Тема 3. Исполнительная власть в Российской Федерации

Задания к семинарам по дисциплине «Конституционное право России» по направлению подготовки «Юриспруденция» (на базе ВПО) на 8 (для 2 группы) и 12 (для 1 группы) декабря 2017 года

Семинарские занятия будут проводиться в виде обсуждения как вопросов, так и решенных задач, которые необходимо будет решить заранее.

Тема 1. Статус Президента Российской Федерации

Собеседование по вопросам:

1. Принципы образования и функционирования системы федеральных государственных органов.

2. Выборы Президента Российской Федерации.

3. Полномочия Президента Российской Федерации,

4. Прекращение полномочий Президента Российской Федерации.

5. Акты Президента Российской Федерации.

 

Задача 1

При проведении контртеррористической операции в Чеченской Республике Президент РФ отдал приказ об использовании Вооруженных Сил РФ. Один из солдат, проходивших в это время срочную военную службу и получивший тяжелое ранение, в результате которого он стал инвалидом, потребовал материальное возмещение в качестве компенсации за утрату трудоспособности, поскольку издание Указа Президента было неправомерным. Применение Вооруженных Сил, по его мнению, возможно только при объявлении военного положения для защиты государственного суверенитета Российской Федерации и ее территориальной целостности. В данном случае военное положение не было объявлено.

Каковы полномочия Президента РФ по руководству Вооруженными Силами РФ и по их использованию во внутригосударственных конфликтах? Как должны оформляться такие решения?

 

Задача 2

Полномочный Представитель Президента РФ в Северо-Кавказском федеральном округе потребовал от руководителя одного из деревообрабатывающих предприятий (акционерное общество без участия государства), находящегося на территории Ставропольского края, допустить назначенную полномочным представителем комиссию к обследованию производственных помещений в связи с инспектированием состояния деревообрабатывающей промышленности региона. Директор предприятия отказал, ссылаясь на отсутствие у комиссии необходимых полномочий и в связи с опасением разглашения некоторых сведений, составляющих коммерческую тайну. Полномочный Представитель Президента РФ направил повторное требование, ссылаясь также на свой статус заместителя Председателя Правительства РФ.

Правомерен ли отказ? Какими правами наделены полномочные представители Президента РФ в федеральных округах? Каковы специфика и конституционно-правовые основания статуса Полномочного Представителя Президента РФ в Северо-Кавказском федеральном округе, совмещающего функции полномочного представителя с замещением должности заместителя Председателя Правительства РФ?

 

Тема 2. Законодательная власть в Российской Федерации

Собеседование по вопросам:

1. Порядок выборов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

2. Полномочия Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

3. Прекращение полномочий Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

4. Порядок формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

5. Полномочия Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

6. Статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Российской Федерации.

7. Законодательный процесс Российской Федерации.

 

Задача 3

3 апреля 2008 г. был принят Федеральный за­кон «О передаче Федеративной Республике Германия витражей из церкви Святой Марии (Мариенкирхе) в городе Франкфурте-на-Одере, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и хранящихся в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина». Основанием для принятия этого Закона послужили нормы подп. 2 ст. 8, п. 1 ст. 10, п. 2 ст. 18 Федерального закона от 15 апре­ля 1998 г. № 64-ФЗ «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Рос­сийской Федерации». Правительство РФ обратилось в Конституционный Суд РФ с запросом о конституционности указанных положений Закона 1998 г., утверждая, что вопросы передачи объектов, находящихся в насто­ящее время в государственной собственности Российской Федерации, т. е. вопросы распоряжения государственной собственностью, составля­ют полномочие органов исполнительной власти и не могут регулировать­ся законом. Принятие такого Закона нарушает принцип разделения вла­стей, закрепленный в ст. 10 Конституции РФ, а также противоречит п. «г» ч. 1 ст. 114 Конституции РФ.

В представленных возражениях Государственной Думы РФ было заяв­лено, что Конституция РФ, в отличие от некоторых конституций зарубеж­ных стран (например, Конституции Пятой Французской Республики), не устанавливает исчерпывающей компетенции парламента и не определя­ет, какие вопросы могут регулироваться путем принятия законов. Следо­вательно, законом может быть урегулирован любой вопрос. Кроме того, в данном случае не может быть нарушения принципа разделения властей, так как закон — акт высшей юридической силы — в отличие от актов пар­ламента, выражает волю не одного законодательного органа. В его приня­тии участвуют и Правительство (обладая правом законодательной иници­ативы и давая обязательные заключения на финансовые законопроекты), и Президент (путем подписания законов).

Какое решение должен принять Конституционный Суд РФ?

 

Задача4

Депутат Государственной Думы Н. Поклонская предложила дополнить регламент Государственной Думы двумя положениями. Согласно одному из этих положений депутат Государственной Думы РФ, отсутствующий на заседании палаты, будет вправе выдать доверенность на го­лосование от его имени своему коллеге-депутату. Согласно другому, при проведении заседания Государственной Думы РФ будет установлен кворум — большинство от общего числа депутатов в количестве 226 депутатов. Но у многих депутатов возникли сомнения по поводу этих предложений. Например, В. Зюганов заявил, что каждый депутат дол­жен лично участвовать в заседаниях палаты. Заранее сформировать свою позицию по рассматриваемому вопросу депутат не в состоянии, иначе не нужна процедура обсуждения. Кроме того, избиратели делегировали для участия в законодательной деятельности конкретную личность.

В отношении кворума Зюганов высказал позицию, что под общим числом депутатов следует понимать не установленное Конституцией РФ число 450 депутатов, а лишь тех, кто реально сохраняет полномочия к мо­менту заседания. Кроме того, кворум, учитывая обязательное участие депутатов, должен быть установлен в количестве не менее чем 9/10 от об­щего числа депутатов, поэтому именно так и нужно установить кворум Государственной Думы в ее регламенте. Только такие правила могут обеспечить реальное представительство и обоснованность принимаемых решений.

Какие решения являются правильными и соответствующими Конституции РФ? Аргументируйте, сославшись на позиции Конституционного Суда РФ.

 

Тема 3. Исполнительная власть в Российской Федерации

Собеседование по вопросам:

1. Порядок формирования Правительства Российской Федерации,

2. Полномочия и прекращение полномочий Правительства Российской Федерации.

3. Структура и система федеральных органов исполнительной власти.

4. Полномочия федеральных органов исполнительной власти.

 

Задача 5

Прокурор области обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству положения Закона области «Об охоте и охотничьем хозяйстве», устанавливающего, что к охоте приравнивается нахождение в охотничьих угодьях с незачехленным охотничьим оружием, капканами и иными орудиями охоты, собаками без поводков и намордников, другими ловчими животными и птицами либо с продукцией охоты. По мнению прокурора, должен применяться п. 10 Положения об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 10 октября 1960 г. № 1548, где не конкретизировано, в каком именно виде должно находиться оружие: зачехленном или нет.

Представители Законодательного Собрания области утверждали, что в связи с тем, что в Федеральном законе от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" данный вопрос никак не урегулирован, то приоритет имеет закон субъекта Российской Федерации. Вопросы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации на федеральном уровне должны регулироваться только законами Российской Федерации, но не иными нормативными актами, в частности указами Президента и постановлениями Правительства Российской Федерации.

Каковы полномочия Правительства РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ? Вправе ли Правительство издавать обязательные к исполнению постановления по предметам совместного ведения? Какое место они занимают в системе правовых актов? Какова позиция Конституционного Суда РФ по данному вопросу? Какой нормативный акт имеет большую юридическую силу – Постановление Правительства РФ или закон субъекта РФ?

 

Задача 6.

Государственная Дума Федерального Собрания РФ вынесла постановление о приглашении на свое заседание с отчетом министра юстиции. Однако министр отказался прийти, заявив, что несет ответственность только перед Президентом РФ. Правомерны ли действия министра?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: