Каждому упрощению – своё место

 

«Перемещаемое До – это такой же нонсенс в музыкальной науке, как перемещаемое «А» в алфавите, когда каждая буква, с которой начинают читать, может называться «А»…».

Когда-то венгерский композитор Золтан Кодай изобрел релятивную систему обучения пению (relative – относительный). Система позволяла обучить неграмотных людей петь в хоре, не тратя времени на разучивание нот и тональностей. Кодай применил самое начало обучения - стадию озвучивания, до предела упростив её. Вместо нот он использовал семь знаков руки дирижера. Он как бы свёл музыку к простым отношениям семи ступеней лада. Эта система как нельзя лучше вписалась в хоровую практику людей, для которых музыкальное чтение было недоступно.

К сожалению, изобретение Кодая, созданное с чисто утилитарной целью, было перенесено в музыкальные классы стран буквенной системы - и это весьма навредило музыкальному образованию. Пение нот сольфеджио закреплено здесь только за одним звукорядом – «До»! В какой бы тональности фактически не звучала музыка, тоника называется «до». Петь сольфеджио во всех других тональностях стало невозможно. Объединение системы Кодая с сольфеджио ничем не улучшило систему Кодая, но обезглавило сольфеджио, урезав его до стадии пропевания семи нот. С тех пор во многих странах все другие тональности изучаются «всухую» - исключительно с помощью буквенной системы, не озвученной голосом.

У этой проблемы есть простое решение: отменить передвижное «До», взяв от системы Кодая главное - освоение лада с помощью ручных знаков. Можно и нужно начинать курс обучения с одной, самой простой тональности – До мажор. Вполне оправданно использовать До мажор для изучения отношений ступеней между собой. Но пропевание реальной музыки – то есть звуками сольфеджио во всех 24 тональностях - должно быть необходимым условием обучения.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: