Общие цели непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста могут быть сформулированы как
· воспитание нравственного человека;
· охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
· сохранение и поддержка индивидуальности ребенка,
· физическое и психическое развитие детей
Знания, умения и навыки рассматриваются в системе непрерывного образования в качестве важнейшего средства развития ребенка.
Непрерывность дошкольного и начального образования предполагает решение следующих приоритетных задач:
На дошкольной ступени:
· приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;
· обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;
· развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;
· формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и др. активности детей в различных видах деятельности;
· развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).
На ступени начальной школы
· осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними;
· готовность к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональная, интеллектуальная, коммуникативная, деловая и др.);
· желание и умение учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию;
· инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности;
· совершенствование достижений дошкольного развития (на протяжении всего начального образования); специальная помощь по развитию несформированных в дошкольном детстве качеств; индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания.
Психолого-педагогические условия реализации
Непрерывного образования
Реализация общей цели и задач образования детей этих возрастов требует соблюдения ряда психолого- педагогических условий:
· личностно- ориентированное взаимодействие взрослых с детьми;
· предоставление каждому ребенку условий для возможного выбора деятельности, партнера, средств и пр.;
· ориентировка педагогической оценки на относительные показатели детской успешности (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями);
· создание образовательной среды, способствующей эмоционально- ценностному, социально- личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности;
· формирование ведущей деятельности как важнейшего фактора развития ребенка; опора на игру при формировании учебной деятельности;
· сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности.
Принципы отбора содержания непрерывного образования