Фортепиано - основа музыкального образования

 

Фортепиано – универсальный, базисный, самый доступный многоголосный инструмент для обучения музыкальному языку. Клавиши представляют собой наглядный звукоряд, что на порядок облегчает освоение нотной грамоты.

Являясь и мелодическим, и ударным инструментом одновременно, ЭФ – идеальный тренажер для развития и слуха, и чувства ритма. Игра не требует особых физических усилий. Играя, ребенок может одновременно петь, развивая голос и совершенствуя чистоту интонации.

ЭФ нельзя расстроить - нажатие клавиш даёт чистые звуки точной высоты, и слух развивается без помех. Играя, ученик получает мелодию, гармонию и ритмику одновременно. Воспроизводя и мелодию, и аккомпанемент, он развивает как мелодический, так и гармонический слух. Обучая пальцы «петь» легато или «чеканить» стаккато, человек развивает сразу всё – и глубину слуха, и владение голосом, и нюансы мелкой моторики.

Приверженцы скрипок и аккордеонов, флейт и арф, конечно, будут рьяно возражать. Они скажут, что другие инструменты гораздо «певучее», лучше передают эмоции и тонкости ладовых соотношений, и в конце концов важно разнообразие, и инструмент – дело личного выбора. Несомненно, это так. Но мы говорим о способности обучать на начальном этапе музыкального развития. Вот тут фортепиано вне конкуренции. Причём ЭФ ещё на порядок эффективнее обычных пианино!

 

 

Если бы Моцарт увидел электронное фортепиано…

 

Многие пианисты «классической» школы к электронным инструментам относятся пренебрежительно. «Учиться нужно или на хорошем акустическом пианино – или не нужно вообще!» - таково их мнение. И что же? Публика явно склоняется ко второму варианту. Пианино столь же доступны, сколь и бесполезны - мало кто умеет на них играть! И даже обладатели дорогих роялей частенько используют их не более, чем для собирания домашней пыли.

Акустика – дело тонкое. Обычные граждане и не думают настраивать свои пианино раз в полгода, как положено по инструкции. Откроешь такой застоявшийся инструмент – ужас! Полгода таких «занятий» - и слух испорчен! Меж тем, качество звука современных ЭФ почти не уступает акустическому. Настраивать его не надо - звучит идеально. Цены – разные, можно выбрать то, что вам по карману. Пусть это будет пятиоктавный инструмент за 100 долларов. Главное, чтобы в вашем доме, в вашей школе появилась душа музыки – инструмент, который станет хорошим учителем и для вас, и для ваших детей.

 

Часто говорят, что ЭФ портит «постановку рук». Это неправда. Развив совершенную координацию пальцев, научившись свободно владеть обими руками, вы перейдёте к фортепиано совершенно безболезненно и привыкнете к «более тугой» клавиатуре почти незаметно.

Если уж на то пошло, маленький Моцарт учился играть на клавесине – а его клавиатура столь же мягкая, как у ЭФ. Даже если бы в его доме стоял рояль фирмы Стейнвей, отец Леопольд не стал бы сажать за него щупленького трёхлетнего мальчика с тоненькими пальчиками. Музыкальная техника начинается с развития «вширь», с освоения «территории инструмента», с наработки общей координации. И только потом, когда инструмент стал «своим», когда координация стала точкой опоры, человек может сесть за любой инструмент - и оттачивать силу нажатия клавиш, шлифовать качество звука.

Современные ЭФ – клад для обучения музыке. В одном таком инструменте - целый оркестр. Это музыкальные «конструкторы и мозаики», яркие «книжки с картинками», незаменимые в начале долгого и увлекательного пути. И лишь тогда, когда игра с листа станет для вас обычным делом, вы поймете, что переросли эти «детские книжки». Вот теперь можно покупать пианино, браться за скрипку или другой инструмент! И вот тогда, купив рояль, вы не оставите его коллекционировать пыль в вашей гостиной.

 

Общее музыкальное образование? Конечно!

 

Спасти музыкальный язык и музыкальное искусство может только всеобщее музыкальное образование.

Безграмотный думает, что знает все – и ни к чему не стремится. Но чем больше человек знает и умеет, тем виднее ему новые пути, и тем больше хочется улучшать свой результат. Если все дети будут уверенно читать ноты и владеть клавишами фортепиано, в классы разных инструменталистов придет столько способных учеников, сколько не приходило за всю историю музыкального образования.

Любая область человеческой деятельности – дерево. Публика – его корни, образованные специалисты – ствол, а мастера – крона. И чем более разростаются "корни", тем крепче ствол и прекраснее крона. Искусство – это общение мастера с людьми. И чем больше подготовленных слушателей, тем выше планка мастеров. Только имея грамотного слушателя, таланты и гении могут шлифовать свое мастерство и развивать музыку до невиданных высот.

Всеобщая музыкальная грамотность – единственный способ процветания и развития музыкального искусства. У нас, музыкантов, просто нет иного выхода. Пришло время перестать бояться всеобщей музыкальной грамотности. Пора начать создавать её!

Если мы хотим выжить в современном мире, если хотим, чтобы музыкальное искусство процветало, мы должны сделать все, чтобы остановить узаконенную музыкальную безграмотность. Спасение музыки уже не зависит от нашего исполнительского мастерства, от новых музыкальных шедевров, интересных фильмов и ярких статей. Спасение музыки находится в классах общеобразовательных школ – именно там сидят наши будущие ценители и слушатели, исполнители и дирижёры, а рядом с ними - будущие президенты и сенаторы, от которых будет зависеть судьба музыкального образования.

Каждый год, не помогающий детям в освоении музыкального языка, толкает музыкальное искусство все ниже по наклонной плоскости. Только научившись петь и играть по нотам, человек может понять и оценить творчество других музыкантов. И только такой человек может осознать важность музыкального образования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: