Понятие «Военная доктрина» имеет глубокие исторические корни. Слово «доктрина» латинское, означает учение, научная или философская теория, система, руководящий теоретический или политический принцип. (БСЭ. 1971 г. Т. 8, стр. 403).
Еще в царской армии предпринимались попытки разработки Военной доктрины, к сожалению неудачные.
В 18 веке Россия имела победоносную армию, сильную национально-государственным духом, руководствующуюся поучениями Петра I, «наукой побеждать» выдающихся русских полководцев Румянцева П. А., Суворова А. В., Кутузова М. И.
С середины 19 века начинается период неудачных войн. Анализируя их причины, лучшие представители русской армии осознали, что важнейшей из них является отсутствие у государства Военной доктрины. Отсюда стихийность в военном строительстве, в подготовке войск и их материальном обеспечении, отсутствие планов применения армии и флота для решения задач обороны страны.
В 1911 году на страницах газеты «Русский инвалид» возникает спор о необходимости, сущности и содержании доктрины. При этом одни авторы обосновывали ее необходимость для государства, другие утверждали, что доктрина должна быть чисто армейской и только для самой армии. Некоторые офицеры полагали, что нет необходимости в самостоятельной разработке доктрины, достаточно взять немецкую либо английскую или какую другую. Высказывались также мнения и о ненужности доктрины вообще. Через некоторое время дискуссия была запрещена царем и военным министром.
После октября 1917 года, спор о доктрине вели руководители военного ведомства Л.Д. Троцкий и М.В. Фрунзе. Сильнейший импульс этой дискуссии дал выдающийся мыслитель Александр Свечин. Он настаивал на том, чтобы доктрина разрабатывалась на основе военно-исторической работы, чтобы не было прямых заимствований при ее разработке, она должна иметь, прежде всего, отечественные корни, «родиться из нашего сознания», - как он выразился. Однако на съезде командного состава Украины и Крыма фактически происходит отказ от идеи единой Военной доктрины. Красная армия строилась на классовой основе, в связи с задачами мировой революции и требованиями марксистской идеологии. Отказ от Военной доктрины обернулся очередной неподготовленностью страны и ее Вооруженных сил к следующей войне.
На основе Концепции национальной безопасности РФ была разработана и утверждена Указом Президента от 21 апреля 2010 г. № 706 «Военная доктрина Российской Федерации».
Военная доктрина представляет собой совокупность официальных взглядов (установок), определяющих военно-политические, военно-стратегические и военно-экономические основы обеспечения военной безопасности Российской Федерации.
Важнейшее теоретическое и практическое значение определения военной доктрины имеет то, что она излагает систему не только официальных взглядов, но и обязательных государственных требований.
Главным при определении идеологии российской Военной доктрины являются современные требования к этому документу: преемственность, адекватность потенциальным угрозам и социально-экономическим возможностям государства, сочетание военных и невоенных средств обеспечения военной безопасности, соответствие законодательству Российской Федерации и международным законодательным актам, восприимчивость к изменениям.
Содержательный статус раскрывается сущностью Военной доктрины. Определение выражает ее суть как совокупность взглядов и установок, относящихся к обеспечению военной безопасности. Он (статус) устанавливает военную безопасность предметом изучения Военной доктрины и определяет её как единый, целостный документ, раскрывающий совокупность положений доктринального масштаба, изложенных в соответствии с диалектической взаимосвязью военной политики, стратегии и военной экономики.
Правовой статус Военной доктрины определяется тем, что она является обязательным документом на всей территории нашей страны, для всех органов исполнительной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций (независимо от форм собственности), на которые российским законодательством возложена ответственность за решение задач военной безопасности. Ее правовую базу составляют: Конституция, Концепция национальной безопасности, федеральные законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, а также международные обязательства нашей страны в области обеспечения военной безопасности.
На Военную доктрину возлагаются: регулятивная, декларативная и рефлексивная функции.
Регулятивная функция призвана регулировать отношения в оборонной сфере между различными институтами государства.
Декларативная функция путем открытого декларирования военно-политических и стратегических установок рассеивает опасения других государств относительно намерений России в военной области.
Рефлексивная функция закладывает свойство рефлексивного управления поведением другой, соперничающей стороны путем декларирования определенных рекомендаций по применению военной силы в конкретных ситуациях.
Следует особо учесть, что, будучи выражением военной политики, которая в свою очередь является частью общей политики государства, Военная доктрина базируется на экономике. Экономика влияет на Военную доктрину, определяя возможности государства по содержанию и оснащению вооружённых сил, количество и качество вооружения, военной техники, запасов различных ресурсов, т.е. материальную основу ведения войны. Экономически развитое государство может тратить на военные нужды 6-7% от валового национального продукта (ВНП) в год, что позволяет содержать Вооружённые силы численностью 1% от населения страны без особого ущерба для экономики и социальной сферы. Эти показатели могут быть приняты как исходные данные при разработке Военной доктрины государства.
Качественное совершенствование средств и способов вооруженной борьбы, возможность достижения военно-политических целей не прямыми, не контактными действиями предопределяют особую опасность современных войн для народов и государств, обуславливают жизненную необходимость принятия исчерпывающих мер для их предотвращения, мирного урегулирования противоречий на ранних стадиях их возникновения. Древнейший военный теоретик человечества, китайский полководец Сунь-Цзы (VI в. до н.э.) в своем трактате «О войне» писал: «Сто раз сразиться и сто раз победить — это не лучшее из лучших. Лучше победить, не сражаясь». Действительно, оптимальность защиты национальных интересов России и достижения других политических целей без применения военной силы очевидна. Но насколько это возможно в современных условиях?
Военная доктрина Российской Федерации дает ответы на этот и следующие вопросы:
- как предотвратить военный конфликт (войну или вооружённый конфликт);
- каковы угрозы военной безопасности, их источники;
- каков будет характер возможной войны (вооруженного конфликта);
- какие цели и задачи, стоят перед Вооружёнными силами в войнах и вооруженных конфликтах;
- каковы должны быть состав и структура военной организации государства и направления ее строительства;
- как осуществлять подготовку военной организации государства к войне или применению военной силы;
- каким способом вести войну или боевые действия в вооруженном конфликте.
Военная доктрина базируется на политике и экономике, ее главными структурными элементами являются военно-политические, военно-стратегические и военно-экономические основы обеспечения военной безопасности России и ее союзников.
Российская Федерация поддерживает готовность к ведению войн и участию в вооруженных конфликтах исключительно в целях предотвращения и отражения агрессии, защиты целостности и неприкосновенности своей территории, обеспечения военной безопасности Российской Федерации, а также ее союзников в соответствии с международными договорами, с учетом характера современных войн, который определяется их военно-политическими целями, средствами достижения этих целей и масштабами военных действий.
В соответствии с этим современная война (вооруженный конфликт) может быть:
- по военно-политическим целям - справедливой (не противоречащей Уставу ООН, основополагающим нормам и принципам международного права, ведущейся в порядке самообороны стороной, подвергшейся агрессии); - несправедливой (противоречащей Уставу ООН, основополагающим нормам и принципам международного права, подпадающей под определение агрессии и ведущейся стороной, предпринявшей вооруженное нападение);
-по применяемым средствам - с применением ядерного и других видов оружия массового уничтожения; с применением только обычных средств поражения;
- по масштабам - война- локальной, региональной, крупномасштабной (мировой), а вооруженный конфликт внешним или внутренним (приграничным).
Основные общие черты современной войны:
- влияние на все сферы жизнедеятельности человечества;
- коалиционный характер;
- широкое использование непрямых, неконтактных и других (в том числе нетрадиционных) форм и способов действий, дальнего огневого и электронного поражения;
- активное информационное противоборство, дезориентация общественного мнения в отдельных государствах и мирового сообщества в целом;
- стремление сторон к дезорганизации системы государственного и военного управления;
- применение новейших высокоэффективных (в том числе основанных на новых физических принципах) систем вооружения и военной техники;
- маневренные действия войск (сил) на разрозненных направлениях с широким применением аэромобильных сил и десантов войск специального назначения;
- поражение войск (сил), объектов тыла, экономики, коммуникаций на всей территории каждой из противоборствующих сторон;
- проведение воздушных кампаний и операций;
- катастрофические последствия поражения (разрушения) предприятий энергетики (прежде всего атомной), химических и других опасных производств, инфраструктуры, коммуникаций, объектов жизнеобеспечения;
- высокая вероятность вовлечения в войну новых государств, эскалации вооруженной борьбы, расширения масштабов и спектра применяемых средств, включая оружие массового уничтожения;
- участие в войне наряду с регулярными нерегулярных вооруженных формирований.
Обеспечение военной безопасности Российской Федерации:
- поддержание готовности к применению потенциала ядерного сдерживания;
- защита Государственной границы РФ, воздушного пространства и подводной среды;
- выполнение РФ союзнических обязательств в соответствии с международными договорами;
- силовое обеспечение режима международных санкций, введенных на основании решения СБ ООН;
- обеспечение режима ВП (ЧП) в соответствии с решениями высших органов государственной власти;
- осуществление миротворческих операций по мандату ООН или СНГ;
- предупреждение чрезвычайных ситуаций, ликвидация их последствий;
- борьба с международным терроризмом, предотвращение и пресечение диверсий и терактов.
Военная безопасность Российской Федерации обеспечивается всей совокупностью имеющихся в ее распоряжении сил, средств и ресурсов. Военную безопасность России обеспечивает военная организация государства (ВОГ). Она включает в себя:
- Вооруженные Силы Российской Федерации, составляющие ее ядро и основу;
- другие войска, воинские формирования и органы, предназначенные для выполнения задач безопасности военными методами, а также органы управления ими.
- часть промышленного и научного комплекса страны, предназначенная для обеспечения задач военной безопасности.
Главной целью военной организации государства является обеспечение гарантированной защиты национальных интересов и военной безопасности Российской Федерации и ее союзников.
Военная организация России постоянно развивается. На современном этапе основными направлениями ее развития являются:
- приведение структуры, состава и численности компонентов ВОГ в соответствие с задачами обеспечения военной безопасности с учетом экономических возможностей страны;
- повышение качественного уровня, эффективности и безопасности функционирования технологической основы системы государственного и военного управления;
- совершенствование военно-экономического обеспечения ВОГ на основе концентрации и рационального использования финансовых средств и материальных ресурсов;
- совершенствование стратегического планирования на принципе единства применения Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск;
- повышение эффективности функционирования систем подготовки кадров,
военного образования, оперативной: и боевой подготовки, воспитания военнослужащих, всех видов обеспечения, а также военной науки;
- совершенствование системы комплектования;
- повышение эффективности системы эксплуатации и ремонта вооружения и военной техники;
- совершенствование специального информационного обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск, органов управления ими;
- укрепление законности, правопорядка и воинской дисциплины;
- реализация государственной политики по укреплению престижа военной службы;
- развитие международного военного (военно-политического) и военно-технического сотрудничества;
- совершенствование нормативной правовой базы строительства, развития и применения военной организации государства, а также системы ее отношений с обществом.
Приоритетной задачей современного этапа военного строительства является проведение комплексной военной реформы, обусловленной радикальными изменениями военно-политической обстановки, задач и условий обеспечения военной безопасности Российской Федерации. В рамках военной реформы осуществляется взаимосвязанное, скоординированное реформирование всех компонентов военной организации государства.
Руководство строительством, подготовкой и применением военной организации государства, обеспечением военной безопасности Российской Федерации осуществляет Президент Российской Федерации, который является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации организует оснащение Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск вооружением, военной и специальной техникой, обеспечение их материальными средствами, ресурсами и услугами, осуществляет общее руководство оперативным оборудованием территории Российской Федерации в интересах обороны, а также иные функции по обеспечению военной безопасности, установленные федеральным законодательством.
Министерство обороны Российской Федерации координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам обороны, разработку концепций строительства и развития других войск, заказы на вооружение и военную технику для них, разрабатывает с участием соответствующих федеральных органов исполнительной власти концепцию развития вооружения, военной и специальной техники и федеральную государственную программу вооружения, а также предложения по государственному оборонному заказу.
Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации является основным органом оперативного управления Вооруженными Силами Российской Федерации, координирующим деятельность и организующим взаимодействие Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск по выполнению задач в области обороны. Под его общим руководством осуществляется подготовка граждан к военной службе, воинский учет, а также учет транспортных средств, предназначенных для Российских Вооруженных Сил и других войск.