Абсолютный и относительный слух

В какой-то момент каждый музыкант сталкивается с задачей развития своего слуха. Студенты, изучающие музыку, затрачивают как минимум от двух до 4-х лет или больше на надлежащие занятия по теории музыки и развитию слуха. Подростки, самостоятельно научившиеся играть на гитаре, также тренируются, чтобы стать мастерами в выборе материала на слух. Умение, обычно достигаемое с помощью данных занятий, называется абсолютным слухом. Относительный слух – это способность быстро сопоставлять высоту двух тонов, чтобы определить их относительное расположение или интервал. Музыкальная теория классифицирует соотношение между двумя нотами в качестве специфических связей – интервалов. Эта схема иллюстрирует интервалы только между нотой C и другой нотой, но данная структура может быть применена к любой ноте. Обратите внимание, что название интервала зависит от того, как ноты записаны (т.е. F# или Gb), но существующая дистанция между нотами не меняется. Например, F# является энгармоничной (идентичной по высоте) к Gb потому, что в действительности это разные обозначения одной и той же ноты. Поэтому, даже не смотря теоретическую формулировку, что F# составит увеличенную кварту (augmented fourth up) от C и Gb уменьшенную квинту (diminished fifth up) от С, существующая дистанция до ноты С неизменна. Относительный слух подразумевает связи. Музыкант с относительным слухом настолько легко понимает все эти интервалы, что может оценивать связи между аккордами и одиночными нотами. Если сыграть A и C#, он может сказать вам, что они составляют интервал большой терции (major thrird). Или если он услышит A, то сможет легко спеть С#, используя знание дистанции большой терции. При развитии относительного слуха, музыканты обычно используют мнемонические приемы, помогающие запомнить, как звучит каждый интервал. Используется легко узнаваемая песня, содержащая требуемый интервал, которая помогает запомнить этот интервал в будущем. Первые две ноты «My Bonnie Lies Over Ocean» составляют большую сексту (major sixth), а вторая и третья нота «Taps» составляют чистую кварту (perfect fourth). Хорошим упражнением является подбор и запоминание подходящей песни для каждого интервала. Затем, когда данный интервал звучит, он может быть связан с песней и соответственно с названием интервала. Самый сложный интервал для пения это увеличенная кварта (aumented fourth), песня, называемая «дьявол в музыке», являлась настоящим табу в ранних церковных песнопениях. Увеличенная кварта также может быть названа уменьшенной квинтой или тритоном, это более позднее имя, т.к. интервал включает 3 тона. Тренируйтесь с этим звуков, чтобы он не обескураживал вас. Музыканты, которые впервые изучают относительный слух, иногда жалуются, что они не могут вспомнить мотив или песню содержащую интервал увеличенной кварты или уменьшенной квинты. Но на самом деле, если вы внимательно послушаете музыку периода Барокко, то заметите, что данный интервал является неотъемлемой его частью, его часто можно услышать в современных работах, кинофильмах и телеспектаклях. В саундтреке к Star Wars есть короткая периодически повторяющаяся мелодия, первый и последний тоны которой составляют увеличенную кварту. Также гармонические структуры часто противостоят мажорным аккордам в тритонах.

 

