Особенности разработки сценария анимационной программы

 

Важнейшим этапом организации анимационной программы является работа над ее сценарием, в ходе которой осуществляется перевод содержательного материала на язык художественных образов с помощью средств искусства. Он представляет собой детальный план, литературно-драматическую разработку содержания программы с подробным описанием всех действий, обстановки, действующих лиц, времени и порядка их выхода и т. д.

В зависимости от степени оригинальности разработки сценарии могут быть:

типовыми – в них содержится стандартный набор сценарных элементов (героев, эпизодов, конкурсов и т. д.), подходящих для определенных ситуаций;

оригинальными, т. е. содержащими принципиально новые, уни-кальные творческие решения, не повторяющие известные программы, их образы, и сюжеты;

импровизационными, в которых основная сценарная работа заключается в подготовке основы текстов для ведущих, определении исполнителей без подробной разработки их выступлений, т. е. главное место здесь отводится импровизации, создающей непринужденную атмосферу «живого» разговора со зрителями и свободному их поведению.

На сегодняшний день на рынке услуг предлагают многочисленные сценарии для любых анимационных программ, но, как показывает практика, использование одних и тех же готовых сценарных разработок для различных мероприятий приводит к низкому качеству постановок, поскольку они не учитывают специфику и конкретные условия каждой отдельной программы. Поэтому лучше разрабатывать сценарий заново, что позволит сделать его неповторимым и максимально качественным. Если же все-таки приходится использовать типовую сценарную схему, специалисты рекомендуют брать только ее идею как канву для нового замысла, при этом тщательно пересмотреть ее наполнение с учетом интересов целевой аудитории и адаптировать к финансовым, временным, материально-техническим и прочим возможностям и условиям организаторов и заказчиков. Поскольку каждый сценарий анимационной программы требует серьезного внимания абсолютно ко всем деталям и не терпит шаблонности и однообразия.

Сценарная работа начинается с разработки творческого замысла –сложившегося в воображении сценариста целостного представления о содержании и форме программы. Данный процесс предполагает со стороны автора анализ и учет ряда обстоятельств:

пожелания заказчика;

постановочных возможностей жанра анимационной программы, так как зачастую оригинальная задумка не может быть воплощена из-за ограниченности выразительных средств;

бюджета программы, поскольку от него зависят ее масштаб, уровень материального оснащения (качества костюмов, декораций, реквизита, технических возможностей), на которые могут рассчитывать сценарист и режиссер-постановщик;

возможностей места проведения программы (местоположение, оснащение, размер);

временных условий постановки анимационной программы (времени суток, продолжительности), в зависимости от которых выбирают выразительные средства;

возможность использования в программе вставных номеров;

количества исполнителей, их профессионализма и опыта участия в подобных программах;

репетиционных возможностей (посещаемости репетиций, продол-жительности, частоты и ритмичности репетиционного процесса, обеспеченности площадками для репетиций);

особенностей целевой аудитории программы и др.

При этом разработка замысла происходит поэтапно и требует от сце-нариста максимальной отдачи. Как правило, данная работа включает в себя:

1. Формулирование идейно-тематической основы анимационной программы.

Тема (их может быть несколько) – это определенные жизненные явления, события и факты, о которых автор хочет рассказать зрителю. Она раскрывается через действия персонажей. Поэтому на данном этапе работы над замыслом сценарист определяет количество и качество действующих лиц, которые обеспечат раскрытие содержания будущей программы.

Идея (всегда одна) – выражает главную мысль автора, его отношение к теме, ее интерпретацию и мнение о ней. Она определяет то чувство, которое должно зародиться в душе у зрителя от увиденного.

Тема и идея неразрывно связаны друг с другом и составляют содержательный базис, на котором держится весь смысл программы. Он не дает сценаристу углубиться в побочные темы, соединяет все фрагменты сценария в единое целое.

2. Определение формы анимационной программы.

Форма программы – это способ организации взаимодействия между ее зрителями, исполнителями и участниками. Как правило, она определяется исходя из того, какие жанры искусства предполагается в ней использовать и в каком количестве. Следовательно, анимационные программы бывают одно- и многожанровыми. Жанровые признаки весьма разнообразны, поэтому сценарист дает лишь общую жанровую характеристику программы, окончательное же решение принимает режиссер в ходе апробирования сценария в процессе репетиций. Определение формы анимационной программы в дальнейшем напрямую влияет на выбор ее содержания, выразительных средств и драма-тургических решений.

3. Подбор материалов.

Это один из важнейших этапов написания сценария, поскольку сбор разнообразного материала, соответствующего теме и идее анимационной программы, подпитывает воображение сценариста, расширяет его смысловое и эмоциональное понимание, содержательно насыщает программу. Как правило, поиск осуществляется одновременно в двух направлениях – документальном и художественном. В первом случае изучают и отбирают различные факты реальной жизни, зафиксированные в документах. При этом следует учитывать, что данным понятием обозначают любой материальный носитель информации, т. е. это не только письменные тексты, но и изобразительные, электронные, фото-, видео-, аудиосвидетельства. Во втором – сценарист обращается к художественным материалам всех видов искусств. Таким образом, ему приходится пропускать через себя огромное количество различной информации, из многообразия которой ему необходимо выбрать ту, которая будет способна наиболее точно передать его личное отношение к теме анимационной программы. В связи с этим перед сценаристом всегда существует проблема отбора материала. Чтобы не ошибиться с его выбором, специалисты рекомендуют придерживаться требований, кото-рым он должен отвечать:

соответствие идейно-тематической основе замысла анимационной программы;

новизна;

ясность и доходчивость;

наличие художественно-эстетической ценности;

податливость материала на сцене;

актуальность;

стилистическая совместимость разнородных материалов;

высокое качество;

достоверность и др.

После того, как сценарист отберет наиболее подходящий материалы, необходимо тщательно их проанализировать, систематизировать и распределить согласно драматургическому замыслу [6, с. 35–39].

4. Работа над композицией анимационной программы.

Композиция – это структурирование содержания программы, целью которого является соединение ее элементов в идейное единство и соподчинение их друг другу и целому, а также соответствующее расположение материала. Ее разработка начинается с формулировки проблемы (сложный вопрос или противоречивая ситуация, требующие разрешения) или конфликта (столкновение противоборствующих сил, в ходе которого раскрывается идейно-тематическая основа программы). Они являются основой развивающегося сценарного действия и составляют ядро его идейно-тематического содержания.

Классическая композиция анимационной программы состоит из элементов:

экспозиции – вступительной части сценария, которая дает представление о предстоящем действии и его героях, обстоятельствах, предшествующих возникновению конфликта. Ее целью является погружение зрителей в атмосферу происходящего, подготовка их к восприятию постановки, установление режима общения;

завязки – части композиции, в которой содержится исходное событие-противоречие, являющееся началом конфликта и влекущее за собой всю дальнейшую сценарную историю;

развития действия – включает в себя основной сюжет программы, поэтому оно занимает большую часть сценария (до 60 %), которая делится на смысловые тематические блоки. Основным принципом его построения является нарастание конфликтного напряжения;

кульминации – наивысшей точки эмоционального накала, смыслового центра композиции, события, в котором разрешается драматический конфликт. Это са­мый мощный и впечатляющий фрагмент в сценарии;

развязки – выполняет функцию завершения сюжетной линии. В ней содержится событие, в котором подводится итог, сообщается о разрешении конфликта. Здесь открывается замысел и идея программы, которые окончательно определяют отношение к ним зрителей и автора;

финала – смысловой точки, фрагмента полного завершения сцени-ческого действия (поклон, аплодисменты, закрытие занавеса) [6, с. 44–45].

В процессе построения композиции анимационной программы одна из главнейших задач сценариста – гармонизация ее элементов, так как от того, насколько гармонично они будут сочетаться друг с другом, зависит общее восприятие программы зрителями. Основными принципами, которых следует придерживаться при этой работе, являются:

целостность – она достигается установлением оптимального количества эпизодов (составная часть программы, имеющая самостоятельное повествовательное значение), расстановкой действий, обеспечивающих развитие событий, тематической связью между эпизодами и соподчиненностью элементов программы;

контрастность – обеспечивается таким способом сочетания эле-ментов, при котором выявляются противоречия как движущие силы развития;

подчиненность всех эпизодов идейному замыслу – возможна в случае грамотного отбора материала, четкой формулировки темы и идеи программы;

соразмерность – достигается в том случае, если композиция соразмерна событию, а ее части пропорциональны относительно друг друга и всей композиции в целом. При этом каждый блок в сценарии не занимает больше 10–15 мин (иначе зрители заскучают) и соблюдается ключевое правило сценаристов: «75 % действий, 25 % слов» [17, с. 41–43].

Данные принципы учитываются сценаристом, когда он приступает к поиску сценарного хода – творческого инструмента выразительности, соединяющего воедино все эпизоды сценария и являющегося смысловым стержнем композиции анимационной программы.

Выделяют два основных вида сценария: бессюжетный и сюжетный. Первый имеет логику организации материала согласно уникальному замыслу сценариста. Чаще всего его выстраивают по принципу калейдоскопа номеров, пронизанных каким-либо художественным приемом. Это может быть, например, образный ход, когда используется какое-нибудь понятие или образ, имеющее многозначную трактовку, и обыгрывается в различных вариациях, или трансформация предмета, при которой каждое его преображение получает новое звучание и сквозь призму которой выстраивается все действие. Во втором случае вся последовательность событий программы выстраивается на основе определенного сюжета.

Типы сюжетных сценарных решений:

хронологический, когда все действия сюжета выстраиваются в соответствии с последовательностью событий в реальности;

ретроспективный, представляющий собой обратную сюжетную последовательность событий – от финала к началу истории;

лейтмотивный, где по ходу сюжета происходит повтор аналогичных событий, напоминание о них;

игровой, где используют разные условия игры как основу развития событий;

кольцевой, когда начальный фрагмент сценария повторяется в конце;

зеркальный, при котором один персонаж совершает такое же действие, какое по отношению к нему ранее совершил другой;

сопоставительный, где сюжет основан на сравнении фактов, событий, ситуаций, людей и т. п.;

аллегорический (иносказательный), когда представление абст-рактных, отвлеченных идей программы осуществляется по ходу сюжета посредством конкретного художественного образа (например, изоб-ражение правосудия в виде богини Фемиды или весов, любви – в виде сердца, хитрости – в виде лисы);

метафорический, основанный на перенесении свойств одного сюжетного предмета или явления на другой в силу того или иного сходства или ассоциативной связи между ними. Это дает возможность подчеркнуть их малозаметные свойства и представить их под необычным углом зрения (например, старость – «осень жизни», терпеливость – «железные нервы», безразличие, черствость – «ледяное сердце»);

гиперболический, где основу сюжета составляет намеренное преувеличение значимости какой-либо ситуации, факта, черты характера человека; цель – усиление выразительности идеи программы («море слез», «сто лет не виделись», «волны вставали как горы»);

гротескный, когда сюжет программы выстраивается на контрастном причудливом сочетании реального и фантастического, прекрасного и безобразного, трагического и комического с целью заострения внимания зрителя на конкретных жизненных событиях и отношениях и др.

Поиск интересного сюжетного хода является неотъемлемой частью сценарной работы. Однако на практике многие организаторы анимационных программ игнорируют разработку сюжета, что весьма обедняет сценарий и превращает его просто в план выступлений отдельных исполнителей. В то же время его тщательная проработка позволяет создать захватывающую историю, способную удерживать внимание зрителей в постоянном напряжении и сделать программу незабываемой.

Еще одним неотъемлемым элементом работы над композицией сценария, который осуществляется параллельно с поиском сюжета, является разработка персонажей. Вначале определяют их количество, а затем продумывают характеры, что делает их образы интересными, глубокими и многогранными. Чтобы этого добиться, сценарист должен ответить на целый ряд вопросов и продумать мельчайшие характеристики героев – их внешний вид, систему ценностей, образ мыслей, мотивацию поведения, манеру общения, достоинства и недостатки, жизненную историю, обстоятельства, в которых они действуют, что их связывает с другими персонажами, какова их доминирующая черта характера. При этом автор должен четко понимать, каким образом каждое из действующих лиц будет отражать идею программы и какую миссию оно будет в ней выполнять. После этого задача сценариста – постепенно раскрыть характеры персонажей в соответствии с логикой развития событий. Эта задача станет значительно проще в том случае, если он заимствует готовые образы действующих лиц (например, Остапа Бендера, Буратино, Кощея Бессмертного), поскольку они уже имеют устойчивое восприятие у аудитории, их поведение ей понятно, а предлагаемые автором ассоциации не требуют дополнительного разъяснения.

Дальнейшая работа над композицией анимационной программы заключается в прописывании действий эпизодов и наполнении их речью героев (монологами и диалогами), своеобразие которой должно отражать их характеры. Оно достигается за счет использования сценаристом опре-деленной лексики, конструкций фраз, интонаций, эмоциональной окраски в зависимости от социального положения действующего лица, его воз-раста, профессии, психологического склада, социального положения и т. д.

Помимо этого, на этапе проработки композиционного решения анимационной программы происходит поиск и отбор выразительных средств, которые являются механизмом доведения ее содержания до зрителя. Они могут быть документальными, музыкальными, театраль-ными, сценическими, художественными, техническими, световыми, цветовыми, звуковыми, голосовыми, пластическими, предметными, флористическими, пиротехническими и т. д. Из всего этого многообразия сценаристом выбираются только те, что способны наилучшим образом раскрыть идею программы и максимально эффектно донести ее до зрителя, придать постановке индивидуальность.

В процессе продумывания композиции анимационной программы автор должен отобрать способы активизации аудитории, которые он будет использовать в процессе реализации программы. Это необходимо для того, чтобы создать должную социально-психологическую атмосферу и соответствующий настрой зрителей, сформировать у них чувство сопричастности происходящему, предоставить им возможность личностного самовыражения и удовлетворения потребностей во внимании, общественном признании и т. п.

Выделяют приемы активизации внимания:

психологические (эмоциональное и ассоциативное воздействие);

вербальные (прямое обращение к аудитории, предоставление зрителям возможности словесного самовыражения, совместное исполнение песенных произведений, стихотворений и т. д., организация переклички);

художественные (стимулирование творческого воображения, прив-лечение к сотворчеству);

физические (ограничение пассивно-созерцательных моментов в программе, мотивация на физическую активность, вовлечение в игры, обряды, ритуалы, церемонии);

организационные (формирование реальных или сконструированных контактных групп, в которых происходит межличностное общение).

Критерии их выбора определяются сценаристом в каждом случае индивидуально исходя из конкретных задач программы.

Завершается работа над композицией анимационной программы ее монтажом, который представляет собой творческий и технологический процесс соединения всех ее сюжетных эпизодов, материалов и выразительных средств в единое идейно-ху­дожественное целое. На данном этапе основная задача сценариста – найти рациональные, эмоциональные или событийные связи между отдельными фрагментами сценария и выстроить их в той последовательности, которая обеспечит требуемое впечатление от постановки. Следовательно, главными функциями монтажа являются:

выражение способа мышления автора;

эмоционально-выразительная подача информации через равномерное чередование разнообразных впечатлений – цветовых, звуковых, плас-тических, смысловых, эмоциональных;

создание необходимого темпоритма (ритмическая и темповая организация сценарного материала);

конкретизация композиции сценария;

организация зрительского восприятия [6, с.11–12].

Монтаж – завершающий этап работы над композицией и замыслом анимационной программы, после которого происходит его оформление в форме сценарной записи. Она может быть представлена в виде:

а) сценарного плана, содержащего набросок композиционного построения постановки. В нем могут быть указаны название программы, действующие лица, план происходящих событий, описание места действия программы, тайминг (хронометраж) эпизодов, необходимое оснащение;

б) синопсиса, в котором ключевые фрагменты композиции сценарного плана постановки проработаны более подробно. Как правило, он является проектом окончательного сценария и используется для обсуждения с заказчиком;

в) литературного сценария, представляющего собой подробную художественную разработку замысла программы с полным текстом и описанием действующих лиц и исполнителей. Традиционно он делится на эпизоды, состоящие из одного или нескольких номеров, взаимосвязанных между собой;

г) режиссерского сценария, в котором к литературной сценарной записи добавлены ремарки режиссерских проработок (пояснения для постановщиков и исполнителей), касающиеся:

характеристики пространства – сцены, площадки, зала (содержание и местоположение декораций);

описания схемы движения людей и предметов (направления входов и выходов персонажей и участников, движения декораций и предметов, моменты окончания и начала движения, перемены местоположения);

характеристики звукового оформления (место включения, уровень громкости, музыкальный жанр);

описания светового оформления (моменты и характер изменений световой картинки, цветовое решение);

характеристики персонажей и их действий (характер пластики и речи, действенные задачи, костюмы);

жанровых, темпористических, стилистических рекомендаций, а также указаний по манере актерской игры;

предполагаемых действий участников (реакция аудитории, передвижение участников в пространстве);

временного регламента эпизодов и фрагментов, общей продол-жительности программы;

речевой работы с текстом (сила голоса, тембр, интонация, скорость говорения, манера) и др. [17, с. 27–30].

В окончательном варианте режиссерский сценарий представляет собой документ, по которому работает вся постановочная группа, и именно он включается в проект анимационной программы. В его состав входят:

название;

место проведения;

дата проведения;

время проведения;

список действующих лиц (персонажей), исполнителей (певцов, музыкантов, танцоров, фокусников, ведущих и т. д.), технического состава (звукорежиссер, рабочий сцены, светорежиссер и т. д.) и их количество;

композиционно-сценарный план (табл. 4);

описание эпизодов с полным текстом персонажей и режиссерскими ремарками;

световая партитура, в которой фиксируют последовательность включения световой аппаратуры и характер световых эффектов. Ее пример представлен в табл. 5;

плейлист – список воспроизводимых звуковых фонограмм;

звуко-музыкальная партитура, где указывается порядок включения и выключения звукового сопровождения программы (табл. 6);

список реквизита – предметов, необходимых для постановки с указанием его наличия или отсутствия (табл. 7);

монтажный лист (режиссерская партитура) – это сводная режиссерская запись развития действия программы в пространстве и времени, которая используется в процессе постановки анимационной программы для координации и контроля. Его пример представлен в табл. 8;

список литературы, использованной при написании сценария;

приложения (методические советы по проведению программы, дидактические материалы, краткая характеристика события, к которому приурочена постановка, различные наглядные материалы, эскизы костюмов, грима, декораций, реквизита и др.).

 


Таблица 4. Композиционно-сценарный план анимационной программы

 

Наименование элементов композиции и эпизодов, входящих в них Хронометраж, мин Материально-техническое оснащение
Экспозиция Эпизод 1. Наименование    
Завязка Эпизод 2. Наименование    
Эпизод 3. Наименование    
Эпизод 4. Наименование    
Развитие действия Эпизод 5. Наименование    
Эпизод 6. Наименование    
Эпизод 7. Наименование.    
Эпизод 8. Наименование    
Эпизод 9. Наименование    
Кульминация Эпизод 10. Наименование    
Эпизод 11. Наименование    
Развязка Эпизод 12. Наименование    
Эпизод 13. Наименование    
    Итого:  

 

Таблица 5. Световая партитура анимационной программы

 

№ пп.   Сцени-ческое действие (эпизод, номер) Объект осве-щения   Реплика или сигнал на вклю-чение Характеристика освещения (цвет, яркость, направление и размеры светового потока) Прием введения (световой эффект) Название осветительного прибора Реплика или сигнал на выключение Прием выведения (световой эффект)
                 
                 

 

 

Таблица 6. Звуко-музыкальная партитура анимационной программы

 

№ пп.   Сценическое действие (эпизод, номер)   Наименование Реплика или сигнал на включе-ние Прием введения Уровень звука Реплика или сигнал на выключение Прием выведения
аппаратуры фонограммы
                 

 

Таблица 7. Список реквизита анимационной программы

 

№ пп. Наименование реквизита Количество Наличие
       

 

Таблица 8. Монтажный лист анимационной программы

 

№ пп. Время Эпизод Действие Испол-нители Кос-тюмы Оформ- ление Звук Свет Проекция Реквизит Примечания
                       

 

 

После документального оформления сценарной записи происходит ее апробирование в постановочной работе, в процессе которой выявляются погрешности, несостыковки, отклонения от темы и пр. По итогам данной работы сценарист исправляет все недостатки и окончательно дорабатывает сценарий.

Таким образом, разработка сценария анимационной программы это серьезный труд, требующий от сценариста высокого профессионализма и самоотдачи, так как для того чтобы создать интересную и запоминающуюся постановку он должен разбираться в законах ее драматургического построения; понимать возможности каждого выразительного средства; уметь грамотно осуществлять перевод содержательного материала на язык художественных образов; уметь находить оригинальные решения, новые формы, средства и способы активизации зрителей.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: