Отрывок из предисловия к первому изданию

Культы среди нас: скрытая угроза нашей повседневной жизни

Маргарет Тейлер Сингер (в соавторстве с Джаньей Лалич)

Отрывок из предисловия к первому изданию

К 1960-м годам я начала слышать от семей, в которых были пропавшие члены, что обычно пропавшие люди были молоды, от восемнадцати до двадцати пяти лет, и были вовлечены в ту или иную культовую группу, которые имели влияние в те годы. Семья и другие люди, знакомые с человеком, говорили о внезапном изменении личности, новой манере разговора, эмоциональной сдержанности и отделении от семьи и прошлого. Я осознала, что это звучит подобно эффекту программы реформирования мышления, или тому типу интенсивного убеждения и социального контроля, который я изучала так долго, явление, которое, как мы считали до тех пор, происходило, в основном в отдаленных местах. Но теперь это было практически дома.

Существует много определений и взглядов того, что такое культ, и иногда писатели, ученые и даже бывшие члены полностью избегают этого термина. Термин "культ" имеет тенденцию подразумевать что-то таинственное, что-то отличное от нормального, что-то, что к нам не относится. Но, как будет рассмотрено в "Культах среди нас", культы далеки от маргинальности и те, кто присоединяется к ним, не отличаются от нас с вами. Проблемы, которые с ними связаны, основополагающи для нашего общества, нашего понимания друг друга, нашего принятия уязвимости и потенциала для злоупотреблений в нашем мире.

В этой книге я использую слова "культ" и "культовая группа" для обозначения любой из большого числа групп, которые выросли в нашем обществе и похожи друг на друга в своем происхождении, структуре власти и управления. Культы могут быть от относительно добропорядочных до тех, которые осуществляют чрезвычайный контроль над жизнями членов и используют процессы реформирования мышления для влияния на членов и их контроля. В то время, как поведение некоторых культов вызывает критику со стороны тех, кто не является их членами, термин "культ" сам по себе не уничижителен, а просто описателен. Он обозначает группу, которая формируется вокруг человека, который заявляет, что обладает особой миссией или знаниями, которыми он поделится с теми, кто передаст принятие решений этому самопровозглашенному лидеру.

Культы могут быть разными по размеру, образовываться вокруг различной темы и вербовать людей различного возраста и происхождения. Не все культы являются религиозными, как думают некоторые люди. Причины их существования могут затрагивать религию, стиль жизни, политику или различные философии. Не каждый человек, с которым контактирует вербовщик, присоединится к культу, не все остаются в культах навсегда. Культы различны по тому, какой финансовой и политической силой они обладают. Некоторые являются местным явлением с дюжиной членов. Другие имеют тысячи членов, располагают международным бизнесом и контролируют сложные организации, владеющие многими миллионами, если не миллиардами долларов.

Современные культы и группы реформирования мышления имеют тенденцию предлагать очевидные утопии, места, где все болезни человечества будут исцелены. Приманка культов состоит в том, что если вы просто будете вместе с ними, все будет прекрасно и все всегда будут жить счастливо.

В течение длительного времени люди писали о таких обещанных утопиях, но при этом они также описывали негативные стороны, которые можно назвать отрицательными утопиями. В 1949 году Джордж Оруэлл написал об отрицательной утопии, которая, как он боялся, разовьется к 1984 году. Другие авторы до него, такие как Даниэль Дефо, Алдос Хаксли и Джек Лондон, также писали отрицательные утопии, в которых политические системы постепенно ограничивали и, в конце концов, подавляли основные человеческие способности к творческому, научному и сострадательному мышлению. В этих реальных или вымышленных правительствах использовались пытки, наркотики и мистические, эзотерические методики в качестве методов устрашения для контроля людей.

Гений Оруэлла заключался в том, что он понял, что комбинация социальных и психологических методов проще, эффективнее и дешевле, чем методы насилия с применением оружия. Социальное и психологическое убеждение также привлеает меньше внимания и поэтому менее способно рано и легко вызвать оппозицию со стороны тех,кто подвергается манипулированию. Оруэлл рассуждал, что, если правительство сможет контролировать все СМИ и межличностное общение, при этом одновременно заставляя граждан разговаривать на политически контролируемом жаргоне, то оно сможет ослабить независимое мышление. Если можно контролировать мысли, тогда можно предотвратить акции неповиновения режиму. Не только в своей книге "1984", но и в своих очерках о политике и английском языке Оруэлл подчеркивал силу слов. Слова представляют мысли, и без способности выражения мыслей люди теряют доступ к своему собственному мышлению.

Когда наступил 1984 год, различные тоталитарные правительства контролировали и осуществляли цензуру СМИ и репрессировали несогласных индивидуалов. И на протяжении лет по всему миру то здесь, то там появлялись многие разновидности оруэлловских Большого Брата, нового языка и полиции мыслей, некоторые более зловещие и утонченные, чем другие. Возможно, предсказания Оруэлла никогда не исполнятся полностью благодаря замечательным свойствам человеческого ума, когда он остается свободным мыслить. Но его идеи все еще служат предостережением того, насколько человеческое мышление может подвергаться влиянию.

Начиная с 1960-х годов произошел расцвет не правительств, а независимых предпринимательских групп, которые занялись бизнесом по манипулированию разумом и изменению личности. Появились мириады ложных мессий, шарлатанов и лидеров культов и групп реформирования мышления, которые используют оруэлловские техники манипулирования разумом. Они вербуют любопытных, неприсоединившихся, доверчивых и альтруистов. Они обещают интеллектуальные, духовные, политические, социальные утопии, а также самореализацию. Эти современные пестрые волынщики предлагают, среди прочего, пути к Богу, спасение, революцию, личное развитие, озарение, отличное здоровье, психологический рост, избранность, каналы для разговора с 35000-летними "существами", жизнь в экосферах и контакты с иноземными существами.

Существует огромное количество духовных, психологических, политических и других типов культов и культовых групп, которые стремятся обрести последователей и преданных членов. В противоположность мифу о том, что вступающих в культы ищут их, сами культы идут и активно и агрессивно находят последователей. В конечном итоге, эти группы подвергают своих последователей методам онемения разума, которые блокируют критическое и взвешивающее мышление и подчиняют независимый выбор контексту строгой иерархии.

Вековая мудрость состоит в том, что большинство манипуляций утонченные и скрытые. Когда Оруэлл использовал свою мудрость, он предвидел эволюцию коварного, но успешного манипулятора умами и мнениями. Он появляется как улыбающийся, внешне доброжелательный Большой Брат. Но вместо одного Большого Брата мы сегодня видим полчища Больших Братьев в мире. Многие из них - лидеры культов.

Отрывок из главы 3 "Процесс промывания мозгов, психологического принуждения и реформирования мышления"

Таблица 3.2. Континуум влияния и убеждения
  Образование Реклама Пропаганда Индоктринация Реформирование мышления
Средоточие знаний Множество знаний, основанных на научных открытиях в разных областях. Знание касается продукта, конкурентов, продажи и влияния с помощью законного убеждения. Знание сосредоточено на политическом убеждении людских масс. Знание четко разработано для внушения людям ценностей организации. Знание сосредоточено на изменении людей без их ведома.
Направление и степень обмена мнениями Поощряется двухсторонний обмен мнениями между учителем и учеником. Обмен мнениями возможен, но общение обычно одностороннее. Есть некоторый обмен мнениями, но общение обычно одностороннее. Ограниченный обмен мнениями, общение обычно одностороннее. Никакого обмена мнениями, общение одностороннее.
Способность к изменениям Изменения происходят по мере научных достижений, по мере критики со стороны студентов и ученых, по мере оценки образовательных прогрмм студентами и гражданами. Изменения вызываются теми, кто платит за это, на основе успеха рекламы, законом о потребителях, в ответ на жалобы потребителей. Изменения основаны на изменениях тенденций в мировой политике и политических потребностях с целью пропаганды группы, нации или международной организации. Изменения происходят через формальные каналы, через письменные предложения вышестоящим. Изменения происходят редко, организация остается практически неизменной, изменения происходят, в основном, для повышения эффективности реформирования мышления.
Структура убеждения Используется структура "учитель - ученик", поощряется логическое мышление. Используется инструктирование с целью убедить потребителя или покупателя. Используется властная позиция для массового убеждения. Используется властная и иерархическая позиция. Используется властная и иерархическая позиция, нет полной осведомленности со стороны учащегося.
Тип отношений Обучение ограничено по времени, есть взаимное согласие. Потребитель или покупатель может принять или отвергнуть общение. Ожидается поддержка и одобрение слушателя. Обучение по договоренности, по взаимному согласию. Группа стремится постоянно удерживать людей.
Обман Нет обмана. Возможен обман, выбираются только положительные взгляды. Возможен обман, часто бывают преувеличения. Нет обмана. Есть обман.
Спектр обучения Сосредоточено на обучении тому, как учиться, и обучении относительно реальности; общая цель - объем знаний для развития человека. Имеет узкую цель - навязывание мнения с целью рекламы и продажи идеи, предмета или программы; другая цель - стимулировать продавца и возможного покупателя. Нацелено на большие политические массы, чтобы убедить их поверить, что определенноя точка зрения или окружение - это благо. Подчеркивается узконаправленное обучение ради определенной цели, чтобы стать кем-то или обучать исполнению обязанностей. Цель индивидуализирована, скрытые задачи (изменение человека происходит шаг за шагом, чтобы сделать его слугой лидеров).
Терпимость к другим мнениям Уважительное отношение к различиям. Подавление конкуренции. Стараются уменьшить оппозицию. Осведомленность о различиях. Неуважительное отношение к различиям.
Методы Образовательные методы. От слабого до сильного убеждения. Откровенное убеждение, иногда неэтичное. Дисциплинарные методы. Ненадлежащие и неэтичные методы.


Тактики программ реформирования мышления построены так, чтобы:

  • Дестабилизировать чувство собственного "я" человека;
  • Заставить человека полностью переосмыслить историю собственной жизни, полностью изменить свое мировоззрение и принять новое объяснение реальности и причинности;
  • Развить в человеке зависимость от организации и таким образом сделать его послушным слугой организации.

 

Таблица 3.3. Критерии реформирования мышления
Условия (Сингер) Темы (Лифтон) Стадии (Шейн)
  1. Человека держат в неведении относительно того, что происходит, и того, что имеют место изменения.
 
  1. Размораживание.
  1. Контроль времени человека, а если возможно и физического окружения.
  2. Создание чувства беспомощности, скрытого страха и зависимости.
  3. Подавление старого поведения и установок человека.
  1. Контроль окружения.
  2. Загрузка языка.
  3. Требование чистоты.
  4. Исповедь.
 
  1. Внедрение нового поведения и установок.
  1. Мистическая манипуляция.
  2. Доктрина превыше личности.
  1. Изменение.
  1. Создание жесткой системы логики, не допускаются новые идеи и критика.
  1. Священное знание.
  2. Разделение существования.
  1. Замораживание.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: