Рыночного социализма
Если, например, в условиях социалистической конкуренции одно из родственных предприятий В (аналогично также обозначенному кустарю, см. с. 245-249) через рынок присвоит средства производства однотипных с ним предприятий А и Б*, лишив тем самым собратьев
*Так идет нормальное естественно-историческое развитие и расширение масштабов социалистического производства напред- приятии В с одновременно такой же нормальной 353
естественной ликвидацией убыточных производств А и Б.
по производству средств производства, а значит, и работы, то труженики предприятий А и Б могут спокойно влиться в коллектив предприятия В (им ведь нужны рабочие руки, раз они расширяют масштабы своего производства), причем не платя никаких взносов за стоимость средств производства, потому что предприятие В расширяет свои дела за счет незаметного для глаз присвоения материальных средств А и Б через рынок. Да и за счет средств покупателей тоже.
По этим причинам (по причинам незаметного присвоения через рынок средств производства не только родственных предприятий, но и неродственных. Да и вообще, как известно, в условиях современного разделения труда в обществе средства производства любого предприятия являются следствием труда не только его тружеников, но практически всего общества) всякого труженика, приступающего к работе в новом трудовом коллективе, следует рассматривать как еще одного коллективного собственника средств производства того предприятия, где он начинает трудиться, кем он в действительности и является.
|
|
А поскольку вновь поступивший на работу не платил за средства производства хозяйства, его принявшего, ни за ту долю, которая на него приходится, то и при увольнении он не имеет права на ту долю средств производства, которая на него приходится.
Но и принявший его на работу коллектив тоже не является юридическим собственником своих средств производства в противоположность вновь поступившему на работу, т.е. не использует свои средства производства по отношению ко вновь поступившему представительским способом; другими словами, при распределении дохода хозяйства критерием распределения является только трудовой вклад каждого независимо от других факторов производства. Поэтому всякий нанимающийся на работу человек не является наемным рабочим по отношению к нанимающему его коллективу, а только - членом их коллектива, непосредственным действительным коллективным собственником их средств производства, что следует отразить и в юридических документах о статусе предприятия.
Поэтому всякий социалистический труженик или всякий человек в условиях рыночного социализма работает не за зарплату, а зарабатывает себе деньги с помощью юридически принадлежащих коллективу средств производства совместно с товарищами по работе.
|
|
Вот почему всякий трудящийся человек не подвергается и не может подвергаться эксплуатации коллективом 354
предприятия в условиях рыночного социализма. А если где-либо это случится, если какой-либо коллектив будет относиться ко вновь поступающему на работу как к нанимаемому ими рабочему, будет его эксплуатировать, то государство должно немедленно это пресечь.
Те же члены разорившихся предприятий А и Б, которые, неважно по каким причинам, не идут работать на предприятие В, ищут себе работу в другом месте на только что указанных условиях, хотя бы даже на базе разорившихся их родных предприятий. Или устраиваются на работу при помощи государства. А могут заняться и индивидуальной трудовой деятельностью.
Таким образом, получается интересная ситуация, характерная только для экономики рыночного социализма: всякий трудящийся индивидуум или коллектив является непосредственным действительным (в силу факта непосредственного использования средств производства в своих интересах) истинным (по известным причинам) собственником средств производства предприятия. А верховным юридическим собственником всех средств производства страны в целом и каждой хозяйственной единицы в отдельности является весь народ в лице своего государства; но только не непосредственным действительным собственником.
Это значит, что государство имеет право вмешиваться в производственную деятельность любого трудового коллектива, но только в исключительных случаях. И причем не по производственным причинам, а по политическим, политико-экономическим, правовым, беря с каждого социалистического хозяйства налог с их дохода* на удовлетворение общенародных интересов.
А всякий хозяйствующий субъект в условиях рыночного социализ- ма занимается производством продукции самостоятельно без всякого вмешательства и указаний кого бы то ни было, зарабатывая себе
деньги только собственным трудом, путем непосредственной эксплуатации своих средств производства (= исключительных юридических объектов собственности государства). А по-другому трудовые коллективы использовать свои средства производства не имеют права, ибо всякий другой способ использования средств производства есть нетрудовой способ присвоения материальных благ.
Если же мы действительным истинным собственником будем считать только юридических собственников, путая, таким образом, действительные отношения собственности с юридическими иллюзиями, и соответственно этим заблуждениям действовать, то мы неизбежно придем к эксплуатации одних людей другими (как это
*И только с дохода. А почему - читатель увидит дальше. 355
стал делать кустарь В, став таким образом капиталистом), причем будем считать это справедливым положением дел!
Вот почему я считаю недопустимым в условиях социализма выпускать акции, создавать акционерные предприятия. Ведь здесь через акции часть людей (индивидуумов или коллективов) будет использо- вать средства производства представительским способом, значит (на-ряду с непосредственным использованием средств производства, т.е. трудом), часть людей будет присваивать себе лично какую-то часть прибавочной стоимости в виде прибыли, произведенной сотоварищами по работе, у которых не нашлось денег на акции. А это эксплуатация, это элементы несправедливого капиталистического производства. Я уж не говорю, что тут возможна и спекуляция акциями со всеми отсюда вытекающими последствиями. И все потому, что люди будут действовать согласно мнению, что юридический собственник* есть истинный собственник.
|
|
В защиту акций могут привести массу мнений о справедливости такого способа развития производства. И я знаю, что капиталисты могут тоже красноречиво говорить на эту тему в свою пользу. Но все эти абстрактные рассуждения на тему о справедливости никогда не опровергнут того факта, что прибыль, которую получает частный владелец акций, есть часть прибавочной стоимости, созданной трудом трудящихся. Поэтому если дать развиваться этому процессу и дальше, то эксплуатация одних людей другими расцветет пышным цветом, и очень даже скоро.
Акции в руках частных владельцев - это явление, внутренне присущее капиталистическому рынку, есть следствие эксплуататорских принципов справедливости.
Другое дело, если социалистическое хозяйство платит за кредит процент государству. Здесь деньги поступают в распоряжение государства, значит, используются в интересах всего народа, и в общенародных интересах коллектива того же предприятия как частички всего народа.
Так вот, пусть хозяйства и берут кредит у государства, а не у част- ных лиц. А желание обзавестись акциями и кредитами не от государства люди пусть сменят на желание полнее удовлетворять свои личные потребности, не страдая от недопотребления и помогая,
*В данном случае, как и думает капиталист, считается, что юридический собственник всегда является истинным собственником, если он не украл и не ограбил. Конечно, это мнение недостаточно осознанно, критически не исследовано, но априорно считается истинным. 356
таким образом, социалистическим предприятиям реализовать свои товары, помогая, таким образом, им развиваться.
В противном случае, если все люди будут заниматься подобным самоограничением ради накопления денег для производства, то это значит, что мы живем просто ради производства, а не наоборот. При- чем это свое существование ради производства доводим до абсурда, ибо кто же станет покупать товары нашего производства, если все люди все свои деньги будут вкладывать в развитие и совершенствование производства? И как тогда сможет произойти оборот капиталов? И как тогда сможет развиваться и совершенствоваться наше производство, ради которого мы так самоотверженно недопотребляем?
|
|
То же касается и кооперативов: если кооператоры вкладывают свои деньги в средства производства, то они доходы будут делить не только по количеству и качеству затраченного труда, но и соответственно размерам своих капиталовложений! А всякое постороннее лицо для них поэтому будет наемным рабочим. Таким образом, хотя они непосредственно будут использовать свои средства производства одинаково, если будут вкладывать равные количества труда, представительским способом они будут использовать средства производства несправедливо, нарушая социалистический принцип: каждому по труду.
Особенно это будет несправедливо по отношению к тем, кто не эксплуатирует этих средств производства представительским способом, т.е. по отношению к действительным наемным рабочим, даже если таковыми они не считаются: часть продуктов их труда будет присваиваться сотоварищами по работе безвозмездно.
И дальнейшее развитие этих антагонистических зародышей может привести к плачевным результатам.
Акции и индивидуальный денежный вклад кооператоров в средства производства играют роль первоначального капиталистического накопления, дают первый толчок развитию капиталистических экономических отношений в условиях социализма. Поэтому государство должно предусмотреть и противоядие этим процессам, если оно допускает существование акционеров и кооператоров: должно указать срок (3, 4, 5... лет), после которого кооператоры не имеют права на начисления соответственно своему денежному вкладу, а по выходе из кооператива или акционерного общества - на возвращение своего вклада. По мере приближения к окончанию этого срока начисления на вклад должны пропорционально времени снижаться, как и условная величина этого вклада. 357
Лучше всего пайщикам возвращать их вложения в виде амортизационных отчислений вместе с существующим в банке процентом на эту величину. А оставшееся функционировать оборудование после окончания этих выплат, как и всякое другое средство производства рыночного социализма, будет объектом действительной непосредст- венной истинной собственности трудового коллектива и действительной истинной юридической собственности государства. Таким образом, гармонично будут реализованы интересы отдельных людей или коллективов и всего общества.
А что, если отдельные предприятия или другие хозяйственные единицы будут брать кредиты за рубежом с целью закупки (там же или в другом месте) средств производства, либо непосредственно в виде средств производства с выплатой определенного процента кредиторам то ли деньгами, то ли вещами?
Если это экономически оправданно, т.е. даст положительный экономический эффект, то это надо делать, хотя эксплуатация иностранцами наших людей тут очевидна. Здесь очень важно не просчитаться. Но делать это должны именно сами заинтересованные хозяйства (вспомним о ПДЦ) или лица без какого бы то ни было вмешательства «добрых дядей», чьи «добрые» намерения оборачиваются отнюдь не добрыми делами и следствиями. Причем эти же «добрые дяди» не должны ни под каким предлогом препятствовать заключению таких сделок. Но зато и хозяйства, берущие ссуды за границей, должны полностью отвечать за свои действия перед кредиторами. А потому наше государство должно дать гарантии кредиторам, что должники от них не уйдут.
Таким образом, рыночный социализм не приведет к эксплуатации одних людей другими. А те, кто нарушает социалистические политико-экономические принципы, будут иметь дело с компетентными в этих вопросах органами, как и всякие другие преступники. И о безработице сильно беспокоиться тоже нет причин - она, как неискоренимое явление, присуща только капитализму.
Но не будут ли трудящиеся безразличны к результатам своего труда, раз разорение их предприятий катастрофой жизни для них не обернется?
Я думаю, что нет, потому что медленная смерть любого предприятия (а она не может происходить мгновенно) и неэффективная его работа на этом этапе только материальные убытки и принесет его работникам, не говоря уже о сложившихся традициях, профессиональных склонностях, моральных соображениях. 358
Ну что же, раз рыночный социализм является наиболее приемлемой моделью справедливого демократического общества, то в этом направлении нам и нужно двигаться, перестраивать свои отношения, что сейчас частично и происходит.
Но делать это надо быстрее: скорее ликвидировать централизованное подчинение хозяйств, потому что именно централизация экономики является источником всех бед социализма, как мы выяснили. И чем быстрее мы это сделаем, тем быстрее двинемся вперед. Надо запретить центральным органам вмешиваться в хозяйственные дела самостоятельных хозяйственных единиц волевыми методами под угрозой привлечения их к суду и личной материальной, а то и уголовной ответственности за нанесенные хозяйствам убытки. Но это, конечно, не касается государственных предприятий.
Все хозяйственные единицы необходимо в кратчайшие сроки обеспечить юридическими правами отказываться от всяких денежных перечислений на содержание вышестоящих, не входящих в их хозяйства чиновников-руководителей со всем их аппаратом: надо людям обеспечить право отказываться от уплаты оброка на содержа- ние скрытых и мешающих делу тунеядцев (это не о налогах). И все хозяйственные единицы должны иметь право платить деньги только тем лицам или коллективам, в делах или продуктах которых нуждается то или иное хозяйство.
Но необходимые средства для развития районов, городов, областей, республик и всей страны обязаны перечислять все хозяйства в соответствующие советы трудящихся на основе справедливых для всех нормативов. Причем отчисления эти должны производиться из сумм, представляющих собой доход экономических точек, потому что отчисления из других сумм, например амортизационных отчислений или предназначенных на модернизацию производства, нанесут ущерб хозяйству, ущерб производительным силам.
Для перехода к рыночному социализму надо побыстрее ликвидировать централизованное снабжение предприятий и организовать оптовую и розничную торговлю любыми средствами производства и предметами труда, развивая и дальше систему прямых поставок по договорам и заказам. Для начала на базе снабженческих организаций организовать торговые предприятия, ликвидировав всякие лимиты и фонды.
Эти меры приведут к тому, что вышестоящие руководящие экономические органы вынуждены будут стать полезными как отдельным хозяйственным единицам, так и всему обществу и не будут на иждивении у подчиненных, мешая при этом их развитию. 359
Станут ли они полезными в своем прежнем специфическом качестве регулятора и объединителя производства, но уже на демократической взаимовыгодной основе, или в другом качестве - для нас здесь это не столь важно. Важно то, что они вынуждены будут перестраиваться и приносить пользу людям, вынуждены будут зарабатывать деньги предоставлением услуг хозяйствам. То есть они из хозяев по отношению к трудящимся как к винтикам превратятся в равноправных членов общественного производства, пусть даже и на ступеньку структурно выше.
Возможно, в переходной период временно будет процветать спекуляция*. Это надо запрещать.
Следует поскорее создавать различные службы информации по изучению спроса и предложения (наверное, лучше всего на базе министерств и ведомств?) населения и хозяйств, наладить изучение спроса и предложения, развернуть во всю мощь рекламу.
Побыстрее надо создавать потребительские общества, всесторонне защищающие интересы потребителей и ориентирующие произво- дителей на потребности населения.
А как же план?
А кому этот план нужен, это орудие тормоза экономического и научно-технического развития социалистического общества? Кому нужно это кривое зеркало, искажающее интересы и потребности народа? Кому нужен этот источник различных скрытых форм всеобъемлющего экономического кризиса нашего общества?
Само собой понятно, что в процессе перестройки будет и временная открытая безработица, т.к. ненормальное у нас положение в
*Спекуляция - внешне ничем не отличающаяся от такой же деятельности купца экономическая деятельность по купле и продаже товаров, доход от которой является не только следствием труда самого спекулянта, но и прибавочной стоимости лиц, вступающих со спекулянтом в торговую сделку (покупателей), прибавочная стоимость которых поступает в руки спекулянта вследствие выгодного для спекулянта соотношения спроса и предложения, когда спекулянт после скупки товаров стал монопольным собственником этого товара и диктует монопольно высокую цену на него, когда эта цена значительно превышает стоимость и производственную его цену и когда стоимость поступает в руки спекулянта в виде вещественных объектов собственности - в виде товаров или денег. Следова- тельно, спекуляция является одной из форм эксплуатации, а спекулянт - эксплуататором. 360
области организации труда во всех сферах экономики быстро будет исправляться, все хозяйства будут избавляться от лишних и ненужных рук, ненужные и убыточные хозяйства самоликвидируются, т.е. потерпят банкротства... т.е. различные скрытые формы безработицы преобразуются в открытую.
Стоит ли во имя социальной справедливости (но справедливости для кого?) сдерживать этот процесс?
Нет, конечно, чем быстрее произойдет оздоровление экономики и переход ее на более прогрессивные принципы экономического развития, тем лучше будет всем. Это настолько очевидно, что и говорить на эту тему больше не стоит. А чтобы не были материально ущемлены интересы оказавшихся без работы, пусть те, кто от них избавляется, а то и государство выплачивают пособие по безработице в размере их полугодового или годового заработка, но не сразу, а из месяца в месяц, в том же ритме, как они и получали эти деньги, присутствуя на работе и мешая работе хозяйств своим присутствием.
Кому нужен министр в качестве директивного тормоза развития подчиненных ему предприятий? Лучше оставить его без работы, платить ему прежние деньги целый год, только бы он не мешал людям работать! А еще лучше, конечно, лишив его прежних функций, заставить делать полезное дело на принципах социалистической демократии. Например организовать институт необходимой производителям и потребителям информации и продавать эту информацию заинтересованным лицам и коллективам.
И так государству надо поступать со всеми, кто не нашел себе работу сам: организовывать этими свободными рабочими силами новые хозяйственные единицы, всеми силами способствовать развитию сферы обслуживания, всячески ломая сопротивление этому процессу местных органов власти и т.п. Например приказом сверху (и это тоже пока нужно) обязать местные органы власти выделить и преобразовать множество квартир на первых этажах для точек питания (бары, кафе...), для различного рода мелких мастерских и т.д. И в этом вопросе не страшно перегнуть палку: пусть лучше пока пустуют эти квартиры, чем будет из-за их нехватки сдерживаться развитие сферы обслуживания. Стыдно говорить: в Риме более 1000 точек питания, да каких! А у нас?
Особенно, мне кажется, надо использовать безработицу для значительного развития строительной индустрии и прежде всего - стройматериалов. Ну да это лучше должны знать институты информации и чрезмерно высокие цены на дефицит. 361
И хочу подчеркнуть, что для этого нам не надо ожидать выполнения намеченных ранее планов. Нам вообще такие планы не нужны.
Надо просто от них отказаться.
Пусть будут другие планы. Всякие.
Но только не директивные в масштабах страны.
Иначе нас ждет еще более страшный экономический кризис со всеми вытекающими отсюда последствиями*.