Наш обычный принцип обучения – «задом наперед»

Музыка – язык, созданный для передачи музыкальных мыслей. Чтобы пользоваться им, теория не поможет – тут нужно владеть многими навыками. Способность слышать, чтение, понимание, творческое осмысление – отдельные группы навыков.

Музыкальная грамоность – не свод правил, а практическое, житейское умение свободно переводить звуки в нотную запись, а нотный текст – в звуки. В этом смысле между музыкой и речью нет большой разницы: переводим ли мы слова в буквы или звуки в ноты – процесс один. И в обоих случаях главным посредником, главной опорой в обучении служит человеческий голос. И речь вербальная, и речь музыкальная осваиваются прежде всего голосом.

Психологи давно различают в обучении четыре стадии:

 

1. Стадия озвучивания - мы озвучиваем написанное голосом - читаем по буквам, а потом по слогам. Мы уже знаем и понимаем читаемые слова, а голос может их произносить – и это наша опора. Наша задача – связать букву (символ) с ее восприятием на мышечном (гортань) и слуховом уровне. То есть сделать буквы частью своего сознания. Результат - способность проговаривать то, что читаешь.

2. Стадия немого проговаривания - переход от внешнего восприятия к чтению в уме. Мы уже помним, как читаются слова голосом – это наша опора. Голос выполнил свою роль и передал эстафету сознанию. Задача – наработать в уме собственный звуко-буквенный словарь. Результат - способность прочитывать слова и предложения вслух и про себя. Одновременно нарабатывается навык письма, и ученик может записывать то, что причёл или услышал.

3. Стадия грамматики. Информации становится слишком много, и она нуждается в уточнении. Слова и предложения пишутся строго определённым образом. Наступает время применения правил. Опора для этого – готовый умственный словарь. Задача – уточнить написание слов и фраз в этом словаре. Для этого нужно не столько выучивать правила, сколько писать изложения и диктанты на слух.

4. Стадия творчества. Полученная грамотность становится устойчивой базой для мышления и самовыражения на усвоенном языке. Теперь можно всерьёз изучать приёмы литературного творчества, импровизировать и сочинять. Освоив язык, мы способны сами влиять на него и можем общаться с читателями.

 

Эти стадии естественны для восприятия, и язык осваивают так или иначе все ученики. Но с музыкой почему-то всё наоборот. В музыкальных классах учатся отнюдь не инопланетяне, но обучение музыкальному языку поставлено буквально с ног на голову!

Начинают здесь почему-то со стадии творчества, с законов и правил. Потом переходят к умственному чтению музыкального текста, не вовлекая голос. И только после этого переходят к стадии озвучивания - если переходят к ней вообще. Не связав звуки с голосом и слухом, не создав умственного словаря звуков и нот, от ребёнка требуют игры на инструменте, да ещё с соблюдением аппликатуры, динамики, ритма и постановки рук!

Такое «обучение задом наперед» буквально выбивает все опоры из-под ног ученика. Он «зависает в воздухе» и перестаёт видеть, что делает и куда направляется. Как тут не расстроить педагога? Выход один: бессмысленная зубрежка.

 

Есть в нашем обучении и ещё одна странность: искусственное препарирование умений. Когда мы учим читать, то опираемся на слышание, проговаривание, видение и координацию одновременно. И верно: человек не может читать вслух, не видя, не слыша или не включая голосовые связки. Однако в музыкальном классе всё наоборот! Сегодня мы учим детей запоминать ноты и клавиши, завтра – играть не пропевая, после завтра – петь без проигрывания, а после этого задаём играть упражнения без пения и чтения нот. Вместо того, чтобы сообща помогать ребенку, эти навыки постоянно «конфликтуют» между собой и «спорят о первенстве»! Искусственно «поссорив» их, мы потом долго и упорно пытаемся соединить их «в один дружный коллектив», но чаще всего - тщетно.

Я постоянно вижу людей, у которых техника рук совершенно не связана со слухом, а голос не способен пропеть то, что видят глаза. Такой хаос и анархия – результат методичного разрывания цельного восприятия музыки. Природа музыкального языка требует полной слаженности органов чувств и моторики. Каждая доля секунды при чтении нот – цельный блок восприятий и реакций. Взгляд - знак – внутренний звук – гортань – голос – слух – оценка звука – в любом языке это работает одновременно. Если это наработано, мы легко «делаем музыку». А если этого нет, продираемся от ноты к ноте в темпе измученной черепахи.

Останавливаясь на каждой ноте, чтобы найти ее клавишу, прорываясь через музыкальный текст как сквозь непроходимые джунгли Колумбии, мы не в состоянии ни слушать, ни тем более понимать и анализировать, что мы играем. Такие занятия не дают почти ничего для музыкального развития. Самый реальный результат музыкальных школ – облегчённый вздох после выпускного концерта да инструменты, закрытые отбывать долгое заключение в наказание за перенесённые муки.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: