К структуре сознания также принадлежат внимание и память

Каковы условия возникновения сознания?

Главным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная продуктивная опосредованная речью орудийная деятельность людей. С переходом от животного существования к человеческому обществу возникло два новых фактора формирования психики человека: общественный труд, употребление орудий труда и общение с помощью слова. С возникновением прямохождения у человека освободились руки, расширился кругозор, возникли условия для интенсивного развития его ориентировочной деятельности. Это привело к возникновению орудий труда, трудового процесса. Человек начинает жить в мире постоянных орудий труда, через которые из поколения в поколение передаются трудовые операции.

Изготовление самого простого орудия труда неизбежно требует таких сознательных действий, как предварительное представление его функций, формы, свойств материала. Действия по изготовлению орудия должны планироваться в определенном порядке. Они должны осознаваться и запоминаться для повторного его изготовления. Изготовление орудий труда связано с мысленным расчленением целого на части (анализом), с вычленением (абстракцией) отдельных свойств предмета, а также с мысленным объединением (синтезом) вычлененных свойств в представляемые целостные орудия. Таким образом, совершенствование трудовых процессов, изготовление все более и более сложных орудий труда было связано с совершенствованием аналитико-синтетической деятельности коры головного мозга человека. Совершенствовалось и орудие этой деятельности – речь.

Общественная организация трудовой деятельности привела к выделению отдельных действий, которые приобретают смысл только через работу других людей. Так, в труде возникают сознательные действия, оторванные от непосредственной биологической цели, формируются абстрактное мышление человека, его воля.

В процессе формирования психики человека его внешние физические действия с материальными объектами предшествуют формированию внутренних психических действий. Лишь на основе действия с материальными предметами человек постепенно переходит к оперированию их идеальными образами, к действиям в уме. Этот переход от внешних действий к внутренним действиям называется интериоризацией («превращение во внутреннее»). Благодаря способности действовать с психическими, идеальными образами предметов человек начинает моделировать различные отношения между объектами, предвидеть результаты своих действий. Интериоризация осуществляется на словесной, речевой основе. Слово используется и как средство обозначения объектов, и как символ их общих, существенных свойств.

Сформировавшись на основе внешних действий, умственные действия сами начинают регулировать внешние действия. Все сознательные действия человека являются экстериоризацией (внешним проявлением) его внутренней психической деятельности.

Каждая новая историческая эпоха своеобразно отражается в сознании ее современников, и с изменением исторических условий существования людей меняется их сознание.

Выделите основные структурные компоненты сознания?

Структура сознания

Структурность сознания в значительной мере имеет достаточно условній характер. Дело в том, что єлементі сознания тесно связаны друг с другом. Но, при всей условности, можна выделить такие три элемента:

Знания.

Это главный компонент, ядро сознания, способ её существования. Знание — это понимание человеком дейтвительности, отображение её в виде осознанных чувственных и абстрактных логических образов. Благодаря знаниям человек способен «охватить», осознать всё то, что её окружает и составляет предмет познания. Знание обусловливает такие свойства сознания, как возможность через предметную деятельность целенаправленно «творить мир»,предвидеть ход событий, проявлять творческую активность. Иначе говоря, сознание — это отношение к действительности в форме знаний с учетом нужд человека.

Эмоции.

Человек познает окружающий мир не с холодным безразличием автомата, а с чувтсвом удовлетворения, ненависти или сочувствия, восторга или возмущения. Он переживает то, что отображает. Эмоции стимулируют или притормаживают осознание индивидуумом реальных явлений действительности. Высшим уровнем эмоций являются духовные чувства, например, любовь, которые формируются в последствии связей особи с существенными общественными и экзистенциальными ценностями. Эти чувства характеризируются предметным содержанием, постоянством, независимостью от ситуации. Эмоциональная сфера имеет значительное влияние на все проявления сознания человека и выпоняет функцию основ деятельности.

Воля.

Воля — это осознанное целенаправленое регулирование человеком своей деятельности. Это способность человека мобилизировать и направлять свои психические и физические силы на достижение цели, решение задач, которые требуют сознательного преодоления субъективных и объективных трудностей и преград. Изготовление орудий человеком — первая и самая главная школа формирования воли. Воля и цель взаимодополняют друг друга. Без воли нельзя достичь цели, а без адекватной цели — нет воли.

Воля — это осознанные стремления и побуждение к действию. Но для человека характерны и несознательные побуджения. Иногда бывает так, что человек кудато стремится, а кула и зачем — сам не знает. Такая подсознательная регуляция остается от животных.

Стоит также подчеркнуть еще один элемент структуры сознания — мышление.

Мышление — это процесс познавательной детельности индивидуума, который характеризуется обобщением и опоссредованым отображением действительности. Этот процесс завершается созданием абстрактных понятий, суждений, которые прдставляют собой отображение существенных, закономерных отношений вещей на основе известного, ощутимого, услышанного и т.д. Благодаря умственной деятельности мы проникаем в невидимое, в то, что не воспринимается, не чувствуется и не слышится. Мышление дает нам знание о существенных свойствах, связях и отношениях. При помощи мыления мы совершаем переход от внешнего и внутреннего, вот явления до сущности вещей и процессов.

К структуре сознания также принадлежат внимание и память.

Внимание — это форма психической деятельности, которая проявляется в направленности и концентрации на конкретных объектах.

Память — это психический процесс, который состоит в закреплении, сохранении и воссоздании в мозгу индивидуума его прошлого опыта. Основными элементами памяти есть: запоминание, сохранение, воссоздание и забывание.

В субъективной реальности человека имеет место такая важная под-структура, как самосознание.

Самосознание — это осознание человеком себя, как самобытности, осознание своей способности принимать самостоятельные решения и вступать, на их основе, в осознанные отношения с людьми и природой, нести ответственность за принятые решения и действия. Иначе говоря — єто целостная оценка самого себя, своего морального облика, собственніх знаний, мыслей, интересов, идеалов, мотивов поведения, целей, действий, моральных свойств и т.д. При помощи самосознания человек реализует отношение к самому себе, совершает собственную самооценку, как мыслящего существа, способного чувствовать. В этом случае объектом познания для субъекта является он сам и его сознание. Итак, чловек — самооценивающее существо, которое без этого характеризирующего действия не смого бы определить себя и найти свое место в мире.

Понмиание человеком своего внутреннего мира, её способность к самоконтролю, приходят не сразу. Самосознание, на ряду с такими духовными элементами личности как мировоззрение, способности, характер, интересы, формируется под влиянием социальной среды. Среда требует от личности контроля над своими действиями и ответственности за их результат. Уровень сознания в большой мере зависит от того, какие требования ставятся перед личностью и какие социальные ценности культивируются в данной среде. Основным условием тут выступает то, что человек сам должен контролировать свои действия и отвечать за их результаты.

ИЛИ

Структура сознания

Большинство современных исследователей выделяют сле­дующие основные компоненты или сферы сознания.

1. Интеллект - психические способности, знания и умения, необходимые для решения умственных задач. К интеллектуальным способностям относятся: свойства мышления (быстрота, системность, гибкость); свойства памяти (объем памяти, скорость запоминания и забывания, готовность к воспроизведению);свойства внимания (объем, распределенность, концентрация, устойчивость, переключаемость); свойства восприятия (наблюдательность, избирательность, способность узнавания).

Ядром, основным элементом сознания (интеллекта) выступают знания. Уже сама грамматическая структура слова «сознание» говорит о том, что сознание тесно связано с областью человеческого знания, причем такой, которая понята многими (совместное знание). Без знания нет сознания. Уровень интеллекта зависит не только от эрудиции, компетенции, начитанности, владения методами и навыками умственной работы, но и от результата усвоения культуры, освоения духовных ценностей, созданных человечеством.

2. Мотивация - совокупность побуждений, определяющая целенаправленность действий человека. Источником активности человека являются его потребности. Центральным моментом является выбор цели. Большую роль здесь играют воображение, мечта. Мотивация может быть сильной, слабой, устойчивой неустойчивой.

3. Чувственно-эмоциональная сфера (эмоции) - переживания человека, выражающие его субъективное отношение к тем или иным явлениям, ситуациям, к другим людям и к самому себе. В эмоциональную сферу входят: чувства, настроения, аффекты, переживания, эмоциональные стрессы.

4. Воля - способность человека сознательно регулировать поведение и действовать, не отступая перед трудностями. В воле выражается «энергетическая», действенно-практическая сторона сознания. Волевое управление поведением предполагает свободу и ответственность. В сфере воли резюмируется содержание других сфер сознания.

5. Самосознание - это отражение собственного «Я». Это часть сознания человека, притом часть неординарная. Формирование самосознания начинается в раннем детстве с простейших актов самоощущения, самоузнавания. Самосознание строится на основании Я - концепции, которая включает в себя несколько различных «образов Л»: «реальное Я», «динамичное Я», «идеальное Я», «фантастическое Я», «воспринимаемое Я». Благодаря самосознанию обеспечивается саморегуляция, самоконтроль и самовоспитание личности.

Сознание человека выполняет следующие функции:

· познавательную - человек приобретает знания;

· целеполагающую - человек осознает свои потребности, ставит перед собой цели и стремится их достигнуть;

· ценностно-ориентационную - человек оценивает явления действительности, определяет свое отношение к ним;

· управленческую - человек управляет своим поведением в соответствии с результатами решения первых трех задач;

· коммуникативную - человеческое сознание передается в знаковой форме, (как нет сознания без общения, так нет и общения без сознания);

· рефлексивную - благодаря ей происходит самоосознание, саморегуляция, самоконтроль.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: