Прежде, чем остановится на мероприятиях, содействующих развитию внешнеторговой деятельности Российской Федерации, следует обратиться к прогнозу развития данной деятельности.
Внешнеторговая деятельность России с учётом таких факторов как сложные отношения России с зарубежными странами, введённые западными странами санкции, снижение цен на нефть, события на Ближнем востоке не может в своём развитии рассчитывать на улучшение показателей в ближайшие годы. Делая прогноз на 2015-2017 годы в данном направлении, не стоит сбрасывать со счетов то, что сырьевая направленность российского экспорта, недостаточно развитая торговля продукцией обрабатывающей промышленности, введенные санкции - это реальность, которая будет сохраняться неопределённый, но в рамках прогноза продолжительный период.
И эти условия отрицательно скажутся на росте экспорта и импорта. Значительно осложнит ситуацию и конкуренция на внешних рынках. Тем не менее, сырьевая структура экспорта не изменится и практически в том виде, в котором есть сейчас, сохранится к 2017 году, несмотря на достаточно невысокие цены на нефть. В 2015 году экспорт уменьшится с 512 млрд. долларов США в 2014 году до 495 млрд. долларов США в 2015 году.
|
|
На рисунке 9 представлена динамика экспорта России, как видно из графика рост будет незначительным даже при оптимистичном варианте прогнозов, при этом помимо сокращения стоимости экспорта будет сокращаться и физический объем.
Рис.9. Динамика экспорта России
Товарная структура, как уже было сказано, сохранится – лидирующую долю будет занимать нефть, газ, черные металлы. Однако небольшие сдвиги все же произойдут, доля нефти и газа снизится в пользу металлов и других товаров. Это можно увидеть на рисунке 10.
Рис. 10. Изменение товарной структуры экспорта РФ
Так, ожидается увеличение долей экспорта по ряду товаров. Доля продукции химической промышленности в структуре экспорта увеличится с 5,7 % в 2014 году до 6,2 % в 2017 году, продовольственных товаров – с 3,6 до 4,0 %, древесины – с 2,4 до 2,8 %, доля металлов и изделий из них – с 7,9 до 8,8 %, машин, оборудования и транспортных средств – с 5,5 до 6,5 процента. В основном это связано с возможным развитием этих производств.
Импорт товаров прогнозируется в 2017 году на уровне 342 млрд. долларов США (восстановление до уровня 2013 года). Несмотря на продовольственное эмбарго, ожидается, что темпы роста импорта будут выше, чем экспорта. В прогнозный период прирост импорта ускорится с 2,5 % в 2015 году до 3,3 % в 2017 году, при этом физический прирост импорта также ускорится с 1,3 до 2,2 % в год, рост цен ожидается на уровне 1 процента. На рисунке 11 представлена динамика импорта, а также его прогноз до 2017 года.
|
|
Рис. 11. Динамика импорта, прогноз до 2017 года.
При этом также прогнозируется, что в структуре импорта произойдут изменения, уменьшится доля потребительских товаров и увеличится доля товаров промышленного назначения.
Среди основных торговых направлений, Россия не сможет полноценно наращивать объемы торговли с СНГ (во многом из-за российско-украинского кризиса). Снизится торговля и с большинством стран дальнего зарубежья, за исключением Китая, Кореи, Индии[16].
Опираясь на вышеприведенный прогноз, можно определить основные мероприятия, содействующие развитию внешнеэкономической деятельности Российской Федерации. Правительством Российской Федерации 15 апреля 2014 года было принято Постановление № 330 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности».
Целью программы является усиление позиций Российской Федерации в глобальной экономике, улучшение качественных параметров внешнеэкономической деятельности, повышение вклада внешнеэкономической сферы в решение задач модернизации национального хозяйства.
К задачам программы относятся:
- мобилизация возможностей и преимуществ международного экономического сотрудничества для продвижения интересов Российской Федерации на мировом рынке,
- обеспечения устойчивого, инновационно ориентированного развития национальной экономики;
- максимально полное раскрытие потенциала экономической интеграции в рамках Евразийского экономического союза в интересах ускорения социально-экономического развития Российской Федерации и других государств - членов Евразийского экономического союза;
- формирование системы институтов и механизмов развития внешнеэкономической деятельности, обеспечивающих конкурентоспособные условия деятельности российских компаний на мировом рынке;
- совершенствование системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации и в рамках Таможенного союза для эффективной защиты экономических интересов Российской Федерации и других государств - членов Таможенного союза в процессе дальнейшей интеграции в систему мирового хозяйства;
- совершенствование нормативного регулирования в сфере таможенных правоотношений, а также совершенствование правоприменительной практики, в том числе в целях снижения рисков функционирования единой таможенной территории Таможенного союза;
- повышение эффективности функционирования системы пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации с учетом задач развития внешнеэкономической деятельности.
Данная программа включает в себя ряд подпрограмм:
- подпрограмма 1 «Реализация приоритетных направлений внешнеэкономической деятельности в процессе международного экономического сотрудничества»;
- подпрограмма 2 «Формирование Евразийского экономического союза»;
- подпрограмма 3 «Создание национальной системы поддержки развития внешнеэкономической деятельности»;
- подпрограмма 4 «Совершенствование системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности»;
- подпрограмма 5 «Совершенствование таможенной деятельности»;
- подпрограмма 6 «Обеспечение развития системы пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации для осуществления внешнеэкономической деятельности».
Сфера реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности» охватывает все значимые вопросы развития и регулирования внешнеэкономической деятельности, включая:
- двустороннее, региональное и многостороннее экономическое сотрудничество Российской Федерации с зарубежными странами;
|
|
- развитие экономической интеграции в формате Таможенного союза и Единого экономического пространства с перспективой формирования Евразийского экономического союза;
- существующие и проектируемые институты и механизмы развития внешнеэкономической деятельности;
- систему государственного регулирования внешнеэкономической деятельности с учетом отнесения широкого круга вопросов внешнеэкономического регулирования к предмету регулирования законодательства Таможенного союза;
- развитие таможенной деятельности, таможенно-логистической инфраструктуры и системы таможенного администрирования;
- функционирование системы пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации с учетом расширения внешнеэкономической деятельности.
Участие государства в развитии внешнеэкономической деятельности заключается в создании благоприятных условий для ее развития на национальном (система поддержки и регулирования внешнеэкономической деятельности) и межгосударственном (в рамках сотрудничества с зарубежными странами, участия в региональных интеграционных объединениях, международных организациях и форумах) уровнях.
Приоритеты государственной политики в сфере внешнеэкономической деятельности определены в соответствии со стратегическими документами и включают:
- формирование (через институты, механизмы и инструменты международного экономического сотрудничества) необходимых и достаточных условий для достижения стратегических целей Российской Федерации в мировой экономике и повышения вклада внешнеэкономической сферы в решение задач инновационно ориентированной модернизации национального хозяйства;
- создание интегрированного Евразийского экономического пространства (единого рынка) государств - членов Евразийского экономического союза, обеспечивающего свободное перемещение товаров, услуг, капитала и рабочей силы;
- создание конкурентоспособной (по сравнению с лучшей зарубежной практикой) и доступной для широкой массы предпринимателей национальной системы институтов и механизмов развития внешнеэкономической деятельности;
|
|
- формирование системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, эффективно обеспечивающей национальные интересы и интересы российского бизнеса в процессе международного экономического сотрудничества с учетом изменившихся условий внешней среды. Реализация данного приоритета тесно связана с осуществлением наднациональных полномочий в сфере регулирования внешнеэкономической деятельности Евразийской экономической комиссией, эффективностью механизма выработки и принятия решений в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства и степенью влияния Российской Федерации на эти процессы;
- эффективное обеспечение интересов участников внешнеэкономической деятельности Российской Федерации и Таможенного союза в целом в сфере экономики и безопасности систем таможенного администрирования и пропуска через государственную границу Российской Федерации.
Субъекты Российской Федерации в целях обеспечения реализации Программы осуществляют деятельность по следующим направлениям:
- разработка и реализация во взаимодействии с уполномоченными федеральными органами программ развития внешнеэкономической деятельности;
- оказание поддержки деятельности организациям инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность;
- разработка и осуществление организационных и иных мероприятий, мер и механизмов в интересах региональных участников внешнеэкономической деятельности;
создание и поддержка региональных информационных ресурсов для участников внешнеэкономической деятельности;
- содействие наращиванию региональных компетенций в сфере внешнеэкономической деятельности, в том числе путем организации программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере внешнеэкономической деятельности на базе высших учебных заведений и тренинговых центров, расположенных в субъектах Российской Федерации;
- содействие развитию на региональном уровне общественного диалога по вопросам развития внешнеэкономической деятельности в целях совершенствования мер, механизмов и инструментов поддержки внешнеэкономической деятельности, распространения лучших практик в сфере внешнеэкономической деятельности;
- содействие формированию региональных объединений производителей и экспортеров для выработки консолидированной позиции регионального бизнеса по вопросам развития внешнеэкономической деятельности;
- содействие повышению эффективности использования средств федерального бюджета, выделяемых на развитие внешнеэкономической деятельности субъектов Российской Федерации;
- осуществление координации деятельности различных организаций и программ в сфере развития внешнеэкономической деятельности на территории субъектов Российской Федерации в целях получения синергического эффекта и избежания нецелесообразного дублирования функций, мер и механизмов по развитию внешнеэкономической деятельности.
Принятая программа рассчитана на 6 лет. Ее реализация позволит в первую очередь:
- совершенствовать экспортную специализацию РФ;
- снизит долю машин, оборудования и транспортных средств в экспорте товаров;
- приведет к увеличению в 1,5 раза числа организации - экспортеров товаров
- существенно повысит место Российской Федерации в рейтинге Всемирного банка;
- улучшит условия и параметры международного экономического сотрудничества для Российской Федерации;
- приведет к выходу на качественно новый уровень торгово-экономического сотрудничества со странами Содружества Независимых Государств, Европейского союза, Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества, Ассоциации государств Юго-Восточной Азии, с Бразилией, Индией, Китаем и Южно-Африканской Республикой в рамках реализации модернизационной и проинтеграционной повестки развития отношений;
- увеличит объемы торговли Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза и Единого экономического пространства несырьевыми товарами и услугами;
- приведет к формированию динамичного и эффективного регионального интеграционного объединения с участием Российской Федерации - Евразийского экономического союза, базирующегося на полномасштабной системе межгосударственных соглашений, наднациональных и межгосударственных институтов.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы.
1. Ситуацию на внешнеполитической арене осложняют отношения России с зарубежными странами, введённые западными странами санкции, снижение цен на нефть, события на Ближнем востоке и мн. др.
2. В целях развития внешнеэкономической деятельности Российской Федерации. Правительством Российской Федерации 15 апреля 2014 года было принято Постановление № 330 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности».
3. К приоритетным мероприятиям государственной политики в сфере внешнеэкономической деятельности, определенными в соответствии со стратегическими документами, относятся:
- во-первых, формирование необходимых и достаточных условий для достижения стратегических целей Российской Федерации в мировой экономике и повышения вклада внешнеэкономической сферы в решение задач инновационно ориентированной модернизации национального хозяйства;
- во-вторых, создание интегрированного Евразийского экономического пространства (единого рынка) государств - членов Евразийского экономического союза, обеспечивающего свободное перемещение товаров, услуг, капитала и рабочей силы;
- в-третьих, создание конкурентоспособной (по сравнению с лучшей зарубежной практикой) и доступной для широкой массы предпринимателей национальной системы институтов и механизмов развития внешнеэкономической деятельности;
- в-четвертых, формирование системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, эффективно обеспечивающей национальные интересы и интересы российского бизнеса;
- в-пятых, эффективное обеспечение интересов участников внешнеэкономической деятельности Российской Федерации и Таможенного союза в целом.
Субъекты Российской Федерации в целях обеспечения реализации Программы также осуществляют деятельность по основным направлениям развития внешнеэкономической деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Происходящие во внешнеэкономическом комплексе России преобразования коренным образом меняют и облик российской экономики. Значение этих перемен важно с точки зрения их воздействия на взаимоотношения Российской Федерации с Европейским союзом, США, странами Центральной и Восточной Европы, а в конечном итоге - и на всю систему международных экономических отношений.
Сфера внешнеэкономической торговли дает огромные возможности для становления и развития экономики, формирования бюджета страны, поддержания благосостояния народа. Нынешняя модель взаимодействия России с мировым рынком не соответствует ни ее потенциальным возможностям, ни долговременным экономическим интересам.
В условиях неопределенной ситуации на внешнеполитической арене, осложняющих отношения России с зарубежными странами, введёнными западными странами санкциями, снижением цен на нефть, событиями на Ближнем востоке и многим другим возникла необходимость приятия определенных мер для «оживления» внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности.
Так, в целях развития внешнеэкономической деятельности Российской Федерации. Правительством Российской Федерации 15 апреля 2014 года было принято Постановление № 330 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности».
К приоритетным мероприятиям государственной политики в сфере внешнеэкономической деятельности, определенными в соответствии со стратегическими документами, относятся:
- формирование необходимых и достаточных условий для достижения стратегических целей Российской Федерации в мировой экономике и повышения вклада внешнеэкономической сферы в решение задач инновационно ориентированной модернизации национального хозяйства;
- создание интегрированного Евразийского экономического пространства (единого рынка) государств - членов Евразийского экономического союза, обеспечивающего свободное перемещение товаров, услуг, капитала и рабочей силы;
- создание конкурентоспособной (по сравнению с лучшей зарубежной практикой) и доступной для широкой массы предпринимателей национальной системы институтов и механизмов развития внешнеэкономической деятельности;
- формирование системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, эффективно обеспечивающей национальные интересы и интересы российского бизнеса;
- эффективное обеспечение интересов участников внешнеэкономической деятельности Российской Федерации и Таможенного союза в целом.
Субъекты Российской Федерации в целях обеспечения реализации Программы также осуществляют деятельность по основным направлениям развития внешнеэкономической деятельности.
Принятая программа рассчитана на 6 лет. Ее реализация позволит в первую очередь:
- совершенствовать экспортную специализацию РФ;
- снизит долю машин, оборудования и транспортных средств в экспорте товаров;
- приведет к увеличению в 1,5 раза числа организации - экспортеров товаров
- существенно повысит место Российской Федерации в рейтинге Всемирного банка;
- улучшит условия и параметры международного экономического сотрудничества для Российской Федерации;
- приведет к выходу на качественно новый уровень торгово-экономического сотрудничества со странами Содружества Независимых Государств, Европейского союза, Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества, Ассоциации государств Юго-Восточной Азии, с Бразилией, Индией, Китаем и Южно-Африканской Республикой в рамках реализации модернизационной и проинтеграционной повестки развития отношений;
- увеличит объемы торговли Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза и Единого экономического пространства несырьевыми товарами и услугами;
- приведет к формированию динамичного и эффективного регионального интеграционного объединения с участием Российской Федерации - Евразийского экономического союза, базирующегося на полномасштабной системе межгосударственных соглашений, наднациональных и межгосударственных институтов.