Типологии анимационного сервиса

Анимационный сервис представляет собой сложный социально-культурный и экономический феномен, что неизбежно приводит к актуа-лизации проблемы его типологизации, поскольку рассмотрение такого многопланового явления требует систематизации и упорядочивания, без которых невозможно рационально осмыслить все его многообразие.

Типология (от греческого typos – «отпечаток», «форма», «образец») – это способ научного познания, в основе которого лежит расчленение системы объектов и их группировка с помощью обобщающей модели [8, с. 159]. Она позволяет составить полное представление о явлении и максимально раскрыть его. Применительно к анимационному сервису типология означает его систематизированное разделение на определенные типы на основании их сходства и различия по каким-либо признакам.

Данный вопрос на сегодняшний день является одним из наиболее дискуссионных в научных кругах, поскольку определение и исследование типологических единиц анимации наталкивается на немалые трудности. Это связано с тем, что характеристики, свойственные какому-либо типу, можно выделять по-разному. Поэтому сегодня существует немало подходов и интерпретаций, описывающих анимационный сервис в разных аспектах, на основе которых сложились различные его типологии по разным основаниям. Рассмотрим наиболее распространенные из них.

1. Типология анимационного сервиса по виду используемых технологий.

1.1. Театрализованный анимационный сервис.

Театрализация – это творческий метод организации художественного или документального материала, а также поведения и действия аудитории по законам драматургии средствами театра. Суть его применения в анимационном сервисе заключается в соединении актерской игры, пластики, звука, цвета в пространстве и времени для раскрытия художественных образов в разных вариациях посредством проведения их через все действия программы. Эти действия композиционно могут выстраиваться как единая сюжетная линия или как дивертисмент, когда отдельные законченные номера соединены между собой благодаря ведущему или с помощью связок. Следовательно, театрализованное представление может быть как самостоятельной постановкой, так и ее составной частью. Чаще всего аниматоры используют следующие формы театрализации: шоу, балаганы, мистерии, балы, маскарады, ярмарки, карнавалы, вертепы и др.

Особенностью данного типа анимационного сервиса является то, что он разрушает границы между актерами и аудиторией, создает такие зрелищно-активные ситуации, при которых каждый зритель становится активно реагирующим участником, а не пассивным созерцателем.

1.2. Мультимедийный анимационный сервис.

Мультимедиа-технологии – это комплекс аппаратных и про-граммных средств, которые позволяют пользователю работать в диало-говом режиме с разными видами данных (текстом, изображением, видео, аудио, организованными в виде единой информационной среды) [7, c. 4]. Их применение в анимационном сервисе позволяет наиболее эффективно воздействовать на эмоциональный настрой аудитории, так как происходит одновременное использование графической, звуковой, видео- и фотоинформации, которые оказывают влияние сразу на несколько органов человеческих чувств. В настоящее время мультимедиа-технологии используют в различных типах анимации – деловой (презентации, видеоролики), музейной (мультиэкранные интерактивные инсталляции, виртуальные выставки, голографические проекционные инсталляции), туристской (виртуальные путешествия, 3D-панорамы), образовательной (игровые ситуационные тренажеры, виртуальные реальности), развлекательной (анимированные световые инсталляции, видеопроекции, лазерные шоу) и т. д. Их неоспоримым достоинством является то, что они позволяют значительно расширить возможности аниматоров в подаче той или иной информации, а также создании различных художественных образов, особенно при моделировании вымышленных миров и воссоздании исторических эпох.

Мультимедийный анимационный сервис сегодня представляет собой, с одной стороны, один из самых зрелищных типов, а с другой – самый трудоемкий и дорогостоящий, поэтому его применение носит весьма ограниченный характер. В то же время востребованность данного типа анимации очевидна. Прежде всего, она обусловлена тем, что современный человек в связи с появлением компьютерных технологий перешел на новый уровень восприятия информации, на котором эстетика традиционных театрализованных форм многим неинтересна (особенно молодежи), что подталкивает организаторов анимационного сервиса искать новые выразительные средства, среди которых на первое место и выходят мультимедиа-технологии, обладающие необходимым зрелищным эффектом.

Театрализованный и мультимедийный типы анимационного сервиса зачастую используют одновременно в одной программе. В этом случае перед постановщиками встает серьезная задача – обеспечить гармоничное совмещение высоких технологий и классических форм театральной культуры, где «эффект ради эффекта» не затмит актеров-аниматоров, а выгодно подчеркнет их игру.

2. Типология анимационного сервиса по функциональному назначению.

2.1 Анимационный сервис деловой деятельности, направленный на достижение позитивных результатов в работе.

2.1.1. Анимационный сервис деловых мероприятий, регламен-тирующих поведение людей, связанное с выполнением их служебных обязанностей [20, с. 166]. Чаще всего специалисты этого направления занимаются организацией протокольных официальных процедур, которые проводятся по нормам делового этикета. Это могут быть различные церемонии (например, вручение наград и премий разного ранга – государственных, региональных, корпоративных, подписание важных документов и договоров), приемы VIP-клиентов, официальных делегаций, бизнес-партнеров и т. п. В связи с этим в органах власти и во многих крупных компаниях существуют протокольно-организационные службы, занимающиеся подготовкой и проведением подобных мероприятий в строгом соответствии с деловым протоколом, регламентирующим порядок встреч и проводов, проведения бесед и переговоров, организацию приемов и т. д. (а при необходимости и международным дипломатическим протоколом, если речь идет о встречах с зарубежными партнерами).

Сотрудники данных служб, как правило, проводят большую предварительную работу по подготовке деловых мероприятий. По ее итогам они составляют:

гостевую программу, где указывается общая информация о встрече, деловой и культурной частях программы, приемах и т. п.;

специальную программу для организаторов (принимающей стороны), включающую описание всех технических и организационных вопросов, предусматривающих различные форс-мажорные ситуации [20, с. 170–171].

От того, насколько тщательно они будут проработаны, зависит успех проводимых мероприятий и эффект от них, поэтому в сценарии прописывается не только расписание всех запланированных действий, но и стратегия формирования необходимого впечатления и настроения, что является немаловажным условием создания дружественной атмосферы, успешного решения различных вопросов, установления партнерских взаимовыгодных отношений. Следовательно, можно выделить ряд функций анимационного сервиса деловой деятельности:

коммуникационную – позволяет раскрыть горизонты новых возможностей делового сотрудничества за счет получения нужной информации и расширения контактов;

интегративную – заключается в объединении партнеров по бизнесу в общем деле, основанном на профессиональном интересе и укреплении деловых отношений;

психологическую – направлена на формирование комфортного социально-психологического климата деловой деятельности (например, снижение напряженности во время переговоров за счет создания непринужденной обстановки для неформального общения, организации культурной программы и т. п.);

имиджевую – способствует повышению статуса как самого мероприятия, так и принимающей стороны.

2.1.2. Анимационный сервис маркетинговой деятельности, целью которого является продвижение интересов производителей посредством манипулирования поведением и мнением целевой аудитории через организацию ее действий и переживаний анимационными средствами.

В современных условиях быстрых перемен, информационной революции и глобальных процессов в мировой экономике компаниям все труднее становится завладеть вниманием потребителей. Во многом это обусловлено тем, что традиционные маркетинговые инструменты сегодня утратили свою эффективность: падают количество откликов на рекламу, осведомленность о компаниях и их услугах и это несмотря на все усилия маркетологов. Основные причины указанного падения – перегруз рекламно-информационного пространства, неспособность потребителей справиться с огромным количеством маркетинговых сообщений; рост независимости в выборе товаров и услуг; появление «культуры впе-чатлений», основанной на потребностях в развлечениях. В связи с этим производители вынуждены разрабатывать новые рекламные концепции и нестандартные решения, отвечающие требованиям современной целевой аудитории и способные привлечь потенциальных клиентов. Одним из инструментов, призванных усилить эффект классического маркетинга, и является анимационный сервис, обладающий неограниченными возможностями по продвижению, способными значительно повысить узнаваемость бренда и выстроить общение с потребителями на более личностном уровне.

Анимационный сервис маркетинговой деятельности серьезно отличается от всех традиционных маркетинговых методов работы, поскольку предполагает ведение «бизнеса в стиле шоу», когда маркетологи вместо обычного информирования клиентов занимаются «постановкой» ярких впечатлений и созданием незабываемых ощущений, способных увлечь потребителей посредством организации интерактивных «праздников-посланий» для них (шоу-программ, театрализованных инсталляций, благотворительных акций и т. п.).

Его основные характеристики:

развлекательная направленность. Как известно, современные потребители жаждут развлечений и положительных эмоций. Анимационный сервис маркетинговой деятельности может подарить им ощущение радости через создание волнующих, удивительных или веселых акций-мероприятий;

увлекательность. Потребители, постоянно подвергающиеся «осаде» со стороны рекламщиков, не хотят, чтобы их «засыпали» традиционными маркетинговыми посланиями и уговаривали – они желают эмоций, которые смогли бы их увлечь. Любое анимационное маркетинговое мероприятие способно подарить им такие эмоции;

разрушение стереотипов. Сегодня в обмен на лояльность клиенты требуют впечатлений, которые превзошли бы их ожидания. И анимационный маркетинговый сервис такие впечатления создает – неожиданные, вызывающие, привлекательные. Он даже способен изменить восприятие компании настолько, что граница между нею и клиентом практически полностью размывается и потребитель превращается в «проповедника» ее бренда;

создание ценностей. Формируемые анимационным сервисом маркетинговой деятельности впечатления, соответствующие бренду и стратегическим целям компании при объединении с другими средствами маркетинг-коммуникаций приносят ему выгоду, так как они учитывают потребности клиентов и создают потребительскую ценность.

Естественно описанный способ подачи информации является более выигрышным по сравнению с классическим маркетингом. С психо-логической точки зрения, это объясняется довольно просто. Во-первых, люди лучше запоминают то, что пережили непосредственно на эмоционально-чувственном уровне. Во-вторых, целевая группа лучше воспринимает то, что производитель сообщает тактично, «между делом». В-третьих, поскольку люди посещают такие специальные анимационно-маркетинговые мероприятия чаще всего добровольно в силу их высокой привлекательности, у них сохраняется ощущение собственного, а не навязанного выбора [13]. В результате использование технологий анимационного сервиса в маркетинге приносит производителям ряд преимуществ, недоступных при применении традиционных марке-тинговых инструментов:

он действует в разных направлениях, избирательно расширяя сектора охвата целевой аудитории, так как опирается на все доступные средства PR, маркетинговых коммуникаций и рекламы;

сообщение для потребителей вплетено в событийную канву содержания анимационной программы, поэтому они в буквальном смысле живут в нем, что позволяет достичь более высокой активности и восприимчивости;

группа потребителей генерирует массовые эмоции, более сильные, чем индивидуальные, в результате чего создается феномен единения, принадлежности к чему-то общему;

позитивные эмоции от успешного анимационно-маркетингового мероприятия переносятся на товары и услуги компаний, что укрепляет имидж на рынке и формирует лояльность потребителей;

маркетинговая кампания, основанная на использовании анимационных технологий, имеет «долгоиграющий эффект», поскольку начинается задолго до мероприятия в анонсах, афишах, приглашениях, пресс-конференциях и продолжается в последующих публикациях СМИ;

высокая гибкость анимационных технологий позволяет выстраивать оригинальные программы для потребителей различных сфер деятельности и с разными финансовыми возможностями;

с помощью анимационного сервиса маркетинговой деятельности можно создать информационный повод и наладить контакт с журналистами и общественностью, сформировать их интерес и расположение;

посредством проведения различных анимационных мероприятий повышается узнаваемость компании на рынке, она выделяется на фоне конкурентов, увеличивается количество продаж, развиваются и укрепляются отношения с партнерами по бизнесу (например, несколько компаний могут консолидироваться в рамках одного маркетингового мероприятия и значительно снизить издержки каждого на рекламу в отдельности) [26].

Специалистов, работающих в данном сегменте анимационного сервиса, называют аниматорами продаж. Они изучают рынок сбыта, опыт конкурентов и предлагают систему мероприятий, соответствующую концепции бренда, которая смогла бы привлечь потенциальных потребителей и увеличить объем продаж. На сегодняшний день в России это довольно редкая, но весьма перспективная профессия.

2.2. Анимационный сервис педагогической деятельности, направ-ленный на обучение, воспитание, образование и развитие личности пос-редством анимационных технологий. Он представляет собой особую технологию моделирования учебно-воспитательного процесса в условных интерактивно-игровых и театрализованных ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение социокультурного опыта. На сегодняшний день во многих странах мира данная технология трактуется как наиболее прогрессивная и инновационная модель создания и развития образовательного пространства, адекватная требованиям времени [19].

Ее ценность для педагога заключается в возможности:

качественного улучшения познавательного процесса за счет ухода от авторитарного и монологического принципа общения;

повышения мотивации обучающихся к образовательной дея-тельности и результативности усвоения учебных материалов посредством преподнесения информации в яркой художественной форме;

формирования зрелой нравственно-интеллектуальной личности, способной к культурному самоопределению и самоидентификации, с активной жизненной позицией, самостоятельной, инициативной и ответственной;

развития «ролевой гибкости», терпимости и уважения к различным точкам зрения у учащихся, способствующих более быстрой их адаптации в быстро меняющемся мире;

формирования у обучающихся этических и эстетических ценностей;

установления связи теоретических знаний с практической деятельностью;

формирования профессиональных навыков и умений (органи-заторских, коммуникативных, аналитических и т. д.).

Для учащихся ее ценность состоит в возможности:

творческой самореализации;

совершенствования коммуникативных навыков, преодоления индивидуально-личностных барьеров в общении;

отработки различных проблемных ситуационных жизненных моделей поведения;

развития навыков работы в команде;

самопознания;

развития умения управлять своим эмоциональным состоянием и формирования стрессоустойчивости.

2.3. Анимационный сервис рекреационной деятельности, направ-ленный на восстановление духовных и физических сил человека средствами анимации.

2.3.1. Анимационный сервис развлекательной деятельности, цель которого – получение удовольствия, повышение настроения и отдых посредством положительных эмоций. Спектр его применения в современном мире чрезвычайно широк и разнообразен – это и организация различных зрелищных мероприятий (шоу, концертов, спектаклей, фестивалей, конкурсов, театрализованных представлений), и обеспечение деятельности тематических парков, и сопровождение праздничных программ и пр.

2.3.2. Анимационный сервис спортивно-оздоровительной дея-тельности, заключающийся в сохранении и укреплении здоровья всех категорий населения, выработке положительного отношения к физической культуре и здоровому образу жизни с помощью средств анимации. В его рамках могут быть организованы как традиционные игровые и соревновательные программы, так и креативные, творческо-сюжетные, где выполнение спортивных заданий осуществляется в соответствии с единой идеей. При этом может быть использовано не только физкультурное оборудование, но и туристское снаряжение, природный материал (пеньки, камни, бревна, снег и т. д.), а также самодельный или приспособленный инвентарь (автопокрышки, предметы быта, пластиковые бутылки, стулья, бочки, лавки и т. п.). Разрабатывая программы данного вида анимационного сервиса, специалисты обязательно должны учитывать состояние здоровья участников, чтобы ни в коем случае не навредить им. Особенно это касается лечебной и реабилитационной анимации, где содержание всех мероприятий в обязательном порядке согласуется с лечащими врачами.

2.3.3. Анимационный сервис психотерапевтической деятельности, предполагающий использование анимационных средств для профилактики или решения психологических проблем. Как правило, это различные формы арт-терапии (лечение искусством) – звуко-, изо-, сказко-, фототерапия, танцедвигательная терапия; эвдемотерапия (терапия счастьем); мифодрама (драматическая постановка мифологических сюжетов); работа с архетипами (первичными схемами образов) и др. Применение данных методов или их совокупности позволяет скорректировать поведение людей, раскрыть их творческий потенциал, преодолеть психологические трудности. В данном случае все программы разрабатываются и проводятся исключительно под руководством профессиональных психологов, которые регулируют и контролируют весь процесс [3, c. 129].

3. Типология анимационного сервиса по финансовым целям.

3.1. Коммерческий анимационный сервис, ориентированный на получение прибыли или другой коммерческой выгоды. Он может быть как самостоятельным видом бизнеса, где анимационные услуги являются основным источником дохода, так и вспомогательным направлением деятельности, приносящим дополнительные финансовые поступления.

3.2. Социальный анимационный сервис на безвозмездной основе. Как правило, программы, организуемые в его рамках, создаются исходя из идеологических или художественных соображений с целью поддержки различных социальных проектов и нуждающихся категорий населения. Однако зачастую они имеют коммерческие бюджеты и организацию труда. В этом случае речь идет об «анимационном меценатстве», которое может быть:

разовым, т. е. «по запросу» (адресным);

«акционным», подразумевающим некую идею, ради которой проводится анимационная программа (например, концерт для ветеранов Великой Отечественной войны, приуроченный к 9 мая);

«программным», отличающимся системной организацией и нацеленностью на решение серьезных благотворительных задач, требующих значительных средств и времени.

4. Типология анимационного сервиса по сфере деятельности.

4.1. Туристский анимационный сервис – это разновидность туристской деятельности, осуществляемой на туристском предприятии (туркомплекс, отель), транспортном средстве (круизный теплоход, поезд, автобус) или в любом другом месте пребывания туристов (на городской площади, в театре, парке), которая вовлекает их в разнообразные специально разработанные программы досуга [15, с. 182].

В зависимости от объема в общей программе путешествия он может быть представлен в виде:

анимационных туристских маршрутов – это целевые туристские поездки ради одной анимационной программы, либо непрерывный анимационный процесс, развернутый в пространстве в форме путешествия, переезда от одной анимационной услуги (программы) к другой, осуществляемых в разных географических точках. В данном случае анимационная программа является целевой, приоритетной и доминирующей в турпакете услуг, что делает ее ценообразующим элементом тура.

Обычно анимационные туристские маршруты предназначены для индивидуалов или однородных туристских групп, члены которых объединены одним интересом и имеют специфический сценарий и реквизит. Так, например, в США популярны туры на тематические ранчо, где туристы получают одежду и снаряжение ковбоев, обучаются под руководством опытных инструкторов езде на лошади и ковбойскому мастерству, полностью погружаясь в действо (иногда на несколько дней), а в Вене – поездки на различные костюмированные профессиональные балы;

сопутствующих анимационных услуг, предназначенных для «поддержки» основных туристских услуг, оговоренных в турпакете. Это может быть анимация во время монотонных и утомительных трансферов, которые вполне можно оживить и сделать увлекательными и интересными, в случае технологических перерывов или непогоды, задержек в пути, а также во время экскурсионных программ;

дополнительных анимационных услуг, которые предоставляются по желанию туриста за дополнительную плату [15, с. 189].

Отличительной чертой туристского анимационного сервиса является то, что он может быть очень интересен практически любой категории туристов: для иностранцев, граждан России, молодых людей, интересующихся историей, традициями и бытом своих предков и современников, более возрастной категории путешественников. В связи с этим перспективы развития данного вида сервиса достаточно широки. При правильной организации он способен стать центром притяжения многочисленных туристов и способствовать развитию туристской деятельности в различных дестинациях, особенно это касается областей проживания малых народностей, обладающих уникальной культурой. Поэтому в его содержании большую роль играет региональная компонента. Именно она придает анимации неповторимый колорит, позволяет использовать для организации досуга туристов «местную фактуру» – фольклорные сюжеты, связанные с той или иной местностью; яркие образы известных произведений литературы; разнообразные местные символы и ритуалы; известные эпизоды из жизни выдающихся личностей – спортсменов, писателей, политиков и т. д.; наиболее значимые события местной истории; праздники; архитектурные сооружения; агрокультуру и кухню; музыкальное и танцевальное искусство; народные промыслы; живописные природные места и многое другое.

Значение региональной составляющей туристского анимационного сервиса раскрывается в нескольких аспектах.

Экономический аспект связан с увеличением доходов от социально-культурной и туристской деятельности в регионе благодаря притоку туристов и росту объема продаж анимационных услуг и сувенирной продукции. Однако очевидно, что для привлечения туристов в регион недостаточно яркого местного колорита и интереснейших анимационных программ. Все это должно органично сочетаться с необходимой туристской индустрией и инфраструктурой, способными предоставить путешественнику высокий стандарт обслуживания и обеспечить безопасность его и имуществу.

Социальный аспект региональной составляющей проявляется в улучшении социальной ситуации в регионе вследствие расширения занятости местных жителей в сфере туристского анимационного сервиса. Новые рабочие места для населения региона появляются благодаря широкому развертыванию анимационных программ обслуживания туристов, основанных на местных традициях театрализованных представлений, историко-культурных праздников, фольклорных фестивалей, ярмарок, карнавалов и т. п. При этом важно, что кадровое обеспечение подобных мероприятий предполагает привлечение специа-листов разных уровней квалификации и сфер деятельности. Не менее важен и психологический аспект региональной составляющей туристского анимационного сервиса, заключающийся в развитии мотивации туризма, познавательных интересов у путешественников, которых побуждает к поездкам стремление познакомиться с местным колоритом, желание приобщиться к культурно-историческим традициям отдельных регионов. Широкое использование местного материала в анимационных программах способствует также формированию чувства гордости за родной край, регионального патриотизма у жителей той или иной местности.

Заслуживает внимания и культурно-воспитательный аспект, связанный с расширением культурного кругозора, развитием эстетических представлений как гостей региона, так и его постоянных жителей. Благодаря анимационным программам, основанным на местном материале, заслуженную известность приобретают местная история, фольклорные и литературные произведения, созданные в регионе, жизнь и деятельность выдающихся личностей, связанных с данной территорией. Для нее характерна достаточная детализация материала, возможность «привязки» действия к конкретному, исторически обусловленному месту. Кроме того, она позволяет избежать слишком «общих мест» и значит сделать анимационную программу более интересной и убедительной.

Сегодня анимационный сервис становится исключительно актуальным для сферы туризма, поскольку он:

дает возможность через анимационные программы сделать туриста носителем рекламы о регионе, стране, туристическом комплексе, музее;

повышает качество обслуживания за счет расширения ассортимента услуг;

способствует популяризации туристской дестинации благодаря большому потоку туристов, что приводит к улучшению рекреационной сети, инфраструктуры, увеличению доходности туризма;

позволяет оживить туры, сделать их более разнообразными и насыщенными за счет представления культурно-исторического материала в интерактивной форме, дающей туристам возможность не только услышать сухую информацию, но и увидеть все своими глазами, принять участие в праздниках и спортивных соревнованиях, попробовать блюда национальной кухни, примерить оригинальную одежду, пожить в традиционных жилищах, поучаствовать в процессе создания продукции народно-художественных и декоративно-прикладных промыслов и т. д.

Однако стоит отметить, что целью анимационного сервиса в туризме все же является не столько развлечение и разнообразие досуговой деятельности туристов, сколько приобщение их к культурному наследию различных народов. Это обстоятельство делает его не только важным фактором развития туристской индустрии, но и реализации национальной государственной политики, поскольку он позволяет наладить межкультурные связи, сформировать толерантные отношения, интенсифицировать культурный обмен между народами, возродить забытые традиции и обычаи.

4.2. Экскурсионный анимационный сервис – это деятельность по разработке комплекса анимационных мероприятий, предназначенных для реализации в процессе экскурсионного обслуживания в соответствии с общей целью и замыслом экскурсии.

Его характерными чертами являются яркая образность в подаче материала; целостность и гармоничность всех составных элементов – декораций, реквизита, музыки, актерской игры, костюмов и т. д.; универсальность, так как его объектами могут выступать абсолютно любые предметы, люди и события. Все это позволяет ему вовлекать экскурсантов в активное действие, оживлять интерес к традиционным объектам показа и экспозициям, а также выгодно преподносить новые за счет подачи материала в яркой театрализованной форме и насыщения структуры экскурсии интерактивными моментами (конкурсами, играми, квестами и т. п.), что сделало возможным создание в его рамках не только строго фиксированных программ, но и имеющих гибкий сюжет, предполагающих наличие альтернативных вариантов развития событий. Естественно, это требует от экскурсоводов и аниматоров, задействованных в данном процессе, всего их профессионализма и мастерства, поскольку наличие импровизации в таких программах значительно усложняет их работу – им приходится учитывать огромное количество факторов в процессе реализации действа [9, с. 413].

4.3. Музейный анимационный сервис – это деятельность по созданию и организации специальных программ существования посе-тителя в музейном пространстве [12, с. 13]. Они делятся:

на театрализованные, выстраиваемые на основе реальных исто-рических фактов и использующие вместо бутафорского реквизита подлинные музейные экспонаты. Данные программы предоставляют уникальную возможность посетителям вместо простого созерцания витрин экспозиции перевоплотиться в различные образы и поучаствовать в тех или иных постановках на «сценических подмостках» музея, где силами художников-оформителей, актеров-аниматоров и экспозиционеров «ожи-вают» факты биографий знаменитых людей, сюжеты литературных произведений, исторические события. Это позволяет современным музейным комплексам постепенно трансформироваться из «музеев-коллекций» в «музеи-события» и «шоу-музеи», что полностью отвечает требованиям сегодняшних потребителей;

мультимедийные, ориентированные на приобщение широкой зрительской аудитории к ценностям мировой и национальной истории, культуры и искусству через свободный доступ к коллекциям музея с помощью компьютерных средств. Это позволяет формировать единое культурно-информационное пространство; преодолевать отчужденность посетителей от музеев; актуализировать нематериальное культурное наследие; расширить возможности музейных экспозиций и степень их эмоционального влияния. На сегодняшний день для этого используют различные варианты применения компьютерных технологий при создании анимационных программ в музеях: применение средств мультимедиа в экспозициях составной частью представленного объекта; равноправное употребление материальных и виртуальных объектов; замещение подлинного объекта виртуальным.

4.4. Ресторанный анимационный сервис – это деятельность по разработке и реализации анимационных программ, ориентированных на привлечение целевой аудитории в ресторан и на работу с лояльностью гостей. Поэтому его основными задачами являются создание нужной атмосферы в заведении, удовлетворение потребностей гостей в развлекательных услугах, создание информационных поводов.

На сегодняшний день в ресторанном бизнесе существует три основных вида анимационных программ:

развлекательные, направленные на удовлетворение потребностей гостей в отдыхе и не требующие чрезмерных усилий для восприятия, получения хорошего настроения и психоэмоциональной разрядки. Могут быть театрализованные (например, стилизованные приемы, обеды и ужины, кулинарный театр); музыкальные (концерты, кабаре, мюзиклы, музыкальные конкурсы, презентации альбомов и видеоклипов, творческие вечера, посвященные какому-либо исполнителю); цирковые (с участием жонглеров, фокусников, клоунов, эксцентриков и т. д.); танцевально-хореографические (например, «шоу танцующих официантов»); световые (светодиодные шоу, фаер-шоу, лазерные шоу); кулинарные (бармен-шоу; кулинарные шоу, спектакли и вечеринки) и т. д.;

обучающие, ориентированные на освоение участниками кулинарного искусства. Бывают любительскими и профессиональными и чаще всего проходят в форме различных мастер-классов, которые дают возможность: изучить культуру приготовления тех или иных блюд и напитков; познакомиться с новыми продуктами и оборудованием; задать шеф-повару интересующие вопросы; научиться составлять меню и оформлять блюда. В России в настоящее время огромной популярностью пользуются интерактивы от Национальной гильдии шеф-поваров, которые проводят кулинары и повара с большим опытом работы в лучших ресторанах крупнейших городов и победители разнообразных конкурсов, а также всевозможные кулинарные тимбилдинги, востребованные как детской, так и взрослой аудиторией;

маркетинговые, целью которых является продвижение ресторана и его услуг. Делятся на анимационные программы, использующие традиционные маркетинговые средства (комплекс организационно-постановочных действий, направленных на трансляцию актуальной, новой информации от ресторана по различным темам с целью донесения ее до общественности); анимационные программы, использующие нетради-ционные маркетинговые средства, которые всегда оставляют после себя ощущение маленького чуда за счет создания новых видов впечатлений и изобретения новых коммуникационных инструментов. Среди них наиболее популярными являются:

«шоу уличных команд», которые несут ресторанный бренд и продукцию к потребителю, чтобы ответить на его вопросы и разжечь любопытство. Эти шоу носят интерактивный характер, в них задействованы переодетые представители ресторана, встречающиеся с потенциальными гостями на улицах, общающиеся с ними с целью привлечения их внимания к услугам заведения и побуждения к его посещению;

«шоу проповедников», т. е. приверженцев бренда, которых вербует ресторан. Их энтузиазм способен запустить цепную реакцию молвы, что вызовет большой интерес к ресторану, а обойдется это ему в несколько раз дешевле, чем любая традиционная рекламная кампания. Данный маркетинговый прием пришел в ресторанный бизнес из музыкальной индустрии, где к нему обращались в течение многих лет, чтобы продвигать группы без дорогостоящих контрактов со звукозаписывающими студиями. Залогом успеха «шоу проповедников» является правильный выбор «актеров» на эту роль. Они должны не только быть большими энтузиастами предлагаемой продукции и услуг ресторана, но и иметь хорошие связи, чтобы общаться с целевой аудиторией и оказывать на нее влияние. Поэтому при подборе «проповедников» необходимо ориенти-роваться на то, что продает ресторан, и учитывать, кому это может понравиться;

road show, представляющие собой театрализованный мобильный промоушн по определенному маршруту. Сразу оговоримся, что резкого повышения продаж данный вид шоу не обеспечит, поскольку подобное мероприятие работает в первую очередь на имидж ресторана, его задача – достичь позитивного персонифицированного контакта бренда с потребителями, вызвать у них определенные эмоции, способствовать увеличению лояльности к марке. Все это, безусловно, влияет на прибыль, но в долгосрочной перспективе. При этом так как мероприятие такого рода всегда ограничено территорией его проведения, вряд ли можно говорить о распространении эффекта от данного события в национальном масштабе. Исключение составляют случаи, когда маршрут road show проходит через множество городов и событие анонсируется в национальных СМИ. Тогда через медианосители «шум» о продукте или услуге «масштабируется». В целом применение road show рекомендуется для ресторанных брендов, которые уже хорошо знакомы потребителям и находятся на этапе построения эмоциональной связи с ними. Что касается места road show в коммуникационном ресторанном миксе, то такие события могут проводиться как отдельно, сами по себе, так и выступать частью рекламной или промокампании. Иногда они могут использоваться в связке с другими инструментами продвижения – анонсировать параллельно идущую промоакцию или служить PR-поводом [27].

Все перечисленные виды ресторанных анимационных программ могут быть применены как самостоятельные события или сочетаться между собой, что позволит повысить их эффективность. Но все они должны отражать сущность бренда и быть связаны общим стилем и настроением, подкрепляться качественной кухней, высококлассным сервисом и разумной ценовой политикой. Только в этом случае ресторан может рассчитывать на успех.

4.5. Гостиничный анимационный сервис – это деятельность по предоставлению комплекса анимационных услуг различной направ-ленности в соответствии со стратегией развития, профилем работы, местоположением, размером и ресурсами гостиницы.

Его особенностями являются:

постоянный характер, поскольку рассчитан на ежедневный контакт с гостями;

комплексность, так как охватывает все виды и формы анимации (спортивную, познавательную, зрелищную, развлекательную, приключен-ческую, игровую, обучающую, творческую и т. д.);

индивидуальность и действенность, так как длительное пребывание гостей в гостинице дает возможность аниматорам учесть все их пожелания и интересы;

возможность вовлечения в программы персонала отеля, что придает им особый колорит и дружественный, гостеприимный характер;

непринужденность, поскольку гости отеля, прожившие в нем определенный период времени, начинают воспринимать его как дом, раскрепощаются и ведут себя естественно.

Анимационный сервис занимает одно из главных мест в структуре обслуживания гостиничных предприятий, так как для гостей потребность в развлечениях и организации досуга стоит на третьем месте после чистой уютной комнаты и вкусной еды. Поэтому сегодня во многих отелях уделяют самое пристальное внимание данному направлению деятельности, что выражается в создании анимационных служб или даже специализированных анимационных центров досуга, работа которых проходит очень напряженно, зачастую в круглосуточном режиме. Для их успешной деятельности необходимы хорошая материально-техническая база, талантливые аниматоры и профессиональные технические специалисты, что требует достаточно больших вложений в закупку, поддержание и обновление декораций, оборудования, площадок, а также оплаты труда работников. Но все эти затраты оправдывают себя, так как наличие в гостинице подобных структурных подразделений говорит о ее статусе и отношению к гостям, что служит значимым фактором ее привлекательности и влияет на решение потенциальных потребителей о размещении именно в ней. Помимо этого значение гостиничного анимационного сервиса заключается:

в повышении степени удовлетворенности гостей обслуживанием в отеле;

формировании положительного имиджа гостиничного пред-приятия на рынке услуг;

возможности расширения границ «высоких» сезонов и привлечении достаточного количества гостей в межсезонье;

позитивной оценке работы гостиницы в целом.

В настоящее время развитие анимационного сервиса является актуальным для всех сфер социально-культурной деятельности. Это обусловлено тем, что происходящие глобализационные процессы в мире несколько обезличивают сервисные предприятия, а наличие анимации позволяет им выделиться из общего ряда и получить весомое конкурентное преимущество. Если же говорить применительно к России, то в нашей стране анимационный сервис выступает инструментом, который позволяет скрашивать невысокий пока еще уровень обслуживания, сглаживать шероховатости и недостатки организации бизнеса и дает ему шанс стать достаточно привлекательным как для отечественных, так и иностранных потребителей.

5. Типология анимационного сервиса по целевой аудитории.

В ее рамках он типологизируется:

по полу (для женщин и мужчин);

возрасту (для детей, молодежи, взрослых, пожилых людей);

социальному статусу (для лиц с ограниченными возможностями, корпоративных заказчиков, семейного анимационного сервиса).

6. Типология анимационного сервиса по месту проведения:

пляжный;

клубный;

уличный;

курортный;

парковый и т. д.

Таким образом, изучению типологий анимационного сервиса как неотъемлемого компонента развития современного общества уделяется значительное внимание. Данный вопрос получил освещение в работах различных специалистов – педагогов, бизнесменов, социологов и т. д., которые рассматривают феномен анимации с разных позиций и предлагают свое видение его типологических схем. Но, несмотря на имеющиеся достижения в этой области, проблема типологизации анимационного сервиса сегодня все же остается далекой от своего окончательного решения, что открывает широкие перспективы для дальнейших исследований в этом направлении.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: