Работы группы фон Брауна

Дальнейшее развитие ракетной техники в Германии было связано с работами другой группы Общества межпланетных сообщений — группы Риделя, Небеля и фон Брауна. Армия проявляла явный интерес к работам в области ракетной техники, но развивать исследования в рамках Общества межпланетных сообщений не была намерена. Более целесообразным оказалось подробное изучение характеристик ракет на собственных испытательных стендах. В 1933 г. Управление вооружений образовало специальное подразделение по ракетной технике под руководством Дорнбергера. Фон Браун, был назначен руководителем работ по жидкостным ракетам. Его лаборатория занимала одну половину бетонированного бункера, в другой половине проводили исследования твердотопливных ракет, а штат сотрудников на первых порах состоял из одного механика. В январе 1933 г. удалось создать охлаждаемый водой ракетный двигатель, который при стендовых испытаниях развивал тягу 140 кгс в течение минуты.

Военное ведомство охотно поддерживало работы по созданию жидкостных ракет, которые стали развиваться быстрыми темпами. В первой ракете А-1, предназначенной для летных испытаний, был использован ракетный двигатель с регенеративным охлаждением и тягой 300 кгс, который работал на жидком кислороде и спирте.

Однако во время стендовых испытаний двигатель взорвался, так как в его камере сгорания в результате задержки воспламенения накопилась взрывчатая смесь (обычная причина аварий в ранних конструкциях жидкостных двигателей).

Было решено не продолжать отработку ракеты А-1, а заново ее перепроектировать. В частности, было решено перенести маховик из носовой части ракеты в плоскость вблизи центра тяжести баков. Маховик предназначался для стабилизации ракеты от воздействий внешних возмущений. В ракете еще не применялись воздушные стабилизаторы или газовые рули. Две ракеты А-2, запущенные в декабре 1934 г. с о-ва Боркум в Северном море, достигли высоты 1,5—2 км.

Следующим шагом в работах по жидкостным ракетам явилось создание ракеты А-3 — первой немецкой ракеты, имевшей гиростабилизированную платформу с акселерометрами, электрические сервомоторы и молибденовые газовые рули. Такая схема позволила отказаться от наклонной пусковой установки и запускать ракеты, установленные вертикально на хвостовом оперении, так как управление полетом при малых скоростях обеспечивалось газовыми рулями. Экспериментальные запуски ракет А-3 были проведены осенью 1937 г. с о-ва Грейфсвальдер-Ойе в Балтийском море, но они оказались неуспешными из-за отказов системы управления.

Фон Браун пополнил состав своей группы, включив в нее ряд специалистов, в том числе некоторых сотрудников Валье. После смерти Валье его группа продолжала работать во главе с В. Риделем под покровительством военного ведомства в акционерном обществе «Индустригазфервертунг» в Бритце близ Берлина в обстановке строгой секретности. Решение военного ведомства об объединении группы Риделя с группой фон Брауна в Куммерсдорфе еще более активизировало работы по жидкостным ракетам. В связи с намерением этого ведомства практически применить жидкостные ракеты был разработан новый проект — ракета А-5. Начиная с 1933 г., военное ведомство Германии получало в свое распоряжение значительно большие ассигнования. Ракетные двигатели стали устанавливать на самолетах ВВС Германии. Сухопутные войска стали проявлять интерес к баллистическим ракетам как средству повышения дальности действия артиллерии. В связи с этим было решено организовать главный ракетный исследовательский центр вблизи деревни Пенемюнде на Балтийском побережье Германии, где можно было запускать ракеты на дальность более 300 км. Огромный по масштабам того времени центр, который сооружали в течение двух лет, был оснащен совершенным лабораторным оборудованием и испытательными стендами. Ракетное подразделение было переведено в Пенемюнде в апреле 1937 г.

В Пенемюнде была завершена разработка проекта ракеты А-5 и первые ее запуски без системы управления были проведены летом 1938 г. с о-ва Грейфсвальдер-Ойе. Первый пуск с системой управления был отложен до осени 1939 г. и прошел успешно.

Исследования в СССР

Активные исследования и разработки в области ракетной техники проводились в СССР. 17 августа 1933 г. московской группой изучения реактивного движения (ГИРД) была успешно запущена ракета «ГИРД-09», работавшая на топливе жидкий кислород — отвержденный бензин. Ракета достигла высоты около 400 м. 25 ноября 1933 г. был осуществлен пуск ракеты «ГИРД-X», в которой было использовано топливо жидкий кислород — этиловый спирт и которая поднялась на высоту 80 м.

В эти же годы в Советском Союзе были разработаны совершенные и надежные жидкостные ракетные двигатели, которые могли быть использованы в двигательных установках самолетов. В 1937 — 1938 гг. ракетный двигатель ОРМ-65 на азотной кислоте и керосине, созданный В. П. Глушко, успешно прошел 30 стендовых огневых испытаний на ракетоплане РП-318-1, спроектированном С. П. Королевым. В 1939 г. были проведены два летных испытания небольшой, запускаемой с реактивной установки беспилотной ракеты типа 212 с двигателем ОРМ-65. В 1940 г. был совершен пилотируемый полет на ракетоплане РП-318-1 с двигателем, являющимся модификацией ОРМ-65.

Достижения Годдарда

Следует отметить, что Годдард, затрачивая значительно меньше ассигнований, чем группа фон Брауна, также достиг значительных успехов в разработке управляемых жидкостных ракет. Американский инженер начал свои разработки в 1932 г., установив на ракету гироскоп диаметром 10,2 см с осью вращения, совпадающей с продольной осью ракеты. Гироскоп сохранял вертикальное направление оси вращения, и когда ракета отклонялась на 13° от вертикали, электрические контакты включали устройство, приводящее в действие один из четырех аэродинамических рулей и одновременно один из четырех металлических дефлекторов, вводившихся в струю истекающих газов. В результате заданное положение оси ракеты восстанавливалось.

Первый запуск управляемой ракеты был осуществлен Годдардом 19 апреля 1932 г. Хотя ракетный двигатель при запуске выключился и ракета поднялась только на 40 м, после падения ракеты на Землю было установлено, что управляющие дефлекторы работали, поскольку они оказались нагретыми.

В последующие годы Годдард разработал новые ракеты с автоматической стабилизацией. Одна из его ракет, запущенная 8 марта 1935 г., имела маятниковое устройство, которое давало сигналы на включение органов управления, когда ось ракеты отклонялась более чем на 10° от вертикали. Ракета достигла скорости более 1100 км/ч и пролетела 2700 м. Позже в том же месяце ракета Годдарда длиной 4,5 м достигла высоты 1460 м и пролетела 4000 м со средней скоростью 885 км/ч. В ней использовались гироскоп и газовые рули. Летом 1937 г. Годдард испытал ракету с кардановой подвеской двигателя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: