | Практическое определение ритма выбранного эскиза декорации к опере. Графические | 2 | 2,3 | ||
| зарисовки (самостоятельная работа). | |||||
| 3. | Структура и стиль драматического произведения в музыкальной интерпретации | 4 | |||
| композитора. Конструктивная идея в декорациях. | |||||
| Тема 6.3. Особенности сценографии музыкального спектакля. | Содержание | ||||
| 1. | Приемы сценографии: Серия картин, цветовая динамика или конструктивный принцип. | 4 | 2,1 | ||
| 2. | Выполнение фрагмента задника по выбранному эскизу (самостоятельная работа). | 8 | 2,3 | ||
| 3. | Последовательность работы художника над постановкой оперы. Планировка сценического | 8 | |||
| пространства, среда для певца или танцовщика. Мизансцены для хора, кордебалета. | |||||
| 4. | Масштабность пространства оперы, балета. | 2 | |||
| 5. | Выполнение чертежа планировки сцены по выбранному эскизу (самостоятельная работа). | 4 | 2,3 | ||
| 6. | Стилевое и колористическое единство художественного решения костюмов оперы, балета. | 8 | |||
| 7. | Исполнение копий эскизов костюмов к балетным спектаклям по выбору (самостоятельная | 8 | 2,3 | ||
| работа). | |||||
| 8. | Реквизит и бутафория, как средства и приемы выразительности в музыкальном спектакле. | 8 | |||
| 9. | Исполнение предмета бутафории в натуральную величину (самостоятельная работа). | 14 | 2,3 | ||
| Тема 6.4. Контрольная работа на тему: Сценография оперного (балетного) спектакля | Содержание | ||||
| Исполнение курсового проекта Сценография оперы или балета на музыку Дж. Верди, Г. | 18 | ||||
| Доницетти, Дж. Пучини, Дж. Россини, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского, | |||||
| Н.А. Римского-Корсакова, А.П. Бородина: | |||||
| 1) эскизы костюмов в заданном размере; | |||||
| 2) эскиз трансформирующейся декорации на закрытой сценической площадке; | |||||
| 3) подготовительный материал (зарисовки, эскизы, наброски по сбору материала); | |||||
| упражнения. Исполнение в технике графики или бумагопластики; | |||||
| 4) исполнение световой партитуры на фото по действиям и картинам; | |||||
| 5) исполнение плаката-афиши на данную тему; | |||||
| 6) исполнение бутафорского реквизита спектакля в натуральную величину; | |||||

| 7) чертежи планировок и декораций в М 1:20. | |||||
| (самостоятельная работа). | |||||
| 2. | Консультации по курсовому заданию | 8 | |||
| 4 Курс | |||||
| 7 Семестр | |||||
| Раздел 7. Сценография кукольного спектакля. Сценография как сорежиссура спектакля. Гротеск. | |||||
| Тема 7.1. Сценография как синтез искусств | Содержание | ||||
| 1. | Жанры сценического воплощения литературных произведений. Античный эпос, | 4 | 1,2 | ||
| героическая драма, блокбастер, криминальное расследование, моралитэ, комедия, | |||||
| мистическая драма, романтическая история и т.д. | |||||
| 2. | Графическая композиция на тему выбранного литературного произведения в заданном | 6 | |||
| размере (самостоятельная работа). | |||||
| 3. | Особенности пространственных форм. Декорация спектакля как малая архитектурная форма. | 4 | 1,2 | ||
| Определение стилистики сценической установки. Зависимость ее от замысла и темы | |||||
| спектакля. | |||||
| 4. | Чертеж малой архитектурной формы для сценической площадки на заданную тему | 6 | |||
| (самостоятельная работа). | |||||
| 5. | Методы построения сценической установки в предлагаемых пространствах (открытом, | 4 | 1,2 | ||
| закрытом). | |||||
| 6. | Объемный форэскиз сценической установки в материале на заданную тему | 6 | |||
| (самостоятельная работа). | |||||
| 7. | Гротеск и гиперболизация образа, как высшее обобщение характера в кукольном театре. | 8 | 2,3 | ||
| Типы конструкции кукол в кукольном театре. | |||||
| 8. | Выполнение чертежей конструкций кукол на заданную тему (самостоятельная работа). | 4 | |||
| 9. | Режиссер, актер, художник – одна синтетическая личность в кукольном театре. | 8 | |||
| 10. | Объемное исполнение портрета персонажа в заданной технике на заданную тему | 6 | |||
| (самостоятельная работа). | |||||
| Тема 7. 2. Контрольная работа на тему: | Содержание |
| Кукольный спектакль | 1. | Исполнение курсового проекта Сценография кукольного спектакля на тему произведений | 22 | ||||||
| Э.Т.А. Гофмана, В. Гауфа, О. Уайльда, М. Метерлинка, Л. Кэролла, А. Экзюпери: | |||||||||
| 1) | эскизы персонажей в заданном размере; | ||||||||
| 2) | эскиз трансформирующейся декорации; | ||||||||
| 3) | подготовительный материал (зарисовки, эскизы, наброски по сбору материала); | ||||||||
| упражнения. Исполнение в технике графики или бумагопластики; | |||||||||
| 4) | исполнение световой партитуры на фото по действиям и картинам; | ||||||||
| 5) | исполнение плаката- афиши на данную тему; | ||||||||
| 6) | чертежи конструкции куклы в М 1:1; | ||||||||
| 7) | чертежи планировок и декораций в М 1:20; | ||||||||
| 8) | исполнение одного персонажа-куклы в игровом размере и функции. | ||||||||
| (самостоятельная работа). | |||||||||
| 2. | Консультации по курсовому заданию. | 8 | |||||||
| 8 Семестр | |||||||||
| Раздел 8. Разработка эскизов к дипломному проекту. Представление на предмет утверждения темы. | |||||||||
| Тема 8.1. Значение и задачи итоговой выпускной квалификационной работы. | Содержание | ||||||||
| 1. | Упражнение на поиск художественного образа спектакля. | 2,3 | |||||||
| 2. | Обоснование и формулировка художественного замысла. | ||||||||
| Тема 8.2. Утверждение темы итоговой выпускной квалификационной работы | Содержание | ||||||||
| 1. | Обоснование и формулировка художественного замысла. Аналоги. | ||||||||
| 2. | Тип композиции в зависимости от особенности жанра. Поиски в набросках и аналогах. | ||||||||
| 3. | Структура и форма спектакля. Чертежи и рисунки. | ||||||||
| 4. | Характеристики персонажей Зарисовки и форэскизы. | ||||||||
| 5. | Цветовой анализ (гармонизация основных и дополнительных цветовых пятен) световой | ||||||||
| партитуры и основного колорита спектакля. | |||||||||
| Аудиторная работа | |||||||||
| Самостоятельная работа | |||||||||
| Всего: |