Многие музыканты ошибочно полагают, что относительный слух – это «плохо развитый» абсолютный слух, что хороший относительный слух является попутной составляющей абсолютного слуха. Из нашего анализа, следует, что относительный слух и абсолютный слух являются совершенно разными функциями слухового восприятия. Относительный слух подразумевает способность оценивать соотношение между различными нотами, в то время как абсолютный слух подразумевает способность воспринимать тональный цвет индивидуальных нот. Относительный слух – это вид «горизонтальных» звуковых ощущений. В развитии способности различать отношения между нотами, относительный слух затрагивает поверхностный уровень слухового восприятия при формировании суждений на данном уровне. Абсолютный слух больше похож на «вертикальный» слух, он проникает глубоко внутрь звука индивидуальных нот в тончайший уровень ощущений, не замечаемый большинством людей. Открытие слуха для восприятия тональных цветов является, в сущности, развитием осознания музыки (улучшение понимания звуков), в отличии от развития сосредоточения, требуемого при тренировках относительного слуха (обучение сопоставлению звуков на конкретном уровне восприятия, который уже открыт и доступен для ученика). Для полностью развитого музыкального слуха должен присутствовать как абсолютный, так и относительный слух, они не могут заменить друг друга. Оба навыка играют уникальные и важные роли в музыкальном восприятии, и в своем развитом состоянии оба увеличивают музыкальное мастерство в различных направлениях. Некоторые музыканты с неразвитым цветным слухом утверждают, что относительный слух – это все, что необходимо и говорят, что они даже не хотели бы настолько «абсолютного» восприятия дабы не стать «слишком чувствительными» и не начать обращать внимание на пока неизбежные отклонения в настройке музыкальных инструментов. Эти доводы, конечно же, безосновательны и часто обнажают беспомощность музыкантов и недостаток знаний о развитии абсолютного слуха. Те, кто безуспешно пытался развить музыкальный слух должны знать, что цветной слух невозможно развить никакими видами тренировок относительного слуха. Цветной слух развивается только тогда, когда человек начинает слушать цвет. Многие попытки достичь абсолютного слуха провалились также из-за того, что музыканты пытались «запомнить» высоту звука не пытаясь замечать его цвет. Значение высоты звука очень сложно держать в памяти, пока с ним не будет связано какое-то качество, которое отличает его от других значений, и этим качеством является цвет. Кроме того, человек с цветным слухом не страдает от «слишком хорошего» слуха – он воспринимает настройку также непостоянно и субъективно, как любой другой музыкант. Другая группа аргументов «против» абсолютного слуха исходит из предположительного случая, когда хорошо известный исполнитель был необходим для транспонирования (перенесение из одного тона в другой, производится обыкновенно для уравнения инструментов – прим. переводчика) нот, необходимого исходя из оркестровых соображений. Во время этого занятия он у него возникли сильные затруднения, т.к. музыка «звучала по-другому» в новой тональности. Данные ситуации возникают только в виду недостаточных навыков транспонирования или адекватного развития относительного слуха. Поэтому данный аргумент применим скорее к относительному слуху, чем к абсолютному.

 

Словарь The New Grove Dictionary of Music and Musicians (1980) так комментирует подобные случаи недопонимания касательно абсолютного слуха: Доказательства, что наличие абсолютного слуха у музыкантов сомнительно (особенно задействованных в транспонировке), можно сравнить с вымышленной ситуацией, если бы большинство дальтоников пытались доказать меньшинству нормально видящих людей, что даже пожелай они стать художниками, то цветное зрение приносит больше трудностей и не стоит этого. На самом деле менее удивительно, что лишь некоторые владеют абсолютным слухом, чем то, что у многих этого умения нет. Развитие только абсолютного слуха на самом деле более желательно, чем развитие относительного слуха. Даже слабое чувство абсолютного слуха занимает более обширную область, чем полностью развитый относительный слух, вот почему люди с цветным слухом могут обычно долго выполнять самые сложные упражнения для развития слуха даже без наличия правильной подготовки относительного слуха. Музыкант, владеющий абсолютным слухом, почти всегда развивает относительный слух спонтанно или с незначительными усилиями. Т.к. цветной слух легко приспособляем, то он не сталкивается с трудностями сопоставления тонов, что наблюдается среди многих студентов на занятиях по развитию слуха сегодня. Цветной слух чувствует музыку на более глубоком уровне, в сравнении с относительным слухом. В то время как относительный слух открывает знание музыкальной структуры, абсолютный слух представляет глубокое ощущение звука как такового. Чувство абсолютного слуха создает в ухе осознание цвета в музыке, понимание артистизма чистого звука, который выделяется, пока что частично, из структуры музыкальной композиции. Абсолютный и относительный слух занимают свои собственные области, однако, исходя из этого, они дополняют друг друга во всеобъемлющем восприятии музыки.

При абсолютном слухе без относительного, не хватает теоретических знаний о связях и соотношениях, поэтому абсолютный слух не может быть окончательно изобретательным. Относительный слух без абсолютного, страдает от недостатка глубокого восприятия звука и также не может быть достаточно креативным или артистично восприимчивым. Но в полностью развитом музыкальном слухе, относительный слух представляет собой каркас, на котором умело расположены строительные блоки цветного слуха. Поэтому, когда абсолютный и относительный слух одновременно развиты, они повышают качество друг друга и формируют базис для еще более завершенного и полного понимания музыки.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: