Виды технико-экономических показателей

Технико-экономические показатели для оценки проектов планировки и застройки подразделяются на абсолютные и относительные.

Абсолютные показатели выражают количество тех или иных конкретных величин (га, м2, км, численность населения и т.п.). Они характеризуют только данный проект.

Относительные показатели получают путем сопоставления абсолютных показателей (например, процентное отношение площади улиц к общей площади населенного пункта, площадь под зелеными насаждениями общего пользования, приходящаяся на одного жителя, и т.п.). С помощью этих показателей можно сравнивать между собой варианты одного и того же проекта, а также проекты разных населенных мест.

Абсолютные и относительные показатели могут быть натуральными и стоимостными. Технико-экономические показатели могут охватывать всю территорию населенного пункта (показатели «брутто») или только часть ее (показатели «нетто»).

Система показателей для оценки планировочных решений жилой зоны.

Оптимальное по степени рациональности и экономичности градо - строительное решение выбирается при сопоставлении расчетов по разным вариантам планировки и технико-экономических показателей (Приложение 8):

· общая площадь проектируемой территории, га;

· жилой фонд, м2;

· численность населения, чел.;

· плотность населения, чел./га.

Общая площадь территории жилого района определяется как сумма территорий входящих в его состав микрорайонов, участков общественных зданий районного значения, бульваров, садов, всех улиц, расположенных в пределах его границ (площадь магистральных улиц, ограничивающих район, включается в его территорию от оси улицы до красной линии).

Общая площадь территории микрорайонов определяется в границах красных линий (при этом в нее не включается площадь участков, занимаемых учреждениями районного значения и расположенных в этих границах).

Жилой фонд определяется как сумма общей площади квартир всех домов.

Общая площадь квартир определяется как сумма площадей всех помещений, встроенных шкафов, а также лоджий, балконов, веранд, террас и холодных кладовых, подсчитываемых со следующими понижающими коэффициентами: для лоджий, веранд и холодных кладовых - 0,5, для балконов и террас - 0,3.

Плотность жилого фонда брутто - это отношение общей площади в жилых домах к площади всей жилой зоны.

Ее определяют по формуле:

Пбрж1, (7)

где Пбр - плотность жилого фонда брутто, м2 /га;

Пж - общая площадь в жилых домах, м2;

П1 - общая площадь жилой зоны, га.

Плотность жилого фонда брутто зависит от типов жилых домов, размеров приусадебных участков и кварталов, площади улиц и проездов, площади под зелеными насаждениями общего пользования, площадей участков, непригодных под застройку, но расположенных в границах населенного пункта. Плотность жилого фонда нетто - отношение общей площади в жилых домах к площади жилой территории.

Ее рассчитывают по формуле:

Пнтж2, (8)

где Пнт -плотность жилого фонда нетто, м2/га;

Пж - общая площадь в жилых домах, м2;

П2 - площадь жилой территории, на которой размещаются жилые дома, га.

На плотность жилого фонда нетто влияют только типы жилых домов и площадь жилых территорий. В связи с тем, что застройка сельских населенных мест осуществляется различными типами жилых домов, плотность жилого фонда нетто необходимо определять для каждой строительной зоны.

Численность населения зависит от нормы жилищной обеспеченности, которая выражается в количестве общей площади квартиры на одного человека (величина переменная, зависит от состояния экономики страны) и равна для настоящего времени 18м2 /чел.

Плотность населения на территории жилого района и микрорайона характеризуется количеством жителей, приходящихся на 1 га территории (величина переменная, зависящая от нормы жилищной обеспеченности). Плотность населения определяет плотность застройки и характеризует целесообразность использования территории. Расчетную плотность населения территории жилого района принимают в соответствии с принятыми законодательно утвержденными нормативами, с учетом числа зон различной степени градостроительной ценности территории. Степень градостроительной ценности территории зависит от стоимости земли, плотности инженерных и транспортных коммуникаций, насыщенности общественными объектами, наличием историко-культурных и архитектурно-ландшафтных ценностей.

Расчетная плотность населения на территории микрорайона зависит от климатической характеристики района размещения населенного пункта (рекомендуемая плотность населения для подрайонов, расположенных севернее 58° сш, будет выше плотности населения для подрайонов, находящихся южнее 58° сш). Плотность населения определяет плотность застройки и характеризует целесообразность использования. Расчетные значения плотности населения для жилого района меньше, чем для микрорайона, так как территория жилого района включает больше площади, отводимой под нежилую застройку, чем микрорайон, и часть магистральных улиц, расположенных в его пределах. Так как плотность населения является основным показателем экономичности и рациональности использования территории жилых комплексов, то при проектировании всегда следует стремиться к повышению показателя плотности населения, используя для этого различные архитектурно-планировочные приемы.

Плотность застройки определяется как процентное отношение площадей, непосредственно занятых зданиями, к площади территории, на которой они размещены.

Важным технико-экономическим показателем, характеризующим проект планировки, является баланс территории. В балансе территории показывают площади по всем видам ее использования на первую очередь строительства и на расчетный срок. Для жилой зоны при составлении плана общие площади жилых территорий вычисляют отдельно: по строительным зонам (одноэтажной, блокированной застройки), площади территорий общественного назначения, под улицами, дорогами и площадями, а также участков, непригодных под застройку (овраги, водоемы и др.), но расположенных в границах населенного пункта. Все эти показатели, выраженные в гектарах и процентном отношении, заносят в таблицу «Баланс территории» (Приложение 11).

Помимо этих технико-экономических показателей приводятся данные о численности населения и обеспеченности его жилым фондом.

Для экономической оценки проекта планировки и застройки большое значение имеет определение ориентировочных капитальных затрат на первую очередь строительства. Эти данные сводятся в специальную таблицу.

Приведенные выше основные технико-экономические показатели могут быть дополнены и другими: протяженность уличной сети, линейная плотность застройки, средние и максимальные радиусы обслуживания учреждениями культурно-бытового назначения и др.

Технико-экономическая оценка проекта планировки проводится в процессе проектирования путем сопоставления различных вариантов. Окончательно проект оценивают по завершении проектирования.

Показатели для оценки планировки производственной зоны. В производственной зоне осуществляются различные процессы производства. Поэтому при оценке экономической целесообразности планировки и застройки производственной зоны, прежде всего, анализируют условия, созданные для правильной организации технологических процессов. Затем рассчитывают технико-экономические показатели, основными из которых являются баланс территории, плотность застройки производственных комплексов, коэффициент использования территории в каждом комплексе, стоимость строительства и благоустройства.

В балансе территории для производственной зоны вычисляют площади производственных комплексов, санитарно-защитной зоны, площади под дорогами, проездами, площадками для стоянки автомашин и других территорий в пределах производственной зоны.

Плотность застройки определяют для каждого производственного комплекса в процентах так же, как и в жилой зоне.

Коэффициент использования территории определяется как отношение площади, полезно используемой в каждом комплексе (непосредственно под застройку, для устройства выгульных дворов, площадок, дорожек, окаймляющего участок озеленения), к площади, занятой комплексом. Чем он ближе к единице, тем полнее и полезнее использована территория комплекса.

Технико-экономические показатели проекта планировки городского промышленного района. (Приложение 10).

Планировка городского промышленного района оценивается путем сравнения показателей, характеризующих технические, экономические и планировочные качества принимаемых решений.

В целях применения единой методики для оценки проектно-планировочных решений по городским промышленным районам технико-экономические показатели рекомендуется определять следующим образом:

1. Площадь городского промышленного района определяется как сумма участков, отведенных или занятых под:

· площадки промышленных предприятий (в ограде или в отведенных границах);

· объекты, обслуживающие эти предприятия;

· общественные и научно-технические центры;

· отвалы и отходы производства;

· транспортные сооружения и устройства;

· резервные территории для расширения перечисленных объектов и строительства новых;

· санитарно-защитные зоны предприятий;

· участки, непригодные для строительства по природным или другим условиям, но расположенные на территории района;

· автомобильные дороги, улицы и площади.

Территория района может определяться более упрощенно в границах, намеченных по генеральному плану города.

2. Площадь, занимаемая площадками промышленных предприятий и других объектов, определяется как сумма их площадей (в оградах или в отведенных границах), а также объектов, расположенных вне их оград, но относящихся к данным предприятиям (подсобные объекты, отвалы и пр.).

3. Резервные территории определяются как сумма участков, предусмотренных для расширения предприятий и связанных с ними объектов, для размещения новых предприятий (вне ограды).

4. Площадь общественного и научно-технического центров определяется но границам проектного освоения.

5. Площадь озеленения района определяется как сумма участков, занятых проектируемыми и существующими насаждениями вне площадок предприятий.

6. Длина железнодорожных путей определяется по их протяженности в пределах территории района в км (исключая пути, расположенные на промышленных площадках) и исчисляется от мест присоединения к путям общей сети МПС до границ предприятий и объектов, обслуживаемых подъездными путями.

7. Длина автомобильных дорог определяется по их протяженности в пределах района (исключая дороги, расположенные в ограде промышленных предприятий) и исчисляется от мест присоединения к до рогам общего пользования до границ предприятий.

8. Площадь в гектарах, занимаемая железными дорогами, определяется как площадь в границах полосы отвода, а для отдельных путей – по общей их длине, умноженной на 5 м (для колеи 1520 км) и на 3 м (для колеи 750 мм). Площадь, занимаемая автомобильными и железными дорогами при расположении их в насыпях или в выемках, исчисляется по бровке выемки или по подошве насыпи.

9. Площадь автомобильных дорог, улиц и участков для автотранспорта определяется как площадь в красных линиях и границах участков.

10. Неиспользуемые территории определяются как сумма площадей участков, которые не могут быть полезно использованы для строительства из-за природных и других условий (оползни, горы, овраги, карсты, болота, водоемы, участки затопляемые, а также занятые подработкой полезных ископаемых и т. п.).

11. Коэффициент занятости территории района исчисляется как отношение суммы промышленных площадок предприятий и других объектов, а также резервных территорий, которые могут быть использованы для строительства предприятий и других объектов, к общей площади района.

12. Коэффициент использования территории определяется как отношение суммы промышленных площадок и других объектов, резервных территорий, железнодорожных подъездных путей, автомобильных дорог, транспортных и других устройств, площадок для стоянок автомобильного транспорта, эстакад и т. п. к общей площади района. Следует учитывать относительную ценность этого показателя, так как он может быть очень высоким при неудовлетворительном решении в целом (излишняя длина дорог, большие площади покрытия и.т.д.).

13. Коэффициент озеленения исчисляется как отношение площади, занятой зелеными насаждениями вне площадок предприятий и других объектов, к общей территории района.

14. Численность трудящихся определяется как сумма всех занятых во всех сменах, на всех объектах в районе, включая транспорт, связь, обслуживание и т.д.

15. Грузооборот определяется как сумма объемов внешних, внутрирайонных (межзаводских) годовых перевозок отдельных предприятий, а также объектов, обслуживающих данный район. Грузооборот по отдельным видам транспорта определяется как сумма внешних и межзаводских годовых перевозок соответственно по видам транспорта (железнодорожному, автомобильному, водному, конвейерному, канатно-подвесным дорогам и другим видам).

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: