Технология научно-исследовательской деятельности

Неигровые методы

Анализ конкретной ситуации. Задается реальная ситуация, которая имела те или иные последствия (положительные или отрицательные). Учащиеся должны вычленить проблему, сформулировать ее, определить, каковы были условия, какие выбирались средства решения проблемы, были ли они адекватны и почему и т. д. В данном случае анализируется уже свершившееся действие.

Решение ситуаций. Моделируется нерешенная ситуация. Учащиеся должны не только сформулировать проблему, но, разделившись на группы, разработать варианты ее решения. Затем организуется "защита" решений, коллективное обсуждение.

Приведем основные требования к характеристикам общения в системе ИмТО:

· доброжелательность, неагрессивность предложений, обращений и т.д.;

· возможность свободного проявления чувств. Психологи установили, что усвоение детьми конвенциональных норм может привести к подавлению их истинных чувств, к неуверенности, а это значительно снижает способность к творчеству;

· развитие эмпатийных отношений. Имитационная технология основана на активном участии обучающихся в творческих коллективных поисках, а это предполагает развитие умения чувствовать другого человека, умение сопереживать, сочувствовать;

· использование способов ненасильственного общения, например таких, как свобода выбора; снятие или ограничение запретов(особенно формальных, во внешнем поведении); акцентирование на хорошем (позитивное подкрепление ответов); допущение ошибок при формировании нового; приемы доверия, авансирования похвалы и т. д.;

· развитие умений понимать, принимать и признавать других людей, выработка установок децентрации, т. е. способности встать на позицию другого, даже не соглашаясь с ним по существу вопроса;

· развитие умений воспринимать ситуации (ответы, предложения) не как хорошие или плохие, а как ситуации, требующие размышления, рассуждения, разрешения, т. е. воспринимать ихкак проблемные ситуации.

Методы анализа и решения конкретных ситуаций, познавательно-дидактические, ролевые и деловые игры можно представить как своеобразную "матрешку", которая сначала должна быть дана в разобранном виде. Это означает, что обучающихся нужно постепенно готовить к играм. Начинать следует с анализа и решения конкретных ситуаций, где модели объекта и отношений уже заданы в готовом виде. Затем по сложности следуют познавательно-дидактические игры, которые могут проводиться в виде простейших элементов занимательности, в виде копирования научных, культурных, социальных явлений (конкурс знатоков, конференция, "Поле чудес" и т. д.) и в виде предметно-содержательных моделей (например, игры-путешествия, когда надо разработать рациональный маршрут, пользуясь различными картами; составление сказок и т. д.).

Познавательные игры могут содержать уже элементы ролевых игр, которые представляют большую сложность для учащихся. После получения опыта разыгрывания ролей ученики достаточно подготовлены к деловым играм. Таким образом, чтобы участники игр действовали компетентно, желательно по определенной теме организовать систему имитационных методов, изучая материал через анализ и решение ситуаций, познавательные, ролевые и деловые игры.

Бурхинова А.В. – методист отделения металлообработки

1. Понятие технологии в образовании

Технология — от греческих слов techn (искусство, ремесло, наука) и logos (понятие, учение). В словаре иностранных слов: «технология — совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов (металлов, химических…)».

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (из толкового словаря)

. Педагогическая технология есть продуманная во всех деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для обучающихся и преподаватели. Педагогическая технология предполагает реализацию идеи полной управляемости учебным процессом.

3. К современным педагогическим технологиям относятся:

1. Личностно-ориентированные технологии обучения:

а. Технология педагогических мастерских

б. Технология обучения как учебного исследования

в. Технология коллективной мыследеятельности (КМД)

г. Технология эвристического обучения

д. Метод проектов

е. Вероятностное образование (А. Лобок)

ж. Развивающее обучение - РО (Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д. Б. Эльконин),

з. "Школа диалога культур - " ШДК" (В.С. Библер),

и. Гуманитарно-личностная технология "Школа жизни" (Ш.А. Амонашвили),

к. Преподавание литературы как искусства и как человекоформирующего предмета (Е.Н. Ильин),

л. Дизайн-педагогика.

2. Предметно-ориентированные технологии обучения

а. Технология постановки цели

б. Технология полного усвоения (по материалам М. В. Кларина)

в. Технология педагогического процесса по С. Д. Шевченко

г. Технология концентрированного обучения

д. Модульное обучение.

3. Информационные технологии.

а. ИКТ

б. Технологии дистанционного обучения

4. Технологии оценивания достижений обучающихся

а. Технология "Портфолио"

б. Безотметочное обучение

в. Рейтинговые технологии

5. Интерактивные технологии

а. Технология «Развитие критического мышления»

б. Технология проведения дискуссий

в. Технология «Дебаты»

г. Тренинговые технологии

Технология научно-исследовательской деятельности - логически выверенная последовательность действий педагогов по организации научно-исследовательской деятельности обучающихся.

Главная цель любого исследования - установление истины через «наблюдение» за объектом, по возможности без вмешательства в его «внутреннюю жизнь».

По мнению учёных, исследования в техникуме используются в деятельности трёх видов: в опытно-экспериментальной, научно-исследовательской и в проектно-исследовательской деятельности.

Опытно-экспериментальная работа – это деятельность различных субъектов системы образования по разработке, апробированию и внедрению методик и технологий обучения, воспитания, новых механизмов управления в системе образования, контроля качества образования, а также по другим направлениям.

Научно-исследовательская деятельность – это деятельность обучающихся и преподавателей, связанная с решением ими творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.

Проектно-исследовательская деятельность - это совместная учебно-познавательная деятельность обучающихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.

Необходимо подчеркнуть, что исследования студентов и чисто научное исследование существенно различаются. Главной целью исследования в образовательном учреждении является развитие личности, приобретение учащимся навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения самостоятельно получаемых знаний, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке.

Преподаватели спецдисциплин обязаны вести научно-исследовательскую деятельность в рамках своего предмета.

Под научно-исследовательской деятельностью обучающихся мы понимаем такую деятельность, при которой они ставятся в ситуацию, когда сами решают какую-то актуальную проблему под руководством педагога или научного руководителя, решают исследовательские задачи с заранее неизвестным результатом.

Главное в этой технологии – логически выверенная последовательность действий педагогов по организации научно-исследовательской деятельности обучающихся, в которой мы выделяем 6 главных этапов:

1.Определение традиций по организации НИР

2.Определение тем, объектов и научных руководителей исследований.

3.Определение форм оперативного обучения начинающих исследователей азам научно-исследовательской деятельности.

4.Выбор методики НИР, позволяющей включить в научно-исследовательскую деятельность студентов всей группы.

5.Проведение научно-исследовательской работы и обобщение её результатов.

6.Защита своей работы на научно-практической конференции или участие в конкурсе исследовательских работ.

Самый сложный этап технологии организации НИД - определение форм оперативного обучения начинающих исследователей азам научно-исследовательской деятельности.

В целях решения данной проблемы можно использовать возможности профильного обучения, предложив для обучающихся, желающих заниматься научно-исследовательской деятельностью, два элективных курса, цель которых с разных позиций помочь учащимся овладеть основными навыками исследовательской деятельности:

· Школа начинающего исследователя

· Основы культуры мышления и развитие навыков исследовательского поведения.

Кроме предлагаемых элективных курсов, всем преподавателям, ведущим спецпредметы, предлагается с целью формирования навыков исследовательской деятельности познакомиться самим и на первых уроках познакомить студентов с методом последовательной адаптации обучающихся к проведению исследования, который помогает студенту выбрать объект и осознать процесс исследования.

Согласно этому методу студент-исследователь должен пройти четыре последовательных этапа:

· Выбор темы исследования.

· Сбор информации, связанной с объектом исследования.

· Оформление результатов исследования

· Защита результатов исследования.

Для решения проблемы включения в исследовательскую деятельность всех обучающихся, можно использовать возможности метода проекта: предлагаем ребятам перечень тем для исследовательской работы и просим объединиться в группы по 2-3 человека для работы над темой, по которой ребята в течение учебного года и продолжают работать.

Мы считаем, что правильно организованная работа с ребятами по включению их в серьёзную научно-исследовательскую деятельность позволяет сформировать у них следующие качества:

o коммуникативные – слушать и понимать других, выражать себя, находить консенсус;

o презентационные – построение устного доклада о проделанной работе, выбор способов и форм наглядного представления результатов деятельности;

o поисковые – находить информацию по каталогам, справочникам, энциклопедиям, в Интернете.

По нашему мнению, исследовательская работа обеспечивает значительный прирост в знаниях и умениях профилирующих предметов, способствует обоснованности выбора будущей профессии, воспитывает наблюдательность, развивает представления студентов о межпредметных связях, воспитывает культуру умственного труда и стремление к самообразованию.

И хотя далеко не каждый студент свяжет свою работу с наукой, но вся эта деятельность всё равно окажет на него определённое положительное влияние, о котором, перефразируя Дистервега, можно сказать так: без стремления к научной работе человек «неизбежно попадает во власть трёх демонов: механичности, рутинности, банальности».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: