Краткие итоги, или конспект к учебному курсу

Язык музыки – самый универсальный из земных языков, и быстрое музыкальное развитие даёт массу побочных эффектов. Это и хорошее пространственное мышление, и навык языковой логики, и концентрация внимания, и системное восприятие данных, и звуковое мировоззрение, и координация, но главное – навык эффективной наработки навыков. Пройдя такую подготовку, человек без проблем усвоит и все прочие науки – как естественные, так и гуманитарные. Думаю, доказательства этой гипотезы составят не одну докторскую диссертацию.

А пока я вижу, как быстро учатся читать и писать малыши, освоившие нотную грамоту. Уверена: обучение музыкальному языку следует начинать задолго до обучения чтению и письму.

Наш опорный инструмент - электронное фортепиано, подключенное к компьютеру с помощью МИДИ (устройство, позволяющее инструменту «общаться» с компьютером). Чтение нот, проигрывание и пропевание их сольфеджио развиваются одновременно. Опора для этого - азбучные презентации нотного стана и стикерсы на клавишах. В то же время, каждый из этих навыков может «шлифоваться» отдельно – это ускорит освоение нотного текста.

 

Музыкальное чтение должно развиваться во всех возможных направлениях - и «вширь», и «вглубь». Опорами для этого служат:

1. Для беглости чтения – самый простой для координации музыкальный материал на традиционном, черно белом нотном стане.

2. Для развития координации – «упражняющий» материал на самом простом нотном стане с цветом и образами.

3. Для совершенствования техники читки - специальные упражнения для зрительного, координационного и слухового восприятия. Они выполняются параллельно со всей прочей работой.

 

Никакой человек не обязан рождаться музыкально одарённым. Обучая музыке, мы должны опираться только на базовые способности любого человека: просто слышать звуки, различать краски и шевелить пальцами. Этого вполне достаточно. Способности человека – не данность, они ЛЕГКО РАЗВИВАЮТСЯ. Одарённость - задача учебного метода, а не «генов»! И главное в таком методе - естественная постепенность.

 

Дано: человек, от 2,5 до 80 лет, пришёл заниматься с нуля.

На какие навыки мы можем опереться, чтобы начать постепенный подъем до свободной читки текста обеими руками?

Внятно говорить простые слова и слоги. Отличать одну простую картинку от другой. Различать цвета: красный и синий, зеленый и коричневый. Нажать клавишу одним пальцем. Всё! Ребёнок двухлетнего возраста вполне владеет этими навыками. Более того: ещё во чреве матери он слышал и запомнил массу разной музыки.

Речевая память – опора для освоения нотного алфавита, клавиш и нот. Различение цвета и картинок связывает экран монитора с клавишами. А возможность нажать клавишу скрепляет «вижу - сличаю - нажимаю - называю» воедино. Это и есть чтение музыкального текста.

Извлекая конкретные звуки, обозначенные зрительными и образными ориентирами, ребенок легко постигает язык музыки: он «делает её сам». Картинки постепенно сменяются нотными знаками, координация растёт, слуховой опыт пополняется. Человек становится грамотным музыкантом так же естественно, как семечко становится цветком - без принуждения и трудностей.

 

КОМПЬЮТЕРНЫЙ ВОПРОС: УЧИТЬ ИЛИ НЕ УЧИТЬ?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: