Практичность цветного слуха

Представьте, закрыв глаза, что вы уже узнаете ноты, потому что слышите их цвет! Представьте, какие впечатления от музыки получается ухо, которое стало чувствительным на более глубоком уровне восприятия! Существует разница в том, как кто-то с абсолютным слухом слышит музыку и как её слышит большинство людей. Чувство абсолютного слуха делает музыкальные ощущения настолько богатыми, что это практически невозможно передать в рамках теоретических знаний. Однако один лишь развитый слух никогда не сможет компенсировать техническую ограниченность исполнителя или недостаток креативности композитора, он формирует прочное основание для более высоких достижений в развитии музыкальных способностей. Ухо с настолько развитым восприятием музыки намного легче идет по многим дорогам в достижении мастерства владения звуком. Музыканты с развитым цветовым слухом часто оказываются более успешными и находчивыми личностями, и иногда даже наслаждаются музыкой с большим удовольствием. Будь вы профессиональным музыкантом, руководителем исполнителей в музыкальной школе, или членом вашей собственной высшей школы музыки, абсолютный слух принесет вам пользу как в рабочей практике, так и в личном восприятии звука. Важность тренировки слуха в связке с искусством нельзя переоценить. Для серьезного музыканта половина всех занятий музыкой должны быть посвящены тренировкам слуха, а половина всех этих тренировок должна быть посвящена тренировке цветного слуха. Когда человек понимает, как развивать абсолютный слух, что это не сложнее развития относительного слуха, что когда оба слуха сливаются воедино, то качество слуха не удваивается – оно возводится в квадрат. Упражнения по развитию цветного слуха намного проще изучения интервалов и намного веселее. Вы откроете, что Техника Цветного Слуха – это иной вид тренировки, по сравнению с относительным слухом. Принцип улучшения цветного слуха заключается в факторе внимания: к какому бы аспекту слухового восприятия ухо не направляло свое внимание, этот аспект имеет свойство развиваться и расти в навыках ученика. Восприятие тонального цвета более отточено и приносит большее удовлетворение, чем «черно-белое» восприятие. И, конечно же, чем глубже восприятие, тем сложнее его достичь. Но если внимание осознанно и правильно фокусируется, ухо будет развиваться само по себе.

Чтобы развить абсолютный слух, прислушивайтесь к цвету. Многие музыканты пытаются запоминать высоту звука. Существует подобный эксперимент, когда нота C 1-й октавы постоянно играется в течении 15 минут каждый урок, с целью закрепить звук в памяти. Несмотря на то, что успех таки был достигнут, этот метод представляет собой окольный путь, ухо быстро утомляется, упражнение становится очень скучным. Но высота звука только тогда остается в памяти, когда её отличает от других звуков какое-либо качество, и этим качество является цвет. Даже скрипач или другой музыкант, который четко запомнил звучание ноты A с целью настройки инструмента, смог это сделать, потому что он услышал цвет ноты A в какой-то степени выраженности. Техника цветного слуха должна активно браться на вооружение, чтобы развить ваш слух и, следовательно, вашу музыкальность. Не сомневайтесь в вашей скрытой способности развить абсолютный слух, пугаясь того, он кажется чем-то непонятным и чрезмерно расхваленным. Paul Hindemith написал, что в результате своих исследований «много раз доказывал, что абсолютный слух может быть открыт и развит», а затем добавил «если нет, то возникает вопрос: существует ли вообще какой-то музыкальный талант в голове того, что не может научиться запоминать и сравнивать тоны?». Хотя некоторые музыканты вполне спонтанно могут развивать некоторые определенные навыки, это ни в коем случае не означает, что другие не могут тоже развить их с помощью тренировок. В студенческие времена я учил играть на пианино трех сестер – обычных американских подростков 13-17 лет. Перед тем, как начать индивидуальные уроки, мы собрались группой с целью начать развитие слуха. Так как эти студенты не имели представления об абсолютном слухе, как о чем-то экстра музыкальном, они невинно выполняли упражнения по развитию слуха и даже начали соревноваться за первое место в мастерстве называния нот на слух. Вскоре, как только звучал тон, каждый из них мгновенно объявлял ноту, превратив это в какое-то скоростное соревнование, нежели в сравнение чувствительности. Смысл данного примера в том, что развитие музыкального восприятия происходит легко, если человек находит для себя собственное направление работы над ним, и не обращает внимания на то, что кто-то другой, возможно, достиг больших успехов. Развитие абсолютного слуха не занимает много времени, но и не происходит мгновенно.

Музыканты имеют различную степень успехов в развитии разных навыков, поэтому сложно четко обозначить, как долго определенный человек должен тренироваться для развития слуха. Обычный музыкант, однако, затрачивает около года или немного меньше для развития хорошей слуховой памяти, если выполняет предстоящие упражнения по технике развития цветного слуха каждый день. Это нельзя назвать большим сроком – подумайте, как много лет занимает достижение профессионализма во владении вашим инструментом, пока вы не станете опытным исполнителем. Согласитесь, что много времени, также, тратится на другие аспекты музыкальности и теоретических знаний с целью достижения связанности и гармоничности во всех составляющих. Время, потраченное вами, на развитие слуха принесет оправданные дивиденды. Техника развития цветного слуха не требует того, чтобы жить ею. Однажды поставленное, цветовое восприятие не может быть потеряно никогда, вы даже будете удивляться, что не замечали тональные качества звука до этого. Оживление абсолютного слуха потребует немного времени сейчас, а в будущем, когда слух открыт, вы будете просто наслаждаться. Возможно, ваш слух уже настолько созревший, что вам почти не понадобятся тренировки. Когда-то моя школьная подруга настаивала, что у нее нет «абсолютного слуха». Когда я доказал ей, что она может легко услышать разницу между тональными цветами, она сказала: «ну… может быть», но все таки не соглашалась с тем, что сможет развить абсолютный слух. Уже через несколько недель она объясняла другим музыкантам, каким образом можно определять ноты на слух. Она рассказывала, как нота Bb имеет более «мягкий» цвет, чем F, как цвет ноты F# горячее холодного Ab. Вам скорей всего понадобится немного больше времени для развития цветного слуха, чем ей, но вы сможете это сделать, как и что-либо другое, речь идет лишь о необходимом времени.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: