Цветной слух и синестезия

Некоторые люди воспринимают музыкальные тоны неординарным способом, звук как бы выходит за рамки слуха и воспринимается другими чувствами, например зрительными образами. Вот почему, когда они слышат звук, то одновременно ощущают какой-то его визуальный оттенок. Это очень редкий и необычный феномен, называемый синестезией, подразумевающий, что одно из пяти чувств срабатывает на раздражитель, не входящий в рамки восприятия, свойственные данной области. Другими словами, синестетик видит звуковой цвет, помимо слухового восприятия самого звука.

Данный феномен не имеет никакой связи с владением абсолютным слухом. Человек с абсолютным слухом не видит непосредственно цвет, когда слушает музыкальный тон; вернее сказать, что он слышит тональный окрас звука. Визуальный цвет и тональный цвет оба могут справедливо называться цветом, потому что оба обозначают качественную характеристику волновых частот.

Это похоже на абстрактное понимание по применению к слуху, из-за необычности восприятия тонального цвета. Если вы попытаетесь объяснить, каким образом различные частоты света понимаются глазом как «красный», «оранжевый», «голубой» и т.д., разумные объяснения будут даваться вам с трудом, даже не смотря на то, что ваше зрение – для вас привычное и простое чувство. Но факт того, что вы видите цвета, означает, что вы можете идентифицировать определенные области световых частот всего лишь при их контакте с глазом.

Таким же образом, сложно описать, как спектр музыкального звука воспринимается нашим слухом с различными окрасками. Даже большинство людей с абсолютным слухом не могут объяснить, как они различают разницу между тональностями. Когда звучит С#, люди, слушающие цвета, сразу определят эту ноту. Но если спросить, как они это делают, большинство ответит что-то на подобии, «я не знаю, как… просто это звучит как C#». Цвет, или визуальный или звуковой, сложно описать тому, кто никогда его не ощущал.

Каждый тон на музыкальном инструменте представляет собой различную частоту волны, и вследствие этого должен восприниматься как отдельный цвет: C, C#, D, Eb и т.д. Если вы слышите C# и не можете определить, это C# или Bb, то вы просто еще не заметили специфический оттенок C#.

Доказательством того, что кто-то слышит цвета тонов, будет факт распознавания ими специфических частотных диапазонов на слух. Бывает такое, что люди плохо различают световые или звуковые цвета, либо вообще не различают. Но это не значит, что они не воспринимают ничего, дальтоники, например, в худшем случае легко различают оттенки серого, а люди, не воспринимающие звуковые цвета, все равно слышат тональные переходы. Это означает, что развитие восприятия еще в процессе. Без тщательного сопоставления восприятия с существующим специальным стандартом, будет трудно определить название цветовой частоты. Цветовое определение, визуальное или слуховое, просто дает вам уникальное восприятие волновых частот, что позволяет определять их без сравнения и связи с чем-то еще, т.е. – красный всегда будет красным, F# всегда звучит как F#, и нет необходимости подключать какие либо другие чувства, дабы распознать это.

 

Суть этой главы в том, что цвет существует как для зрения, так и для слуха. Но нашей целью не является нахождение связей между двумя данными чувствами и четких их определений, что может оказаться сложнейшей задачей. Я хочу показать их сходство, волновые частоты могут восприниматься на слух, как цвета звукового спектра, точно так же, как мы видим цвета светового спектра. В дополнение, люди с цветовым слухом (абсолютным слухом) не видят цветов, когда ноты играются (это синестезия), но они легче определяют оттенки цветов, которые можно услышать.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: