Законодательная техника

Законодательная техника представляет из себя систему, которая базируется на практике нормотворчества и теоретически обоснованных правилах и приемах подготовки наиболее совершенных и целесообразных по форме и структуре проектов нормативных актов, обеспечивающих максимально полное и точное соответствие формы нормативных предписаний их содержанию, доступность, простоту и легкую обозримость нормативного материала, исчерпывающий охват регулируемых вопросов25.

Отсюда следует, что законодательная техника подразумевает ряд процедур правотворческой деятельности25:

· Определение предмета закона;

· Выбор формы;

· Структурное оформление акта;

· Языковые требования.

Рассмотрим требования выбора предмета правового регулирования и соответствующей формы акта. Непосредственная работа над текстом проекта акта – стадия подготовительной работы, регулирующаяся нормами права. Она подразумевает формализацию правил юридической техники. Хочется отметить недостаточную разработанность правил законодательной техники: их недостаточное количество, неоднозначность формулировок, чрезмерное использование заимствованных слов, а также большое количество отсылочных норм. Решением данной проблемы может послужить унификация положений в едином федеральном законе. В то же время отдельные субъекты права законодательной инициативы издают внутренние правовые акты, содержащие требования к оформлению законов. Такими требованиями могут быть деление на разделы и главы, логическая последовательность изложения, ограничение размещения норм и т.д.

Требования к тексту проекта закона имеют иной вид. В нем должны присутствовать положения о сроке и порядке вступления закона в силу; об отмене, изменениях и дополнениях ранее принятых нормативно-правовых актов. Он должен содержать предложение президенту и поручение правительству о приведении их нормативных актов в соответствии с новым.

На предварительном этапе законодательной инициативы перед субъектом права стоит такая задача, как определение предмета будущего проекта. Предмет правового регулирования – общественные отношения, нуждающиеся в соответствующем регулировании. Автор законопроекта обязан выявить общественные отношения, которые могут и нуждаются в нормативном закреплении, а также носят существенный характер. Закон будет выражать общественные интересы, только если законодатель проанализирует объективную социальную практику и изучит существующий правовой материал. Эффективна и параллельная подготовка актов, принятия которых следует из содержания основного акта. Наибольший эффект будет достигнут лишь при одновременном вступлении в силу не только основного, но и дополнительных актов. Российское законодательство зачастую пренебрегает данным требованием, подтверждением чему служит Гражданский кодекс РФ. Ему характерно длительное отсутствие актов, которые должны развивать его положения.

С определением предмета закона связан выбор его формы. Существует множество видов правовых актов, которые не имеют нормативно закрепленной классификации, что затрудняет определение предмета закона. Принимались попытки решить данную проблему, например проект закона «О нормативных правовых актах Российской Федерации», но не один проект не обрел силу федерального закона. При выборе формы проекта автор должен учитывать ст. 71-73 и ст.76 Конституции, регламентирующие трехуровневое деление правового регулирования25. Противоречие межотраслевых актов Конституции в части разделения предметов ведения между Федерацией и субъектами является наиболее существенным недостатком.

Основанием для классификации законов может служить их юридическая сила: конституционные законы, обычные законы и законы, которые утверждают иные нормативные акты. Для объективной правотворческой реальности имеет значение деление актов на федеральные конституционные и федеральные законы, которое базируется на порядке принятия и предмете правового регулирования.

Законодательная техника подразумевает наличие требований к структуре актов. Первый элемент любого акта – его название. Каждый нормативно-правовой акт обязан иметь название, так как это дает возможность определить предмет и круг регулируемых общественных отношений. Название должно быть лаконично, отражать содержание.

Следующий элемент – преамбула (как правило, закона). Это вводная часть, в которой изложены мотивы принятия, цели и задачи. Ее наличие не обязательно, например, в кодексах само содержание указывает, что цель – систематизация нормативной базы. Иногда в преамбуле фиксируется констатирующая часть, в которой критически рассматриваются ранее принятые правовые нормы, что является излишним, так как перегружает акт.

Нормативно-правовое содержание служит основной частью закона. В нем содержатся предписания, дозволения и запрещения. Оно излагается в логической последовательности с делением на статьи и пункты. Статьи, параграфы, главы и разделы закона должны иметь подзаголовки, где лаконично выражена их суть. Каждая статья должна содержать отдельное законченное правовое правило. Статьи излагаются в обобщенной форме, которая охватывает однородные факты и общественные отношения или перечисляет конкретные предметы, действия и явления. Законодатель вынужден прибегать к перечислениям только когда это действительно необходимо, он приводит полный перечень, а если это невозможно, то примерный. Это помогает понять направленность правового регулирования общественных отношений.

Как правило, нормативно-правовая часть закона построена по схеме «если-то». Санкции, наступающие при нарушении или неисполнении статьи, могут содержаться в данной статье данного акта, в другой статье закона или в другом нормативно-правовом акте.

Принимаемый нормативно-правовой акт может отменять другие нормативные акты, которые ему противоречат. На определение противоречащих актов затрачивается колоссальное количество времени. Необходимо давать исчерпывающий перечень законов и подзаконных актов, которые действовали ранее и отменяются ввиду принятия нового закона. В противном случае появляются ошибки в правоприменительной практике.

Законодательная техника также регламентирует опубликование и вступление закона в силу. Данные вопросы регулируются федеральным законом «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных, федеральных законов и актов палат Федерального Собрания Российской Федерации»25.

Подпись должностного лица является необходимым атрибутом нормативно-правового акта. Так, согласно ст. 107 Конституции, принятый федеральный закон в течение пяти дней отправляется президенту для подписания и обнародования. Он должен подписать его в течение четырнадцати дней.

В субъектах РФ должностное лицо, подписывающее акт может быть представлено главой исполнительной власти, главой законодательного органа. Для оценки соответствующей практики, а также ее унификации Конституционным судом РФ было принято постановление №2-П25.

Одна из центральных проблем законодательной техники – учение о правовой норме. Правовая норма есть общеобязательное правило поведения, которое имеет логическую структуру и призвано регулировать общественные отношения. Именно знание нормы права, ее структуры и соотношения со статьей закона дает возможность целесообразно организовать структуру закона, его логичность и последовательность.

Правовая норма может также выражать принципы, имеющие общее значение, и исходные положения правовой системы или отрасли законодательства, устанавливая юридическое содержание терминов, употребляемых в законодательстве. Норма имеет структуру: гипотеза, диспозиция, санкция. Ее внешняя форма выражения в статьях акта зачастую не повторяет логическую структуру. В целях краткости законодатель не воспроизводит все элементы правовой нормы.

Если правовые нормы подразумевают одинаковые условия реализации, то целесообразно указать гипотезу норм в отдельной статье, предпослав ее статьям, в которых изложены соответствующие диспозиции. Также и если нарушение диспозиций подразумевает одинаковые последствия, санкция норм может быть изложена в отдельной статье закона. Порой санкции выносятся за пределы законов, содержащих диспозиции. Например, статьи Гражданского кодекса, как правило, не содержат указания на последствия нарушения соответствующих правил, они содержатся в статьях, закрепляющих основные виды гражданско-правовой ответственности. Отсюда следует, что правовая норма может найти отражение в разных статьях закона или разных актах.

Особым разделом законодательной техники является язык закона. Языковое воплощение акта обеспечивает удобство применения и изучения, придает воле законодателя цельность и законченность. При изложении законодательной мысли в форме нормативно-правового акта используются специфические языковые средства. Среди особенностей языка закона выделяют:

· Официальный характер, документальность внешнего языкового выражения мысли законодателя;

· Ясность и простота законодательства;

· Максимальная точность выражения языка.

К терминологии актов также предъявляется ряд требований:

· Использование терминов с четким смыслом;

· Употребление слов в узком, специальном значении;

· Единство терминологии законодательства.

От стиля изложения требуется:

· Логическая последовательность;

· Смысловая завершенность;

· Единообразие изложения однотипных формулировок;

· Лаконичность изложения текста;

· Экспрессивная нейтральность;

· Безличный характер;

· Формализация.

В тексте акта не употребляются сослагательное наклонение, вопросительные и восклицательные предложения, многоточия, диалоги. Ввиду необходимости обозначения динамического характера явлений используются отглагольные существительные.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: