Упражнения по технике развития цветного слуха

Упражнение №1

Расположитесь у октавы от C до C, с C 1-й октавы наверху. Начиная с нижней ноты C играйте хроматическую гамму медленно, внимательно вслушиваясь в каждый тон. Повторите эту процедуру несколько раз, играя вверх и вниз с разной скоростью. Слушайте внимательно, но не напряженно, этот спектр тональных цветов.

В данном спектре находится 13 тонов, попробуйте выделить два или больше тонов, которые, как вам кажется, формируют «цветовую группу», они должны иметь некоторые звуковые качества, которые делают их более близкими друг к другу, чем остальные тоны. Если вам удалось найти такие группы, попробуйте определить, прислушиваясь к своим ощущениям, чем именно сходны похожие тоны и чем они отличаются от остальных.

Возьмите большой набор цветных карандашей и лист бумаги. После окончания слушания гаммы, попробуйте найти какие-то абстрактные, основанные на восприятии, причины того, к какому цвету больше подходит звук каждого тона. Нарисуйте цветную схему вашего «звукового спектра», на которой укажите все ноты и символизирующие их цвета.

Как молодые студенты, так и взрослые, получают много удовольствия во время этого упражнения при воображаемых связях различных видов восприятия. Не стоит недооценивать значение этой тренировки, не пропускайте её. Концентрация на абстрактном слушании для связи с визуальными цветами дают уху толчок в направлении новой тенденции звукового восприятия. В поисках какого-то качества, не замечаемого ранее, уровень развития слуха начинает постепенно открываться для нового уровня цветовых ощущений.

Не спешите сразу брать на вооружение первые возникшие слуховые/визуальные ассоциации. Существует много психологических факторов, которые могут быть сильнее восприятия и могут влиять на то, с каким цветом вы ассоциируете определенный тон, и здесь не может быть «правильных» или «не правильных». Кроме того, как упоминалось ранее, абсолютный слух не является ассоциацией визуальных цветов с тонами, это восприятие тонального цвета. Простая и важная польза данного упражнения в том, что ухо прислушивается к чему-то новому внутри тона, что нельзя определить на существующем уровне восприятия, а также в определении направления, в котором новое восприятие может быть найдено.

Цель Упражнения #1 раскрыть для уха факт существования тонального цвета. Упражнение следует выполнять в течении 15-20 минут.

Упражнение №2

Теперь давайте уделим внимание двум тонам из нашего цветового спектра: Eb и F# малой октавы (не помешает продолжать связывать визуальные цвета с тонами, как вы делали в 1-м упражнении). Не забывайте, что если вы тренируетесь не на пианино, вам следует выполнить транспонировку в зависимости от вашего музыкального инструмента.

Поиграйте эти тоны раздельно много раз и вслушайтесь в цвет каждого. Очевидно, что при игре один из них будет звучать выше другого, но слышите ли вы еще какие-то различия между данными тонами?

Послушайте еще внимательнее и вскоре вы начнете замечать разницу: F# имеет какие-то вибрирующие, резонирующие свойства, в то время, как Eb звучит более мягко, более нежно, расслаблено, даже рыхло. Сначала вам покажется, что вы слышите это отличие, но позже оно начнет ускользать от вас. Сыграйте F# громче и обратите внимание на ее дерзость, нахальность, наглость; независимо от того, как громко вы сыграете Eb, она никогда не будет издавать резкий, наглый звенящий звук. Именно эти качества «вибрации» и «мягкости», являющиеся цветами этих двух нот, позволят вам узнавать их на слух.

Острая вибрация F# может показаться настолько заметной, что вы начнете сомневаться, что ваше пианино настроено правильно. Остальные уверятся, что «вибрирование» F# (либо эквивалентной ноты, после транспонировки) будет слышно на всех инструментах любому человеку, чувствительному к её цвету. В течении многих лет я спрашивал большое количество друзей и знакомых с абсолютным слухом об их ощущениях насчет F#, большинство из них даже не задумывались над таким вопросом раньше, и все сошлись в описании своего восприятия. Если вы четко слышите разницу, у вас уже есть немного развитое распознавание цветов.

Важно подчеркнуть, что тональный цвет является функцией высоты тона, а не чем-то, что можно добавить к существующему физическому механизму инструмента. Если вы запишите G или другую ноту, затем уменьшите скорость воспроизведения, чтобы высота соответствовала F#, то цвет G также поменяется на острый цвет F#.

Поиграйте F# в разных октавах. Обратите внимание, как подчеркнуто она отличаются от ноты Eb, проигрываемой таким же образом. Слышно, что острый вибрирующий цвет F# и расслабленный нежный цвет Eb всегда присутствуют, независимо от октавы. Много слушайте с закрытыми глазами, отключение чувства зрения помогает больше внимания направить на слух.

Позанимайтесь 5 минут, сравнивая 2 этих тональных цвета. Затем попросите своего партнера в разброс играть Eb и F#, чтобы проверить, можете ли вы определить какая из них какая. Увеличьте область проигрывания тонов на 2 октавы вниз от C 1-й октавы и на 2 октавы вверх (всего получается 4). Внимательно вслушивайтесь именно в цвет каждого тона, а не в его высоту. Будьте уверены, что даете своему уху возможность слушать, не напрягайтесь, пытаясь услышать то, в чем вы особо не уверены. Оценивайте, как звучит тон: более резким и звенящим цветом F# или более мягким и нежным цветом Eb.

Через 5 минут поменяйтесь и позвольте вашему партнеру повторить задание. Выполняйте эти упражнения меняясь в течении 20 минут в общем за урок.

Когда вы будете ошибаться, вслушивайтесь в тон опять. Затем зная его, вслушивайтесь в его цвет. Это важный шаг в ваших тренировках, он должен стать стандартной процедурой каждый раз, когда вы совершаете ошибку в любом упражнении.

Возможно, скоро вы почувствуете, что ваше ухо стремится оценивать звук на основе абсолютного слуха. Вы легко будете отличать F# и Eb просто по их сопоставлению в независимости от октавы. Затем вам может показаться, что вы выполняете задание не честно и не совсем слушаете тональный цвет. Не стоит пытаться подавлять использование относительного слуха, если это случится. Даже если вы поняли, какой тон сейчас играет, все равно старайтесь вслушиваться в его цвет. Не надо беспокоиться о том, что относительный слух может отвлечь вас от слушания тонального цвета. В дальнейшем в данных упражнениях будут появляться четкие разграничения между двумя этими навыками и вашему уху потребуется вслушиваться в тональный цвет более глубоко.

Переходите к следующему упражнению только после того, как достигнете высокого процента узнавания тонов.

Упражнение №3

Внимательно послушайте тональный цвет ноты A в течении пяти минут. Сравните его с цветом Eb и F# в нескольких октавах. Цвет A может показаться ярким, блестящим по сравнению с качествами острой вибрации F# и нежной мягкости Eb. Найдите свои собственные характеристики для описания этих тональных цветов.

Очень сложно описать тональный цвет. Как бы вы описали визуальный цвет, такой, как красный, зеленый или желтый? Никакое описание не в состояние передать ощущения, вызываемые цветом, пока вы не испытаете их сами. Однако слова и аналогии помогают подталкивать к объяснению ощущений тонального цвета, они могут сделать «наводку» по направлению развития уха в более глубокую область восприятия. Вообще легче описать ощущения от звуковых структур, т.к. они более явные, чем глубокое восприятие цвета, и большинству людей они доступны. Если кто-то объясняет, что слышит звенящий голос птицы или глухой звук удара пальцем по арбузу, то легко понять смысл говорящегося, вам поможет опыт уже испытанных ранее ощущений.

Как только вы почувствуете себя уверенно с новым цветом ноты A, добавьте ее к вашему слуховому упражнению по называнию нот. Не забывайте чаще слушать с закрытыми глазами и всегда с расслабленными, чувствительными ушами. Оставайтесь в рамках своих четырех октав. Меняйтесь со своим партнером в течении 20 минут урока. Идите дальше только когда достигните очень высокого уровня называния нот на слух.

Упражнение №4

Теперь пришло время добавить ноту C в наш список, образовав, таким образом, уменьшенный септаккорд. На данном этапе ухо все больше начинает полагаться на ощущение тонального цвета. Теперь определить связи между нотами будет не так легко, т.к. все ноты расположены с интервалом малой терции. Это создает неопределенное ощущение для слуха и может привести к потере «отправного пункта», существовавшего в предыдущих упражнениях(т.е. до этого у нас было три ноты в каждой октаве, которые было легко определить по их позициям в октаве: низкая, средняя и высокая; теперь ноты стали ближе, что усложняет вашу задачу).

Это упражнение представляет собой зачатие развитого цветного слуха. Если вы сможете точно называть ноты, расположенные через малые терции, вы сможете повторить то же самое с нотами, расположенными через малую секунду, ориентируясь во всем спектре клавиш.

Ваша способность называть тоны будет укрепляться после того как ваш слух постепенно начнет распознавать различные качества, отличающие один тон от другого. Эти качества называются цветом. Чем дальше, тем четче вы будете слышать эти звуковые цвета. Продолжая тренировки, вы начнете лучше понимать музыкальные ощущения, которые когда-то были слишком деликатными для вашей слуховой внимательности и, следовательно, не очевидными. Вы также можете удивиться, что ваши ощущения тонального цвета будут схожими с ощущениями других людей с цветным слухом, они не обязаны быть сугубо личными и уникальными.

Хотя восприятие звукового цвета относится к психической деятельности (как и все другие ощущения), оно не основано на персональных отличительных чертах, которые сознание приписывает к тонам (как полагают некоторые музыкальные психологи). Визуальное восприятие «голубого» также находится только в рамках сознания, объективно «голубой» является просто волновой частотой, но мы распознаем этот «сознательно голубой» цвет с помощью чувств.

Таким же образом, владение цветным слухом лежит на поверхности глубокого чувственного восприятия. Однако перед тем как вы слышите абстрактное значение тонального цвета, вы можете применять предварительное «воображение» этого цвета. Это хорошо, позвольте своему воображению выложиться полностью, исчерпаться. По мере продвижения в упражнениях, персональные представления о звуковых цветах постепенно отойдут для более чистых и четких ощущений.

В дополнение к 20-ти минутам называния нот со сменой мест с партнером, мы теперь добавим новый компонент упражнения – пение нот. Один человек будет называть одну из четырех нот, используемых нами в этом упражнении, а второй будет стараться спеть эту ноту.

Например, ваш партнер называет ноту C. Постарайтесь представить цвет C в уме, а затем спеть ноту. Думайте о тоне перед пением, чтобы избежать подбора нужной высоты голосом на сколько это возможно (обращайтесь с вокальным интонированием так же как с абсолютным слухом). Играйте каждый тон после пения, чтобы оценить, насколько точны вы были. Выполняйте данный прием в течении 2-х минут перед выполнения называния нот на слух. Поменяйтесь со своим партнером для дополнительных 2-х минут.

С этим дополнением мы делаем первые шаги в развитии слуховой памяти. Т.к. слуховая память является серьезным навыком, вы можете удивляться, почему мы затронули ее так рано. На данном этапе тональные цвета будут еще не совсем чистыми для вашего восприятия, не говоря уже про их запоминание! Тем не менее, просто попытки петь эти ноты как можно осознанней помогут развитию более глубоких тональных ощущений. Это слуховое внимание к тону, которое неуклонно выливается в лучшее восприятие данного тона. Точно, как если бы слух развивался с помощью неглубоких звуковых значений, с целью погружения вглубь и улучшения распознавания. Проходя через самые высокие уровни развития цветного слуха таким способом, вы раскрываете отличный путь для их реализации.

Вот еще одно небольшое дополнение ко всем будущим занятиям: во время начала занятий, выберите какой либо тон и без напряжения представьте, как он звучит. Затем постарайтесь спеть этот тон, не слушая другой. Сравните, кто оказался более точным: вы или ваш партнер. Но не расстраивайтесь, если сразу не получится! Слуховая память может более-менее проявиться только при серьезных продвижениях в выполнении упражнений и обретении хорошо развитого цветного слуха. Если вы попытаетесь запомнить тональный цвет, который слышите недостаточно четко, вы не сможете добиться точности. Но смысл в следующем: стараясь представить, как звучит тон, вы заставляете свой слух трудиться в попытках определить цвет тона. Делая это легко и непринужденно, не волнуясь о допускаемых неточностях, вы начнете углублять свой слух в новые измерения естественным путем.

Общее время для данного упражнения составляет 25 минут. Тренируйтесь в назывании нот, так же как и в последнем упражнении. Старайтесь не петь тоны при этом. Обязательно повторно слушайте тоны, в назывании которых вы ошиблись. Слушайте цвет бесхитростно, не пытайтесь запоминать высоту тона. Продолжайте после того, как будете правильно называть требуемые ноты в 95% случаев.

Упражнение №5

Заметка: Музыканты, не использующие пианино для тренировок, и не имеющие возможности играть аккорды на своих инструментах переходите сразу к Упражнению №7. Занимайтесь таким же образом, но пропускайте инструкции относительно оценки аккордов на слух. Занятие в итоге будет занимать около 15 минут. Не стоит тренироваться больше установленного времени, но если хотите, то можно делать две тренировки в день с перерывом на минимум несколько часов.

Начинайте занятие, выбрав ноту для пения. Проверяйте свою точность в пении ноты.

Затем, выполните 2-х минутное пение тона как в Упражнении №4. Поменяйтесь с партнером на следующие 2 минуты.

Остальное время нужно разделить на две 10-ти минутные части, одну для вас, другую для партнера. Сидящий за клавиатурой должен активно слушать в течении чужих 10-ти минут.

Сыграйте 2 используемые вами ноты, используя область 4-х октав. Сыграйте их одновременно и затем отпустите клавиши. Задание состоит в определении нот в порядке снизу вверх. Ноты можно сыграть опять, если вы не успели их оценить. Не нужно петь ноты в данной части упражнения, только слушать.

Теперь наши упражнения будут включать слуховой анализ аккордов, новая тренировка с участием нескольких нот одновременно. Слуховой анализ аккордов – это более продвинутое занятие, которое хорошо отполирует ваше восприятие тонального цвета. Обучаясь воспринимать тональный цвет из группы цветов, ваше ухо слух станет настолько чувствительным и уверенным в своем восприятии, что не будет надобности искать соотношения тонов, чтобы определить высоту. В то время, как можно улучшить цветной слух, называя одиночные ноты, слуховой анализ аккордов стабилизирует ваше восприятие звукового цвета обеспечит необходимую подготовку к универсальному распознаванию цветов.

Игра одновременно нескольких нот имеет свойство раскрывать слуховую способность сопоставлять предыдущие слушаемые тоны с новыми тонами. Это хорошо, потому что мы намеренно не стараемся соотносить ноты одна с другой, мы слушаем цвет с целью определять его.

Однако, слушая одновременно звук двух тонов, первая вещь, которая будет регистрироваться вашим слухом – это интервал. Вполне возможно, что вы можете сразу понять структуру аккорда, услышав его, даже если вы еще не обращали на цвет внимание, чтобы определить тоны. Это также хорошо. Слушая одновременно несколько тонов, мы автоматически сталкиваемся с их соотношениями, и было бы неправильно не освоить заодно эти связи. Фактически, при использовании аккордов, теперь станет допустимым использование относительного слуха исходя из контекста каждого аккорда. После определения одного тона по цвету, вы откроете, что остальные быстрее определяются по соотношению. Свободно используемый в этом случае относительный слух будет развивать полноценно открытый слух.

Если ваш относительный слух плохо развит на данном этапе, не беспокойтесь об этом. Наша основная цель – цвет. В будущем, когда вы выучите соотношения этих цветов, процесс будет не сложнее детской игры.

Общее время для этого упражнения равно 25-ти минутам. Продолжайте, когда достигнете высокого уровня точности в назывании аккордов на слух (в виду имеются интервалы, т.е. созвучие двух нот, но использоваться будет термин «аккорд», в т.ч. для 3-х и более нот, как соответствие английскому слову «chord» – прим. переводчика).

Упражнение №6

Вместо двухминутного пения разных тонов, быстро меняйтесь туда и обратно, спев только один тон, в течении 4-х минут. Теперь это будет вашим стандартным занятием – «поочередное пение тонов». Затем выполняйте в течении 10-ти минут слуховой анализ аккордов, только теперь играйте сразу 3 тона. Вы можете раскидывать ноты в диапазоне 4-х октав.

Продолжайте по достижении 95% точности.

Упражнение №7

Задание такое:

А) 4 минуты поочередного пения тонов (не забывайте выбрать и спеть ноту перед началом)

Б) 5 минут называния тонов C, C#, Eb, F# и A; смена с партнером

В) 5 минут анализа аккордов из 2-х и 3-х нот; смена с партнером

Обратите внимание на добавление к списку C# потратьте несколько дополнительных минут на слушание цвета C# в области 4-х октав. На что похож звук ноты C#? (вы заметили вибрирующий звук, похожий на звук ноты F#?)

Во время тренировки называния аккордов не сообщайте партнеру, сколько нот вы играете, 2 или 3!

Общее время 25 минут. Двигайтесь дальше по достижению 95% точности.

Упражнение №8

Добавьте ноту E к вашему списку и выполните упражнение №7. Двигайтесь дальше по достижению 95% точности.

Упражнение №9

Добавьте ноту G к вашему списку. Двигайтесь дальше по достижению 95% точности.

Упражнение №10

Добавьте ноту Bb к вашему списку. Двигайтесь дальше по достижению 95% точности. Используйте 2, 3 и 4 ноты для слухового анализа аккордов.

Упражнение №11

Добавьте ноту D к вашему списку. Двигайтесь дальше по достижению 95% точности.

Упражнение №12

Добавьте ноту F к вашему списку. Двигайтесь дальше по достижению 95% точности. Вам, возможно, захочется продлить время упражнение, но не занимайтесь больше 30-35 минут (те, кто не тренирует узнавание аккордов, могут по желанию укладываться в 20 минут).

Упражнение №13

Добавьте ноту B к вашему списку. Двигайтесь дальше по достижению 95% точности.

Упражнение №14

Добавьте ноту F к вашему списку. Двигайтесь дальше по достижению 95% точности. Вам, возможно, захочется продлить время упражнение, но не занимайтесь больше 30-35 минут (музыканты, не занимавшиеся слуховым анализом аккордов должны поменять свой инструмент на пианино или гитару и вернуться к упражнению №7). Развитое распознавание цветов способствует последующим тренировкам по распознаванию аккордов, одновременно развивая универсальное распознавание цветов. Определение аккордов на слух намного сложнее простого называния нот и обеспечивает намного улучшенное развитие цветового слуха. Став чувствительным к цветам на определенном инструменте, ваше ухо начнет изучать группы тонов.

Для частей А) и Б) используйте хроматические тоны, но для анализа аккордов в части В) используйте только ноты, включенные в упражнение.

Упражнение №15

Мы уже освоили все хроматические тоны в 4-х октавах. Если вы тренировались разумно и умеренно, абстрактная цветовая осведомленность теперь подошла к тому моменту, когда вы точно распознаете цвета.

Теперь наша цель: развиваться в порядке добавления всех «оттенков» тона во всех октавах. Вы уже уверенно ориентируетесь, как каждый тон звучит в каждой октаве, вас только немного смущают оттенки, придаваемый тону разными октавами. Чтобы легче ориентироваться в октавах, мы присвоим каждому тону уникальное название. Легче всего это осуществить, последовательно пронумеровав каждый из 12-ти хроматических тонов снизу вверх. То есть самые низкие ноты на клавиатуре будут нумероваться как A1, B1 и т.д. Нота C 1-й октавы – C4 (самый низкий гитарный тон – E2, для инструментов, настроенных в другой тональности используйте номер соответствующий пианино. Например, нота Bb5 на пианино будет нотой C5 на кларнете, настроенном в тональности Bb).

Задание выполняйте таким же образом, но не забывайте учить используемые специфические названия.

Хорошая техника для выполнения называния нот, это игра на быстрой постоянной скорости, чтобы определить, насколько быстро вы или ваш партнер можете распознавать и называть тоны. Нет необходимости называть октаву, если вы тренируете скорость.

Теперь вы готовы к использованию продвинутого метода, чтобы запомнить тональные цвета. Лучший способ представить звучание тона, это представить цвет мажорного аккорда, который использует данный тон в качестве основного.

Например, если ваш партнер просит вас спеть ноту A, сразу попытайтесь вспомнить звук аккорда с основным тоном A. Затем, после попытки спеть ноту A, попросите партнера сыграть аккорд с A, C# и E, близко расположенные друг к другу. После таких тренировок, вы быстро выучите различные наборы цветов мажорных аккордов. Это значительно поспособствует развитию вашей цветовой памяти, т.к. вы будете слышать не только тональный цвет, но и также различные цветовые сочетания аккордов.

Если вы допускаете ошибки в данном упражнении, значит, ваша память недостаточно усвоила тональные цвета. Внимательно слушайте аккорд, построенный на выбранной ноте. Затем представьте без проигрывания этот набор цветов в уме. Спойте основную ноту. Пение нот в такой манере теперь очень важно. При тренировке слухового анализа аккордов используйте повторяющиеся время от времени мажорные аккорды.

Упражнение №16

Продолжайте в такой же манере, но добавьте по октаве в верхнем и нижнем регистре. Чаще играйте одиночные тоны в добавленных октавах. Составные тоны аккордов можно раскидывать по октавам так, как вам хочется. Не перенапрягайтесь с аккордами в нижнем регистре, они могут быть настолько мутными, что распознать их было бы очень трудно даже самому Моцарту. В верхнем регистре можно использовать любые виды аккордов.

Упражнение №17

Добавьте все оставшиеся тоны. Это будет трудной задачей для слуха, но со временем вы выполните и ее.

Упражнение №18

Теперь вы развили слух до высокого уровня распознавания цветов. Вы уже должны распространять свой цветной слух на весь диапазон инструментов, даже на звон старого дедушкиного будильника.

Попробуйте подергать струны внутри пианино. Попросите друзей поиграть на их музыкальных инструментах, применив при этом свой цветной слух. Оценивайте, в какой тональности играемая песня на радио, в телевизоре, на концерте, на аудиозаписях. Вслушивайтесь в любые звуки: церковные колокола, горны, воду, кошек!

Самое важное упражнение для тренировки – это пение нот. Когда вы сможете вспоминать звучание тона без предварительного прослушивания его, поздравляю, вы освоили технику цветного слуха.

Двигайтесь дальше по достижению 95% точности в назывании любой ноты любого инструмента (универсальное распознавание цветов) и её пении (слуховая память).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: