Управление как специфическая деятельность человека

Тема 1. Сущность менеджмента. Концепция эволюции управления.

Основные вопросы:

1. Управление как специфическая деятельность человека.

2. Менеджмент как особый тип управления организацией в рыночной системе хозяйствования.

3. Понятие менеджмента как социального и предпринимательского управления.

4. Эволюция управления — развитие технологий управления в процессе разделения труда, социальных функций и ролей меж­ду людьми.

Цель – раскрыть роль менеджмента вобеспечении взаимодействия личных, групповых и государственных интересов в соответствии с господствующими отношения­ми собственности; изложить развитие технологий управления.

С момента рождения человек становится частицей первичной общности – семьи. Постепенно он включается в новые социальные группы – сверстников, соседей, сослуживцев. Происходит естественное общение, взаимодействие по разным основаниям, координация усилий, объединенных общим делом. Люди, движимые интересами в удовлетворении своих потребностей, в достижении определенных целей, создают разнообразные социальные организации. Такое объединение усилий, обмен действиями, специально организованными для изменений в физическом или социальном окружении определяется понятием – «взаимодействие социальное». Элементарной единицей активности является действие, представленное через цели, средства и условия [8]. Как правило, оно имеет не рефлекторный, спонтанный, а планомерный и последовательный характер с определенными механизмами достижения поставленных целей. Различаются действия физические, биологические, психические, логические, социальные. В рамках последних рассматриваются управленческие действия, обеспечивающие социальное управление. Последовательность действий, ведущих к предполагаемому результату и составляет процесс деятельности. Возникающие потребности в обеспечении своей жизнедеятельности пробуждают многочисленные интересы, которые мотивируют те или иные действия и перерастают в совместную целенаправленную деятельность.

Деятельность человека в социаль­ной системе определяется по­стоянно меняющимися программами культурной жизнедеятельности. Они передаются посредством культурных кодов, языками, а не на основе биологических механизмов, заданных генетически и транслируемых на­следственным кодом как это имеет место в сообществе природных существ. Их активность проявляется только для приспособления к среде обитания и обеспечения собственного существования. Человек преобразует природу согласно своим потребностям и интересам, создает особую среду — искусственный мир культуры. Одновременно формируется он сам: меняется его внешняя, телесная природа, развивается и обогащается внутренний мир. Природные связи со средой заменяются социокультурными [5].

Деятельность человека является главным его атрибутивным свойством (неотделимым от бытия) — это осознаваемое, целенаправленное, свободное и творчески вариативное проявление активности *; способ отношения (волевой акт) к внешнему миру, состоящий в его преобразовании (практическом освоении). Культуролог Ерасов Б.С. включает в эту категорию «как всякую целесообразную производствен­ную деятельность, направленную на изменение окружающего мира, так и те компоненты поведения, которые делают возмож­ным производство или же предстают как формы отвлечения от производства (в том числе досуг, отдых, игра). Для эмпирических исследований могут быть выделены самые разнообразные виды деятельности (более ста), каждый из кото­рых может быть охарактеризован через цель, бюджет времени, социальную направленность, частоту и т.п.» [1]. Философская трактовка предполагает подразделение деятельности на: материально-практическую, общественно-политическую, научно-познавательную, инновационно-технологическую, социально-духовную [15]. В сфере последней прикладная культурология рассматривает социально-культурную деятельность как создание, освоение, сохранение, распространение и дальней­шее развитие ценностей культуры. Социально-культурная деятельность предполагает целенаправленное регулирование, заключающееся в создании материальных, организационных, технологических условий и благоприятного социально-психологического климата.

Деятельность характеризуется предметностью, т.е. отражением в сознании преобразованных объектов внешнего мира, и субъективностью, т.е. осмысленной активностью индивида, свободным выбором направления своих действий, своей специальности или профессии.

Преобразовательная деятельность человека определяется понятием «практика» – от гр. praktikos – деятельный, активный. Практика – преобразующее воздействие на материальный мир и общество с помощью искусственно созданных орудий и средств; общение людей в процессе деятельности; приемы, навыки, обычные способы какой-нибудь работы, опыт; одна из форм обучения: применение и закрепление в действии знаний, полученных теоретическим путем [4].

Фундаментальным и определяющим видом практической деятельности людей является труд — производство материальных и духовных благ, сопровождающееся различными формами связей и общения людей, преобразованием общественных условий и отношений, развитием самого человека, его способностей, умений, навыков и знаний.

Первыми человеческими объединениями были группы для добывания пищи, защиты от стихии, нападения врагов. Взаимодействие людей выявило потребность в согласовании совместных усилий. Люди действовали подчиняясь командам (указаниям) одного из своих. Усилия разделялись на отдельные движения, операции, составляя единый активный организм. Чем искусней был подающий команды, тем успешней продвигалось общее дело. В течение длительного исторического времени человеческие общности расширялись, вовлекая все большее и большее число людей и их групп. Взаимосвязи усложнялись, приобретая многообразие видов и подходов. И всегда во взаимодействии происходило согласование, выбор необходимых действий, их комбинирование, определение последовательности, корректировка и т.д. Это и есть управление, т.е. воздействие - направленное на кого-либо, что-либо действие, меняющее ситуацию, побуждающее двигаться в нужном направлении, добиваться необходимого результата. Это не обязательно принуждение, но также и стимулирование.

На уровне общества управление предопределяется социальным характером труда, процессом общения людей, которые реализуют цели и действуют на основе определенных правил и норм поведения.

Социальное управление есть воздействие на общество и его отдельные части, элементы с целью упорядочивания структуры, сохранения целостности, качественной специфики данной социальной организации, ее воспроизводства, совершенствования и развития. Первоэлементом социального управления является воздействие на интересы людей, исходя из целей совместного труда, из потребности согласовывать индивидуальные работы и действия.

Интерес [от лат. interest - имеет значение, важно] — предмет заинтересованности, желания и побудительных мотивов действий. Выделяют материальные, духовные, денежные, имущественные интересы; интересы человека, социальной группы, фирмы, отрасли, региона, коллективов, национальные. Интересы реализуются, осознаваясь, в виде запросов, требований, желаний иметь самое необходимое для воспроизводства своей жизнедеятельности. Интерес обладает объективными свойствами, вытекающими из его природы: стремление к обособлению, автономии, эгоистичности, и одновременно с этим — к объединению, союзу, бескорыстию, призыву к действиям, возможности задержать или ускорить общественное развитие. Интерес выступает в качестве уникального средства общения людей. Он сводит их в тесные сплоченные группы или же разводит в разные стороны, являясь проводником нравственных отношений.

Поэтому в каждом акте социальной жизнедеятельности на первом месте стоит учет интересов. Особенно это важно в управлении, так как только понимая и затрагивая интересы можно побуждать действовать. Управленческие воздействия могут быть прямыми и косвенными (опосредованными), формальными и неформальными, жесткими и мягкими, явными и скрытыми, постоянными и эпизодическими и т.п. Кроме того, они могут иметь экономический, социально-психологический или организационный характер. Следовательно, менеджер всегда может выбрать вид воздействия в зависимости от конкретной ситуации и характера решаемой задачи.

Суть управления проявляется в движении социальных интересов, направляемых властью и складывающихся на основе существующих в обществе отношений собственности. Интересы, собственность и власть являются важнейшими составляющими управления.

Любая деятельность человека содержит в себе в качестве необходимого и объективного элемента управление, от которого зависит реальность предвидения результата, четкость и согласованность совместной работы, заинтересованность каждого в общем результате. Управление определяет качество результата, время его получения, затраты усилий, соответствие потребностям [7].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: