Глава 3. Граждане (физические лица) 13 страница

2. Несмотря на то что член общественной организации по своему усмотрению в любое время вправе выйти из организации, в которой он участвует, он может это сделать именно путем реализации процедуры выхода, но не путем отчуждения своих корпоративных прав члена общественной организации третьим лицам.

 

Статья 123.7. Особенности управления в общественной организации

 

Комментарий к статье 123.7

 

Комментируемая статья определяет общие требования к системе управления общественной организацией.

1. Управление в общественной организации может строиться только по двухуровневой (единоличный исполнительный и (или) коллегиальный исполнительный орган и общее собрание членов) модели. ГК РФ не предусматривает образование коллегиального органа в общественной организации.

2. Одной из новелл комментируемой статьи является установление дополнительных оснований для досрочного прекращения полномочий органа общественной организации, а именно: грубое нарушение органом своих обязанностей, неспособность к надлежащему ведению дел, а также иные серьезные основания. Полномочия органа общественной организации прекращаются по решению общего собрания членов.

 

3.1. Общественные движения

 

Статья 123.7-1. Общественные движения

 

Комментарий к статье 123.7-1

 

Комментируемая статья призвана закрепить такую организационно-правовую форму некоммерческих корпоративных организаций, как общественные движения, поскольку ГК РФ пошел по пути numerus clausus - закрытого перечня некоммерческих корпоративных организаций. Отличительными признаками общественных движений являются отсутствие членства, а также поддерживаемые участниками социальные, политические и иные общественно полезные цели. В большей степени статья носит отсылочный характер к общим положениям ГК РФ о корпоративных юридических лицах, некоммерческих корпоративных организациях и положениям Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях"<1>.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" // СЗ РФ. 1995. N 21. Ст. 1930.

 

4. Ассоциации и союзы

 

Статья 123.8. Основные положения об ассоциации (союзе)

 

Комментарий к статье 123.8

 

В комментируемой статье дается определение такой организационно-правовой формы юридического лица, как ассоциация (союз), содержатся общие положения, посвященные вопросам имущества ассоциации (союза), имущественных отношений ассоциации (союза) и ее членов, вопросам преобразования ассоциации (союза), а также определяется система законодательства, регулирующая правовой режим ассоциаций (союзов).

1. Определение ассоциации (союза) дается через раскрытие существенных признаков исследуемого предмета. Ассоциация (союз) есть разновидность некоммерческих корпоративных организаций, отличительными признаками которой являются, во-первых, добровольность либо обязательность объединения на основе общности интересов, во-вторых, членство, которое предоставляется не только физическим лицам (гражданам), но и юридическим лицам, в-третьих, ассоциация (союз) создается с целью представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов, для достижения общественно полезных целей, а также иных не противоречащих закону и имеющих некоммерческий характер целей. Таким образом, для определения ассоциации (союза) важны признаки характера объединения, членства, а также цели объединения. Следует отметить, что новеллой комментируемой статьи является отнесение саморегулируемых организаций, а не только их объединений к категории ассоциаций (союзов).

2. Правовая конструкция ассоциации (союза) является классической конструкцией корпорации, в которой проводится жесткое разделение имущества корпорации и имущества участников. Общественная организация является собственником своего имущества. Ее участники (члены) не сохраняют имущественные права на переданное ими в собственность организации имущество, в том числе на членские взносы. По общему правилу члены ассоциации (союза) не отвечают по обязательствам ассоциации (союза), в которой участвуют, а ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов. Несмотря на это, комментируемая статья делает исключение из общего правила: ассоциация (союз) может отвечать по обязательствам своих членов, если это предусмотрено законом, а члены ассоциации (союза) могут нести субсидиарную ответственность по ее обязательствам, если это предусмотрено законом либо уставом.

3. Комментируемая статья устанавливает также, что ассоциация (союз) может быть преобразована в общественную организацию, автономную некоммерческую организацию или фонд. Имевшая место ранее возможность преобразования ассоциации (союза) в некоммерческое партнерство в комментируемой статье не представлена, поскольку некоммерческое партнерство теперь - разновидность ассоциации (союза).

4. Комментируемая статья устанавливает, что раскрытие общих положений ГК РФ об ассоциациях (союзах) осуществляется в специальных законах, упоминание об иных источниках права, бывшее в прежней редакции ГК РФ, было исключено.

 

Статья 123.9. Учредители ассоциации (союза) и устав ассоциации (союза)

 

Комментарий к статье 123.9

 

Комментируемая статья является новеллой и устанавливает общие требования к количеству учредителей ассоциации (союза), которых должно быть не менее двух, а также определяет обязательные положения, подлежащие разрешению в уставе.

 

Статья 123.10. Особенности управления в ассоциации (союзе)

 

Комментарий к статье 123.10

 

Комментируемая статья определяет общие требования к системе управления ассоциацией (союзом).

1. Управление в ассоциации (союзе) может строиться только по двухуровневой (единоличный исполнительный и (или) коллегиальный исполнительный орган и общее собрание членов) модели. ГК РФ не предусматривает образование коллегиального органа управления.

2. Комментируемая статья в части определения компетенции высшего органа ассоциации (союза) носит отсылочный характер, добавляя, что к компетенции высшего органа ассоциации (союза) относится принятие решений о порядке определения размера и способа уплаты членских взносов, о дополнительных имущественных взносах членов ассоциации (союза) в ее имущество и о размере их субсидиарной ответственности по обязательствам ассоциации (союза), если такая ответственность предусмотрена законом или уставом.

3. Одной из новелл комментируемой статьи является установление дополнительных оснований для досрочного прекращения полномочий органа ассоциации (союза) - грубое нарушение органом своих обязанностей, неспособность к надлежащему ведению дел, а также иные серьезные основания. Полномочия органа ассоциации (союза) прекращаются по решению высшего органа ассоциации (союза).

 

Статья 123.11. Права и обязанности члена ассоциации (союза)

 

Комментарий к статье 123.11

 

Комментируемая статья имеет отсылочный характер и определяет основные права и обязанности члена ассоциации (союза) через положения о правах и обязанностях члена корпоративного юридического лица вообще, за некоторыми исключениями:

1) член ассоциации (союза) вправе на равных началах с другими членами ассоциации (союза) безвозмездно, если иное не предусмотрено законом, пользоваться оказываемыми ею услугами;

2) член ассоциации (союза) обязан уплачивать предусмотренные уставом членские взносы и по решению высшего органа ассоциации (союза) вносить дополнительные имущественные взносы в имущество ассоциации (союза). ГК РФ в качестве санкции за нарушение данной обязанности, а также иных членских обязанностей устанавливает исключение из ассоциации (союза), однако основания исключения и порядок исключения должны быть установлены уставом ассоциации (союза) в соответствии с требованиями закона;

3) несмотря на то, что член ассоциации (союза) по своему усмотрению в любое время вправе выйти из нее, он может это сделать только через реализацию процедуры выхода, но не путем отчуждения своих корпоративных долей третьим лицам, поскольку членство в ассоциации (союзе) неотчуждаемо.

 

5. Товарищества собственников недвижимости

 

Статья 123.12. Основные положения о товариществе собственников недвижимости

 

Комментарий к статье 123.12

 

В комментируемой статье дается определение такой организационно-правовой формы юридического лица, как товарищество собственников недвижимости (далее - ТСН), содержатся требования к уставу ТСН, общие положения, посвященные вопросам имущества ТСН, имущественного взаимодействия ТСН и ее членов, а также вопросам преобразования ТСН.

1. Определение ТСН дается через раскрытие существенных признаков исследуемого предмета. ТСН есть разновидность некоммерческих корпоративных организаций, отличительными признаками которой являются, во-первых, добровольность объединения, во-вторых, членство предоставляется только собственникам недвижимого имущества, в-третьих, ТСН создается для совместного владения, пользования и в установленных законом пределах распоряжения имуществом (вещами), в силу закона находящимся в общей собственности или в общем пользовании данных лиц, а также для достижения иных целей, предусмотренных законами. Таким образом, для определения ТСН важны признаки: характер объединения, членство, а также цели объединения.

2. Правовая конструкция ТСН является классической конструкцией корпорации, в которой проводится жесткое разделение имущества корпорации и имущества участников. Члены ТСН не отвечают по его обязательствам, а ТСН не отвечает по обязательствам своих членов.

3. Комментируемая статья устанавливает также, что ТСН может быть преобразовано в потребительский кооператив.

 

Статья 123.13. Имущество товарищества собственников недвижимости

 

Комментарий к статье 123.13

 

В комментируемой статье раскрываются особенности правового режима имущества ТСН и общего имущества многоквартирного дома (а также объектов общего пользования в садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих товариществах). Имущество ТСН принадлежит ТСН как юридическому лицу на праве собственности. Общее имущество многоквартирного дома и иное общее имущество принадлежат членам ТСН на праве общей долевой собственности и в имущество ТСН не входят.

 

Статья 123.14. Особенности управления в товариществе собственников недвижимости

 

Комментарий к статье 123.14

 

Комментируемая статья имеет отсылочный характер и определяет общие требования к системе управления ТСН.

1. Управление в ТСН может строиться только по жесткой двухуровневой (единоличный исполнительный, коллегиальный исполнительный орган и высший орган ТСН) модели. ГК РФ не предусматривает образование коллегиального органа.

2. Комментируемая статья в части определения компетенции высшего органа ТСН носит отсылочный характер, добавляя, что к компетенции высшего органа ТСН относится принятие решений об установлении размера обязательных платежей и взносов членов товарищества.

3. Одной из новелл комментируемой статьи является установление дополнительных оснований для досрочного прекращения полномочий постоянно действующего органа ТСЖ - грубое нарушение органом своих обязанностей, неспособность к надлежащему ведению дел, а также иные серьезные основания. Полномочия постоянно действующего органа прекращаются по решению высшего органа ТСН.

 

6. Казачьи общества, внесенные в государственный реестр

казачьих обществ в Российской Федерации

 

Статья 123.15. Казачье общество, внесенное в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации

 

Комментарий к статье 123.15

 

Комментируемая статья призвана закрепить такую организационно-правовую форму некоммерческих корпоративных организаций, как казачье общество, поскольку ГК РФ пошел по пути numerus clausus - закрытого перечня некоммерческих корпоративных организаций. Отличительными признаками казачьих обществ являются: во-первых, наличие членства, при этом членами казачьего общества становятся граждане, добровольно принявшие на себя в порядке, установленном законом, обязательства по несению государственной или иной службы; во-вторых, аккредитация, т.е. включение данного объединения в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации; в-третьих, цели объединения - сохранение традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества, а также иные цели, предусмотренные Федеральным законом от 5 декабря 2005 г. N 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества"<1>. В большей степени статья носит отсылочный характер к положениям Федерального закона от 5 декабря 2005 г. N 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества", при этом положения ГК РФ применяются к казачьим обществам субсидиарно, если иное не предусмотрено вышеупомянутым специальным Законом. Казачье общество по решению его членов может быть преобразовано в ассоциацию (союз) или автономную некоммерческую организацию.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 5 декабря 2005 г. N 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества" // СЗ РФ. 2005. N 50. Ст. 5245.

 

7. Общины коренных малочисленных народов

Российской Федерации

 

Статья 123.16. Община коренных малочисленных народов Российской Федерации

 

Комментарий к статье 123.16

 

Комментируемая статья призвана закрепить такую организационно-правовую форму некоммерческих корпоративных организаций, как община коренных малочисленных народов Российской Федерации, поскольку ГК РФ пошел по пути numerus clausus - закрытого перечня некоммерческих корпоративных организаций. Отличительными признаками общин являются: во-первых, наличие членства, при этом членами становятся граждане, относящиеся по происхождению к коренным малочисленным народам Российской Федерации; во-вторых, характер объединения, т.е. по кровнородственному и (или) территориально-соседскому признаку; в-третьих, цели объединения - защита исконной среды обитания, сохранение и развитие традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры. В большей степени статья носит отсылочный характер к положениям специального законодательства, при этом положения ГК РФ применяются к общинам субсидиарно, если иное не предусмотрено специальным законом.

Знаковым отличием общин от иных некоммерческих корпоративных организаций является то, что их члены имеют право на получение части имущества общины или компенсации стоимости такой части при выходе из общины или ее ликвидации в порядке, установленном законом.

 

8. Адвокатские палаты

 

Статья 123.16-1. Адвокатские палаты

 

Комментарий к статье 123.16-1

 

Комментируемая статья призвана закрепить такую организационно-правовую форму некоммерческих корпоративных организаций, как адвокатские палаты, поскольку ГК РФ пошел по пути numerus clausus - закрытого перечня некоммерческих корпоративных организаций. Среди видов адвокатских палат комментируемая статья указывает адвокатские палаты субъектов Российской Федерации, объединяющие на обязательном членстве адвокатов соответствующего субъекта Российской Федерации, и Федеральную палату адвокатов Российской Федерации, объединяющую адвокатские палаты субъектов Российской Федерации на основе обязательного членства. В большей степени статья носит отсылочный характер к положениям специального законодательства, при этом положения ГК РФ в части вопросов создания, правового положения и деятельности адвокатских палат субъектов Российской Федерации и Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации применяются субсидиарно, если иное не предусмотрено законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре <1>.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2002. N 23. Ст. 2102.

 

9. Адвокатские образования, являющиеся

юридическими лицами

 

Статья 123.16-2. Адвокатские образования, являющиеся юридическими лицами

 

Комментарий к статье 123.16-2

 

Комментируемая статья призвана закрепить такую организационно-правовую форму некоммерческих корпоративных организаций, как адвокатские образования, поскольку ГК РФ пошел по пути numerus clausus - закрытого перечня некоммерческих корпоративных организаций. Основными видами адвокатских образований, юридических лиц, созданных для осуществления адвокатами адвокатской деятельности, являются коллегии адвокатов, адвокатские бюро и юридические консультации. В большей степени статья носит отсылочный характер к положениям специального законодательства, при этом общие положения ГК РФ, например о некоммерческих корпоративных организациях, в части вопросов создания, правового положения и деятельности адвокатских образований применяются субсидиарно, если иное не предусмотрено законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре <1>.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2002. N 23. Ст. 2102.

 

10. Нотариальные палаты

 

Статья 123.16-3. Нотариальные палаты

 

§ 7. Некоммерческие унитарные организации

 

1. Фонды

 

Статья 123.17. Основные положения о фонде

 

Комментарий к статье 123.17

 

В комментируемой статье дается определение такой организационно-правовой формы юридического лица, как фонд, содержатся требования к уставу фонда, общие положения реорганизации фонда.

1. Определение фонда дается через раскрытие существенных признаков исследуемого предмета. Фонд есть разновидность некоммерческих унитарных организаций, отличительными признаками которой являются, во-первых, отсутствие членства, во-вторых, объединение имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц, в-третьих, фонд создается для достижения благотворительных, культурных, образовательных или иных социальных, общественно полезных целей.

2. Реорганизация фонда не допускается, за исключением негосударственных пенсионных фондов, правовое положение которых определяется не только нормами ГК РФ, но и специальным законодательством <1>.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" // СЗ РФ. 1998. N 19. Ст. 2071.

 

Статья 123.18. Имущество фонда

 

Комментарий к статье 123.18

 

В комментируемой статье раскрываются особенности правового режима имущества фонда. Имущество фонда формируется его учредителями и принадлежит фонду как юридическому лицу на праве собственности, при этом имущество используется исключительно для целей, определенных в уставе фонда.

 

Статья 123.19. Управление фондом

 

Комментарий к статье 123.19

 

Комментируемая статья определяет систему управления фондом, компетенцию его органов, а также особенности их взаимодействия.

1. В комментируемой статье предписывается трехуровневая модель органов управления фондом: высший коллегиальный орган, единоличный и (или) коллегиальный исполнительный орган, а также попечительский совет, выполняющий надзорные функции. Поскольку иное не следует напрямую из комментируемой статьи, высший коллегиальный орган фонда формируется в порядке, предусмотренном уставом фонда. Так, например, руководящий орган общественного фонда формируется его учредителями и (или) участниками либо решением учредителей общественного фонда, принятым в виде рекомендаций или персональных назначений, либо путем избрания участниками на съезде (конференции) или общем собрании согласно ст. 10 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях". Однако порядок формирования должен быть урегулирован в уставе, так как ГК РФ не предлагает диспозитивных норм, разрешающих вопрос формирования высших органов фонда. Несмотря на то что учредители фонда не имеют членских прав, законодательство наделяет их корпоративными правами в сфере управления фондом.

2. Комментируемая статья определяет исключительную компетенцию только высшего коллегиального органа, позволяя уставом ее расширять, но не сужать. Компетенция исполнительных органов изложена по остаточному принципу, в нее включено то, что не отнесено к исключительной компетенции высшего коллегиального органа.

3. Следует отметить, что комментируемая статья допускает регулирование вопросов исключительной компетенции высшего коллегиального органа, избрания исполнительных органов фонда не только законом, но и иным правовым актом.

 

Статья 123.20. Изменение устава и ликвидация фонда

 

Комментарий к статье 123.20

 

Комментируемая статья определяет порядок и основания изменения устава фонда, а также ликвидации фонда.

1. Устав фонда может быть изменен в добровольном порядке по общему правилу высшим коллегиальным органом либо, если это предусмотрено уставом, учредителем фонда. В принудительном порядке устав фонда может быть изменен решением суда, принятым по заявлению органов фонда или государственного органа, уполномоченного осуществлять надзор за деятельностью фонда. Изменение устава фонда по решению суда означает, что судебное решение подменяет корпоративный акт, решение полномочного органа управления либо учредителя, а резолютивная часть судебного решения должна содержать вносимые в устав изменения. Основанием для подачи в суд заявления об изменении устава фонда комментируемая статья указывает ситуацию, когда сохранение устава фонда в неизменном виде влечет последствия, которые было невозможно предвидеть при учреждении фонда, а высший коллегиальный орган фонда или учредитель фонда не изменяет его устав. Таким образом, можно говорить о бездействии высшего коллегиального органа либо учредителя, отсутствии волеизъявления на изменение устава.

2. Комментируемая статья предусматривает только судебный порядок ликвидации фонда при наличии заявления заинтересованных лиц, а также указанных в статье оснований, перечень которых открыт и может быть дополнен иными законами. Поскольку фонд не предполагает членства, имущество ликвидированного фонда, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, направляется на цели, указанные в уставе фонда, за исключением случаев, если законом предусмотрен возврат такого имущества учредителям фонда.

 

2. Учреждения

 

Статья 123.21. Основные положения об учреждениях

 

Комментарий к статье 123.21

 

В комментируемой статье дается определение такой организационно-правовой формы юридического лица, как учреждение, раскрываются понятие учредителя учреждения, его правовой статус, общие положения о системе управления учреждением, ответственности учреждения по его обязательствам.

1. Определение учреждения дается через раскрытие существенных признаков исследуемого предмета. Учреждение есть разновидность некоммерческих унитарных организаций, отличительными признаками которой являются: во-первых, отсутствие членства; во-вторых, наличие собственника имущества учреждения - учредителя, который, не приобретая членских прав, реализует управленческие (корпоративные) права в учреждении; в-третьих, учреждение создается для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

2. Определенной новеллой комментируемой статьи является установление разграничения имущественных прав учредителя и учреждения: учредитель является собственником всего имущества учреждения, даже приобретенного в процессе его деятельности, тогда как учреждение может приобретать имущество только на праве оперативного управления. Учреждение не может выступать собственником имущества.

3. Правовое положение учредителя, которым могут быть гражданин или юридическое лицо либо соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, определяется через его статус собственника имущества. Именно титул собственника порождает особый статус распорядителя, по решению которого назначаются органы учреждения (руководитель, коллегиальные органы). Учредитель может быть только один, соучреждение комментируемая статья запрещает.

4. Учреждение отвечает по своим обязательствам только находящимися в его распоряжении денежными средствами, лишь в случаях, установленных законом, - иным имуществом. Это означает, что учреждение сохраняет большую дискрецию полномочий в плане распоряжения денежными средствами. Имущество, комментируемая статья не конкретизирует - движимое или недвижимое, может быть объектом, на который обращается взыскание по обязательствам кредиторов учреждения, только в исключительных случаях, предусмотренных законом. По общему правилу учредитель не несет ответственность по обязательствам учреждения. При недостаточности денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных п. п. 4 - 6 ст. 123.22 и п. 2 ст. 123.23 ГК РФ, несет собственник соответствующего имущества.

 

Статья 123.22. Государственное учреждение и муниципальное учреждение

 

Комментарий к статье 123.22

 

Комментируемая статья определяет основные положения государственных и муниципальных учреждений, которые могут создаваться в организационно-правовых формах казенных, бюджетных или автономных учреждений. Основной нормативный материал комментируемой статьи посвящен вопросам ответственности собственника имущества по обязательствам государственного и муниципального учреждения. Статья носит отсылочный характер.

1. Что касается казенного учреждения, то собственник имущества несет субсидиарную ответственность по его обязательствам, когда недостаточно денежных средств учреждения для исполнения обязательств перед кредиторами.

2. Применительно к бюджетным учреждениям собственник имущества несет субсидиарную ответственность по обязательствам бюджетного учреждения только по деликтным обязательствам, связанным с причинением вреда гражданам, если недостаточно имущества учреждения, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено. На последние категории имущества взыскание обращено быть не может.

3. Относительно автономных учреждений собственник имущества также несет субсидиарную ответственность по деликтным обязательствам, связанным с причинением вреда гражданам, если имущества учреждения, на которое может быть обращено взыскание, недостаточно. Взыскание не может быть обращено на недвижимое имущество и особо ценное движимое имущество, закрепленное за учреждением собственником этого имущества или приобретенное учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества.

 

Статья 123.23. Частное учреждение

 

Комментарий к статье 123.23

 

Комментируемая статья определяет особенности такой организационно-правовой формы юридического лица, как частное учреждение, вопросы имущественного взаимодействия учреждения и его учредителя, а также вопросы ответственности учредителя по обязательствам учреждения. Поскольку частное учреждение полностью или частично финансируется собственником его имущества, частное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. Только при недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам частного учреждения несет собственник его имущества.

 

3. Автономные некоммерческие организации

 

Статья 123.24. Основные положения об автономной некоммерческой организации

 

Комментарий к статье 123.24

 

В комментируемой статье дается определение такой организационно-правовой формы юридического лица, как автономная некоммерческая организация (далее - АНО), содержатся требования к содержанию устава АНО, общие положения, посвященные вопросам имущества АНО, имущественных отношений АНО и ее учредителей, преобразования АНО, а также определяется система законодательства, регулирующая правовой режим АНО.

1. Определение АНО дается через раскрытие существенных признаков исследуемого предмета. АНО есть разновидность унитарных некоммерческих организаций, отличительными признаками которой являются, во-первых, отсутствие членства, во-вторых, объединение имущественных взносов, в-третьих, АНО создается в целях предоставления услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности.

2. АНО не имеет членов, однако ее учредители приобретают некоторые корпоративные права, не будучи при этом членами АНО. Учредителями АНО могут быть одно или несколько лиц, как граждане, так и юридические лица. В отличие от кооперативов, учредители АНО могут пользоваться ее услугами только на равных условиях с другими лицами. Допускается выход учредителей из АНО, как и прием новых учредителей. Если выход из АНО свободный, то решение о приеме новых учредителей принимается всеми учредителями единогласно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: