Е. Советы по поводу относительного слуха

Начальные упражнения могут показаться слишком легкими для тех, у кого уже есть хороший относительный слух. Им может показаться, что на самом деле они не слышат звуковой цвет, а обозначают названия нот с помощью относительного слуха. В таких ситуациях важно следовать следующему правилу техники развития цветного слуха:

Если этого специально не требуется, не пытайтесь делать осознанные попытки сопоставления тонов, чтобы определять интервалы. Но с другой стороны, если соотношения нот уже стали привычными для вашего слуха, не стоит намеренно пытаться их игнорировать или концентрироваться на их подавлении.

Такая нейтральная, легкая позиция является основополагающей для правильной практики этих упражнений. Если вы можете называть тон, то после длительного периода занятий станет неважно, как вы это делаете, с помощью цветного слуха либо относительного слуха. Так как между ними разделены функции слухового восприятия, относительный слух не может никоим образом оказывать влияние на развитие цветного слуха. Каждое успешное упражнение требует прислушивания к цвету тона внимательнее и мало-помалу избегать сравнений относительного слуха. Чаще всего человек с хорошим относительным слухом в какой-то момент откроет для себя, что над чувством относительного слуха таится уже хорошо развитое цветовое восприятие, которое просто необходимо для прогрессивного развития навыков относительного слуха.

Даже если вы легко выполните начальные упражнения, не услышав цвет четко, не расслабляйтесь. Не забывайте что ваша главная цель – это цвет. Ухо естественным образом проникает все глубже в ощущениях тональных характеристик, независимо от других вещей, для которых нужен слух, т.к. внимание все равно будет развиваться в нужном направлении.

Фактор внимания в развитии слуха чрезвычайно важен. Главная причина недоразвитости слуха – недостаток внимания к более глубоким качествам звука. Сфокусировав внимание в определенном направлении, границы слуха можно ощутимо раздвинуть. Хотя ухо и не слышало звукового цвета раньше, все что нужно, это найти правильное направление, в котором стоит слушать. Увеличение внимательности по отношению к цветам будет правильным началом и откроет слух в данной области в независимости от присутствия относительного слуха. При выполнении упражнений особо не беспокойтесь о том, действительно ли вы слышите цвет или иногда прибегаете к помощи относительного слуха. Тональный цвет прояснится, как только вы сможете снять напряжение при восприятии и позволите уху увеличивать чувствительность постепенно.

Относительный слух выполняет важную функцию во всесторонне развитом слухе. Однако сейчас стоит понять, что более важно развить абсолютный слух. Улучшение абсолютного слуха имеет также тенденцию в любом случае помогать развитию относительного слуха, т.к. навыки, необходимые для слушания тонального цвета неизбежно отражаются положительным образом на других областях музыкального развития. Большинство музыкантов с абсолютным слухом развивают относительный слух без или с небольшими тренировками.

После определенного периода тренировок, вы разовьете в каком-то роде «абсолютный относительный слух». Этот феномен характеризируется ощущениями тональных связей, которые даже не существуют в данный момент. Например, если сыграть ноту E, ухо будет слышать его как интервал с C, даже если C не звучала. Слуховой аппарат развивался долгие годы, чтобы слышать связи между тонами и неабсолютный тональный цвет. Сейчас он начнет различать цвета лучше и начнется процесс выделения новых ощущений из уже имеющегося опыта. Когда вы слышите цвет тона, ухо имеет свойство превращать это в естественное восприятие, как будто оно было у вас всегда, т.е. в связи с тем, что вы слышали в данном тоне до этого. Позже ощущения станут четче, и все старые ассоциации начнут ломаться, уступая место чистому восприятию цвета. Эта ситуация может характеризовать развитие цветного слуха, хотя не каждый прочувствует описанный феномен.

Те, кто использует пианино для тренировок, будут улавливать некоторые виды раздражителей, относящихся к характеристике их инструмента. В этом случае то же правило: не обращайте на это внимание и просто слушайте цвет. Ив такой ситуации ваш слух будет развиваться по мере занятий. Вскоре вы легко сможете определять тональные цвета любого инструмента, и ваш слух будет четко отличать их от всего остального.

Ж. Веселитесь!

Попробуйте выполнять эти простые упражнения в атмосфере веселого соревнования. Развитие музыкальных навыков подразумевает увеличения объемов восприятия и артистичных навыков, поэтому чувствуйте себя легко и свободно во время тренировок.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: