Оперативного управления

 

Статья 294. Право хозяйственного ведения

 

Комментарий к статье 294

 

Комментируемой статьей установлено право хозяйственного ведения.

Государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с ГК РФ.

Следует отметить, что правом хозяйственного ведения могут обладать лишь юридические лица в определенных организационно-правовых формах.

Абзацем 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (ред. от 23.05.2016) установлено: "Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию"<1>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2002. N 48. Ст. 4746.

 

Пунктом 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 1 июля 1996 г. "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (ред. от 24.03.2016) разъяснено следующее: "При разрешении споров судам необходимо учитывать, что правомочия унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения по владению, пользованию и распоряжению государственным (муниципальным) имуществом, находящимся у него в хозяйственном ведении, определены статьями 294, 295 ГК.

В связи с этим условия договоров, заключенных между собственником соответствующего государственного (муниципального) имущества и таким предприятием, которые изменяют характер и пределы указанных правомочий, являются ничтожными"<1>.

--------------------------------

<1> РГ. 1996. N 152.

 

Статья 295. Права собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении

 

Комментарий к статье 295

 

Комментируемой статьей установлены права собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении.

Согласно п. 1 комментируемой статьи собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.

Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.

В соответствии с п. 2 комментируемой статьи предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.

Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.

Пунктом 1 ст. 20 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ (ред. от 23.05.2016) "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" установлено, что "собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия:

1) принимает решение о создании унитарного предприятия;

2) определяет цели, предмет, виды деятельности унитарного предприятия, а также дает согласие на участие унитарного предприятия в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций;

3) определяет порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности унитарного предприятия;

4) утверждает устав унитарного предприятия, вносит в него изменения, в том числе утверждает устав унитарного предприятия в новой редакции;

5) принимает решение о реорганизации или ликвидации унитарного предприятия в порядке, установленном законодательством, назначает ликвидационную комиссию и утверждает ликвидационные балансы унитарного предприятия;

6) формирует уставный фонд государственного или муниципального предприятия;

7) назначает на должность руководителя унитарного предприятия, заключает с ним, изменяет и прекращает трудовой договор в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами;

8) согласовывает прием на работу главного бухгалтера унитарного предприятия, заключение с ним, изменение и прекращение трудового договора;

9) утверждает бухгалтерскую отчетность и отчеты унитарного предприятия;

10) дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом, а в случаях, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или уставом унитарного предприятия, на совершение иных сделок;

11) осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества;

12) утверждает показатели экономической эффективности деятельности унитарного предприятия и контролирует их выполнение;

13) дает согласие на создание филиалов и открытие представительств унитарного предприятия;

14) дает согласие на участие унитарного предприятия в иных юридических лицах;

15) дает согласие в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на совершение крупных сделок, сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, и иных сделок;

16) принимает решения о проведении аудиторских проверок, утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг;

16.1) в случае, предусмотренном законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, принимает решение об осуществлении государственным или муниципальным унитарным предприятием отдельных полномочий концедента;

17) имеет другие права и несет другие обязанности, определенные законодательством Российской Федерации"<1>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2002. N 48. Ст. 4746.

 

В п. 3 ст. 18 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (ред. от 23.05.2016) установлено: "Движимым и недвижимым имуществом государственное или муниципальное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия. Сделки, совершенные государственным или муниципальным предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными"<1>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2002. N 48. Ст. 4746.

 

В п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 1 июля 1996 г. "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (ред. от 24.03.2016) разъяснено следующее: "Перечень прав собственника имущества, находящегося в хозяйственном ведении государственного (муниципального) предприятия, определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 295 ГК и иными законами.

При разрешении споров необходимо учитывать, что собственник (управомоченный им орган) не наделен правом изымать, передавать в аренду либо иным образом распоряжаться имуществом, находящимся в хозяйственном ведении государственного (муниципального) предприятия. Акты государственных органов и органов местного самоуправления по распоряжению имуществом, принадлежащим государственным (муниципальным) предприятиям на праве хозяйственного ведения, по требованиям этих предприятий должны признаваться недействительными"<1>.

--------------------------------

<1> Там же.

 

Пунктами 8, 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (ред. от 23.06.2015) разъяснено: "При разрешении споров, связанных с участием унитарных предприятий в хозяйственных обществах и товариществах, необходимо руководствоваться статьей 295 ГК РФ, а также статьями 6, 18 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".

Так, недвижимое имущество может передаваться в качестве вклада в уставный (складочный) капитал, а также в счет оплаты акций или долей только с согласия собственника. Денежные средства и иное движимое имущество могут использоваться унитарным предприятием в качестве вклада в уставный (складочный) капитал, а также для оплаты акций или долей создаваемого общества либо для приобретения акций или долей действующего хозяйственного общества по своему усмотрению, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами, регулирующими деятельность данного предприятия <п. 8>.

При разрешении споров, связанных с осуществлением унитарными предприятиями права хозяйственного ведения, следует учитывать установленные абзацем первым пункта 2 статьи 295 ГК РФ и статьей 18 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" ограничения прав названных предприятий по распоряжению закрепленным за ними имуществом.

В силу абзаца второго пункта 4 статьи 18 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" уставом унитарного предприятия могут быть предусмотрены виды и (или) размер сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия. При рассмотрении споров о признании недействительными указанных сделок судам следует руководствоваться статьей 174 ГК РФ.

Сделки унитарного предприятия, заключенные с нарушением абзаца первого пункта 2 статьи 295 ГК РФ, а также с нарушением положений Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", в частности пунктов 2, 4, 5 статьи 18, статей 22 - 24 этого Закона, являются оспоримыми, поскольку могут быть признаны недействительными по иску самого предприятия или собственника имущества, а не любого заинтересованного лица. Ответчик вправе заявить об истечении срока исковой давности для признания такой сделки недействительной на основании пункта 2 статьи 181 ГК РФ.

Иск собственника о признании недействительной сделки, совершенной унитарным предприятием с нарушениями требований закона или устава о необходимости получения согласия собственника на совершение сделки, не подлежит удовлетворению, если в деле имеются доказательства одобрения, в том числе последующего, такой сделки собственником <п. 9>"<1>.

--------------------------------

<1> РГ. 2010. N 109.

 

В Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 4 июля 2016 г. N 09АП-28611/2016 указано: "В соответствии с п. 2 ст. 295 Гражданского кодекса Российской Федерации, предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.

Являясь собственником недвижимого имущества, Р. издало распоряжение от 15.12.2011 N ***р "О даче согласия Федеральному государственному унитарному предприятию *** (ФТ-Ц)", выразив согласие на предложение ФГУП "ФТ-Ц" о продаже недвижимого имущества общей площадью 5 499,4 кв. м, закрепленного за предприятием на праве хозяйственного ведения и расположенного по адресу: ***, при условии его реализации на аукционе, открытом по составу участников и по форме подачи предложений о цене.

Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, распоряжение Р. от 15.12.2011 N ***р, по своей сути, является лишь согласием собственника на инициативу предприятия по отчуждению им самим федерального имущества юридическому лицу и не содержит волевого и распорядительного указания собственника на отчуждение предприятием федерального имущества юридическому лицу"<1>.

--------------------------------

<1>Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 4 июля 2016 г. N 09АП-28611/2016 по делу N А40-165614/15.

 

Статья 296. Право оперативного управления

 

Комментарий к статье 296

 

Комментируемой статьей предусмотрено право оперативного управления.

Согласно п. 1 комментируемой статьи учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

На основании п. 2 комментируемой статьи собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения или казенного предприятия, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.

Следует отметить, что правом оперативного управления могут обладать лишь юридические лица в определенных организационно-правовых формах.

В п. 4 Постановления Правительства РФ от 5 января 1998 г. N 3 "О порядке закрепления и использования находящихся в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений" (ред. от 26.12.2011) указано, что "эксплуатация государственными органами и организациями закрепленных за ними на праве оперативного управления или хозяйственного ведения административных зданий, сооружений и нежилых помещений осуществляется ими самостоятельно за счет средств, выделяемых по смете, и (или) иных разрешенных источников"<1>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1998. N 2. Ст. 264.

 

Пунктом 41 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 1 июля 1996 г. "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (ред. от 24.03.2016) разъяснено, что "при рассмотрении дел по заявлениям учреждений или казенных предприятий о признании недействительными актов управомоченных собственником органов об изъятии или распоряжении имуществом, принадлежащим учреждениям или казенным предприятиям на праве оперативного управления, следует исходить из того, что бремя доказывания наличия обстоятельств, являющихся в соответствии с Кодексом основаниями для изъятия либо иного распоряжения имуществом (пункт 2 статьи 296), возложено на соответствующий управомоченный собственником орган"<1>.

--------------------------------

<1> РГ. 1996. N 152.

 

Конституционный Суд РФ в Определении от 20 ноября 2014 г. N 2719-О указал, что "пункт 1 статьи 296 ГК Российской Федерации, регламентирующий отношения, связанные с использованием имущества, закрепленного за учреждением или казенным предприятием, какие-либо конституционные права граждан не затрагивает"<1>.

--------------------------------

<1>Определение Конституционного Суда РФ от 20 ноября 2014 г. N 2719-О.

 

В Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 августа 2016 г. N 09АП-34131/2016, 09АП-34132/2016, 09АП-34134/2016 по делу N А40-225214/15 указано следующее: "Как установлено судом первой инстанции, согласно выпискам из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, Российская Федерация является собственником жилых помещений, расположенных по адресам: ***; данные многоквартирные дома вошли в Региональную программу капитального ремонта, утвержденную постановлением Администрации К. области от 26.03.2014 N ***; данное имущество закреплено на праве оперативного управления за ФГКУ "С. ТУИО М. о. Российской Федерации" на основании приказов М. о. Российской Федерации.

Исходя из норм п. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

- плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

- плату за коммунальные услуги.

Исходя из норм п. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Поскольку в статьях 296, 298 ГК РФ не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, следует признать правомерным, что собственник, передав во владение на праве оперативного управления учреждению имущество, возлагает на него и обязанности по его содержанию.

В связи с этим правомерно отказано судом ответчику по доводу о том, что надлежащим ответчиком по делу является М.Р."<1>.

--------------------------------

<1>Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 августа 2016 г. N 09АП-34131/2016, 09АП-34132/2016, 09АП-34134/2016 по делу N А40-225214/15.

 

Статья 297. Распоряжение имуществом казенного предприятия

 

Комментарий к статье 297

 

Комментируемой статьей установлены правила распоряжения имуществом казенного предприятия.

Согласно п. 1 комментируемой статьи казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества.

Казенное предприятие самостоятельно реализует производимую им продукцию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

В соответствии с п. 2 комментируемой статьи порядок распределения доходов казенного предприятия определяется собственником его имущества.

Статьей 19 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (ред. от 23.05.2016) установлено: "Федеральное казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия Правительства Российской Федерации или уполномоченного им федерального органа исполнительной власти.

Казенное предприятие субъекта Российской Федерации вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Муниципальное казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия уполномоченного органа местного самоуправления.

Уставом казенного предприятия могут быть предусмотрены виды и (или) размер иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия.

Казенное предприятие самостоятельно реализует произведенную им продукцию (работы, услуги), если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации <п. 1>.

Казенное предприятие вправе распоряжаться принадлежащим ему имуществом, в том числе с согласия собственника такого имущества, только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, предмет и цели которой определены уставом такого предприятия. Деятельность казенного предприятия осуществляется в соответствии со сметой доходов и расходов, утверждаемой собственником имущества казенного предприятия <п. 2>.

Казенное предприятие, являющееся арендатором земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не вправе:

1) сдавать такой земельный участок в субаренду;

2) передавать свои права и обязанности по договору аренды другим лицам (перенаем);

3) отдавать арендные права в залог;

4) вносить арендные права в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или в качестве паевого взноса в производственный кооператив <п. 3>"<1>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2002. N 48. Ст. 4746.

 

В Определении Приморского краевого суда от 18 ноября 2015 г. по делу N 33-10535/2015 указано: "Как установлено судом, КППК "П" является казенным предприятием, основанным на праве оперативного управления. Учредителем предприятия является Приморский край (л. д. 20 - 28).

В соответствии с п. 2.1.2.12 Постановления администрации Приморского края от *** N *** "Об утверждении Положения о Департаменте земельных и имущественных отношений Приморского края" Департамент осуществляет в пределах компетенции права собственника имущества краевых государственных унитарных предприятий, в том числе принимает решение о даче предприятием согласия на совершение сделок, связанных с предоставлением займов, поручительств, банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требования, переводом долга.

В соответствии с ч. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества (ч. 1 ст. 297 ГК РФ).

Учитывая, что Департамент земельных и имущественных отношений, являясь собственником вышеуказанного казенного предприятия, к чьей компетенции относится совершение сделок, связанных с предоставлением займов, согласие на заключение сделки о прощении долга не выразил, вывод суда о недействительности заключенной сделки является правильным"<1>.

--------------------------------

<1>Определение Приморского краевого суда от 18 ноября 2015 г. по делу N 33-10535/2015.

 

Статья 298. Распоряжение имуществом учреждения

 

Комментарий к статье 298

 

Комментируемой статьей установлены правила распоряжения имуществом учреждения.

Согласно п. 1 комментируемой статьи частное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества.

Частное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе, при этом доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение частного учреждения.

В соответствии с п. 2 комментируемой статьи автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним собственником или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.

Автономное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствует этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение автономного учреждения.

В силу п. 3 комментируемой статьи бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.

Бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствует этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.

Пунктом 4 комментируемой статьи установлено, что казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества.

Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Пунктами 5, 6 ст. 3 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (ред. от 03.07.2016) установлено: "Недвижимое имущество, закрепленное за автономным учреждением или приобретенное автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества, а также находящееся у автономного учреждения особо ценное движимое имущество подлежит обособленному учету в установленном порядке <п. 5>.

Автономное учреждение вправе с согласия своего учредителя вносить имущество, указанное в части 5 настоящей статьи, в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или иным образом передавать это имущество другим юридическим лицам в качестве их учредителя или участника (за исключением объектов культурного наследия народов Российской Федерации, предметов и документов, входящих в состав Музейного фонда Российской Федерации, Архивного фонда Российской Федерации, национального библиотечного фонда) <п. 6>"<1>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2006. N 45. Ст. 4626.

 

В Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 30 ноября 2015 г. N 09АП-44893/2015 по делу N А40-217992/2014 указано: "Из положений п. 1 ст. 296 ГК РФ следует, что учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Согласно п. 3 ст. 298 ГК РФ бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом.

Согласно условиям контракта, учреждение имеет право владеть, распоряжаться и пользоваться предоставленным ему имуществом в пределах, очерченных требованиями законодательства, целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.

Нежилые помещения, расположенные по адресу: *** переданы ответчику не для самостоятельного использования в хозяйственной деятельности и извлечения дохода, а для размещения оборудования, с помощью которого ответчик отпускает тепловую энергию в горячей воде для отопления и горячего водоснабжения лечебных и административных корпусов больницы.

Как правильно указано судом, условиями контракта N *** от 06.11.2002 предусмотрен запрет истцу на передачу имущества в аренду. Доказательств наличия каких-либо поручений и заданий собственника имущества на его передачу в аренду ответчику в материалы дела также не представлено. Ответчик не мог сберечь имущество за счет истца, поскольку истец не вправе получать доход от передачи имущества, переданного ему на праве оперативного управления"<1>.

--------------------------------

<1>Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30 ноября 2015 г. N 09АП-44893/2015 по делу N А40-217992/2014.

 

Статья 299. Приобретение и прекращение права хозяйственного ведения и права оперативного управления

 

Комментарий к статье 299

 

Комментируемой статьей установлены правила приобретения и прекращения права хозяйственного ведения и права оперативного управления.

Согласно п. 1 комментируемой статьи право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

В соответствии с п. 2 комментируемой статьи плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении унитарного предприятия или учреждения, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение или оперативное управление предприятия или учреждения в порядке, установленном Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности.

Пунктом 3 комментируемой статьи установлено, что право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом, если иное не предусмотрено Кодексом, прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.

Отказывая в принятии к рассмотрению жалобы муниципального унитарного предприятия города Владимира "Д" на нарушение конституционных прав и свобод п. 1 ст. 299 ГК РФ, Конституционный Суд РФ в Определении от 26 января 2010 г. N 32-О-О указал: "В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации муниципальное унитарное предприятие города Владимира "Д" оспаривает конституционность пункта 1 статьи 299 ГК Российской Федерации. По мнению заявителя, указанное законоположение нарушает его права и свободы, гарантированные статьями 8 (часть 2), 15 (часть 2), 19 (часть 1), 34 (часть 1), 46 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, поскольку оно с учетом смысла, придаваемого ему правоприменительной практикой, требует принятия собственником формального решения о закреплении за унитарным предприятием недвижимого имущества на праве хозяйственного ведения.

Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные муниципальным унитарным предприятием города Владимира "Д" материалы, не находит оснований для принятия его жалобы к рассмотрению.

Пункт 1 статьи 299 ГК Российской Федерации, устанавливающий, что право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника, не может расцениваться как нарушающий какие-либо конституционные права заявителя, перечисленные в жалобе"<1>.

--------------------------------

<1>Определение Конституционного Суда РФ от 26 января 2010 г. N 32-О-О.

 

В Апелляционном определении Самарского областного суда от 2 февраля 2016 г. по делу N 33-1278/2016 указано следующее: "В силу ст. 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом или иными правовыми актами или решением собственника.

Судом установлено, что договор на использование недвижимого имущества областной собственности на правах оперативного управления N * от *** был оформлен в надлежащей форме, предусмотренной нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, передача недвижимого имущества фактически осуществлена, на протяжении 16 лет право оперативного управления сторонами договора не оспаривалось, однако в государственной регистрации перехода права собственности было отказано, поскольку было установлено изменение площадей, вместе с тем имелось волеизъявление сторон на заключение данного договора и оформление его в установленной законом форме.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество не может подменять собой договор как основание возникновения, изменения и прекращения права на использование недвижимого имущества областной собственности на правах оперативного управления, вторгаться в содержание договора. Право оперативного управления возникло у истца на основании Решения Комитета по управлению имуществом Самарской области N * от ***.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал Д. в удовлетворении встречного иска к ГБОУ СПО "***" о признании отсутствующим права оперативного управления"<1>.

--------------------------------

<1> Апелляционное определение Самарского областного суда от 2 февраля 2016 г. по делу N 33-1278/2016.

 

Статья 300. Сохранение прав на имущество при переходе предприятия или учреждения к другому собственнику

 

Комментарий к статье 300

 

Комментируемой статьей установлены правила сохранения прав на имущество при переходе предприятия или учреждения к другому собственнику.

Согласно п. 1 комментируемой статьи при переходе права собственности на государственное или муниципальное предприятие как имущественный комплекс к другому собственнику государственного или муниципального имущества такое предприятие сохраняет право хозяйственного ведения или право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.

В соответствии с п. 2 комментируемой статьи при переходе права собственности на учреждение к другому лицу это учреждение сохраняет право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.

Положения, аналогичные п. 1 комментируемой статьи, закреплены и в п. 3 ст. 11 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (ред. от 23.05.2016), согласно которому "при переходе права собственности на государственное или муниципальное предприятие как имущественный комплекс к другому собственнику государственного или муниципального имущества такое предприятие сохраняет право хозяйственного ведения или право оперативного управления на принадлежащее ему имущество"<1>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2002. N 48. Ст. 4746.

 

В Апелляционном определении Ульяновского областного суда от 18 февраля 2014 г. по делу N 33-551/2014 указано следующее: "При переходе права собственности на учреждение к другому лицу это учреждение сохраняет право оперативного управления на принадлежащее ему имущество (ст. 300 ГК РФ).

Сам факт нахождения автомашины УАЗ ***, регистрационный N *** в оперативном управлении МУЗ "Р. ЦРБ" не оспаривался ответчиком и его представителем. При последующей передаче данного учреждения из муниципальной собственности в государственную право оперативного управления на указанную автомашину за Р. ЦРБ сохранилось, что подтверждено представленными данными балансового учета"<1>.

--------------------------------

<1> Апелляционное определение Ульяновского областного суда от 18 февраля 2014 г. по делу N 33-551/2014.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: