double arrow

Военно-патриотический клуб как общественное явление


Заключение


Данная концепция не претендует на полное и всестороннее решение вопросов, которые в ней представлены. Она ориентирована на переоценку и пересмотр ряда традиционных представлений, определений в одном из важнейших направлений воспитания и, следовательно, на создание условий для перемен в организации, формах и методах практической деятельности соответствующих социальных и государственных институтов, включая Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы.

При разработке концепции был использован ценный отечественный и зарубежный опыт в развитии у молодежи гражданственности, патриотизма, готовности к достойному служению Отечеству. Концепция имеет открытый характер, основывается на демократических началах и доступна для участия в ее совершенствовании и развитии различных научных и учебных заведений, общественных движений и объединений, регионов с собственными инициативами и проектами.

Реализация теоретических предложений и практических рекомендаций, изложенных в концепции, являющихся основой для решения важнейших задач воспитания молодежи, улучшения ее качественных характеристик, повышения уровня ее готовности к выполнению социально значимых функций в различных сферах жизни общества и его военной организации в интересах их успешного реформирования и укрепления, предполагает сосредоточение огромных усилий на всех уровнях и направлениях этой деятельности.
Необходимо сделать все возможное для того, чтобы становление и развитие каждого молодого человека как гражданина и патриота России обеспечивалось гармонично взаимодействующими в достижении данной цели социальными и государственными институтами, макро- и микроусловиями, факторами. Только в этом случае можно рассчитывать на успешное решение одной из наиболее важных проблем российского общества и его военной организации, значение которой в сложный и противоречивый период их развития трудно переоценить.

Представила: Железнова Л.Б. Дата: 15.12.98 Концепция военно-патриотического воспитания детей и молодежи представляет собой современное понимание военно-патриотического воспитания как одного из приоритетных направлений деятельности государственных институтов в условиях реформирования общества, Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. Содержание концепции раскрывается посредством изложения совокупности основных идей, положений, определяющих направленность, характер и другие компоненты воспитания патриотизма, готовности к достойному служению Отечеству у российской молодежи в современных условиях. При этом учитывается опыт и достижения прошлого, реалии и проблемы сегодняшнего дня, тенденции развития важнейших сфер нашей жизни. Концепция представляет собой систематизированное и последовательное изложение теоретических основ военно-патриотического воспитания молодежи, обоснование его исходных установок, целей, содержания, задач, принципов, направлений, форм, методов, а также условий обеспечения эффективности этой деятельности в процессе взаимодействия ее субъектов — соответствующих министерств, ведомств, общественных объединений и организаций, органов местного самоуправления. Сущность этой деятельности определяется, с одной стороны, интересами и требованиями военной и других, связанных с ней, видов государственной службы к личности, с другой — интересами общества и самой личности, ее отношением к проблемам, решаемым государственными институтами в целях укрепления обо-роноспособности и безопасности страны. Цель и задачи военно-патриотического воспитания Военно-патриотическое воспитание — многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности к своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Цель военно-патриотического воспитания — развитие у молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у нее профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и других, связанных с ней, видов государственной службы, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности. Для достижения этой цели требуется выполнение следующих основных задач: • проведение научно-обоснованной управленческой и организаторской деятельности по созданию условий для эффективного военно-патриотического воспитания молодежи; • утверждение в сознании и чувствах мо-лодежи патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышение престижа государственной, особенно во-енной службы; • создание новой эффективной системы военно-патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у молодежи верности к Отечеству, готовности к достойному служению обществу и государству, честному выполнению долга и служебных обязанностей; • создание механизма, обеспечивающего эффективное функционирование целостной системы военно-патриотического воспитания молодежи, в том числе проходящей службу в рядах Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов.   Содержание военно-патриотического воспитания В содержании военно-патриотического воспитания можно выделить два основных, тесно взаимосвязанных между собой компонента. Первый из них характеризуется более широкой социально-педагогической направленностью. Он основывается на таких элементах как: позитивные мировоззренческие взгляды и позиции по основным социальным, историческим, нравственным, политическим, военным и другим проблемам, важнейшие духовно-нравственные, деятельностные качества (любовь к Родине, уважение к законности, ответственность за выполнение конституционных обязанностей по защите Отечества и обеспечению безопасности его граждан и другие). Социально-педагогический компонент содержания является доминирующим и составляет его ядро. Только сформировав личность гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, интересами, установками, мотивами деятельности и поведения, можно рассчитывать на успешное решение более конкретных задач по подготовке к ре-ализации функции защиты Отечества, к военной и другим, связанным с ней, видам государственной службы. В современных условиях, когда решается проблема профессионализации личного состава Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, значительно возрастают роль и значение специфического компонента содержания военно-патриотического воспитания. Это предполагает его более глубокую и последовательную дифференциацию, основательную и всестороннюю разработку в соответствии с теми конкретными задачами (и прежде всего практического характера), которые возлагаются на защитников Отечества в процессе прохождения военной и других, связанных с ней, видов государственной службы. Специфический компонент военно-патриотического воспитания характеризуется значительно большей конкретной и деятельностной направленностью. Практическая реализация этого содержания призвана обес-печить: глубокое понимание каждым молодым человеком своей роли и места в служении Отечеству, основанном на высокой личной ответственности за вы-полнение требований военной и государственной службы; убежденность в необходимости выполнения функции защиты Отечества в современных условиях; формирование основных качеств, свойств, навыков, привычек, необходимых для успешного выполнения обязанностей в рядах Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. Основой содержания специфического компонента является любовь к Отечеству, верность граж-данскому и воинскому долгу, воинская честь, храбрость, стойкость, самоотверженность, доблесть, мужество, взаимовыручка. В современных условиях в содержании военнопатриотического воспитания молодежи в качестве приоритетных вы-деляются следующие духовно-нравственные ценности: • гражданственность, надклассовость, надпартийность, надкорпоративность; • общенациональность в государственном масштабе; • приоритет общественно-государственных интересов над личными; • лояльность к основам государственного и общественного строя, к существующей политической системе; • патриотизм, преданность своему Отечеству; • преемственность, сохранение и развитие лучших традиций Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов; • самоотверженность и способность к преодолению трудностей и лишений; • гуманизм и нравственность, чувство собственного достоинства; • социальная активность, ответственность, нетерпимость к нарушениям норм мо-рали и права.   Основополагающие принципы и направления их реализации Среди основополагающих принци-пов военно-патриотического воспитания, представляющих собой исходные руководящие положения при осуществлении практической деятельности в этой сфере, выделяются: научность; гуманизм; демократизм; приоритетность исторического, культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций; системность, преемственность и непрерывность в развитии молодежи, с учетом особенностей ее различных категорий; многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания; его направленность на развитие возможностей, способностей и качеств каждой личности на основе индивидуального подхода; тесная и неразрывная связь с другими видами воспитания. Реализация этих принципов в процессе военно-патриотического воспитания молодежи призвана обеспечить развитие у нее нового, по-настоящему заинтересованного отношения к военной и государственной службе, готовности к достойному выполнению функции по защите Отечества, и осуществляется по следующим основным направлениям: Духовно-нравственное — осознание личностью высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности и поведении. Оно включает: развитие высокой культуры и образованности, осознание идеи, во имя которой проявляется готовность к достойному служению Отечеству, формирование высоконравственных, профессионально-эти-ческих норм поведения, качеств воинской чести, ответственности и коллективизма. Историческое — познание наших корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе и государстве. Оно включает: изучение многовековой истории Отечества, места и роли России в мировом историческом процессе, военной организации в развитии и укреплении общества, в его защите от внешних угроз, понимание особенностей менталитета, нравов, обычаев, верований и традиций наших народов, героического прошлого различных поколений, боровшихся за независимость и самостоятельность страны. Политико-правовое — формирование глубокого понимания конституционного и воинского долга, политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, военной политики, основных положений концепции безопасности страны и военной доктрины, места и роли Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в политической системе общества и государства. Включает ознакомление с законами государства, особенно с правами и обязанностями гражданина России, с функциями и правовыми основами деятельности военной организации общества, осознание положений Военной присяги, воинских уставов, требований командиров, начальников, старших должностных лиц. Патриотическое — воспитание важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы россиян. Оно включает: беззаветную любовь и преданность своему Отечеству, гордость за принадлежность к великому народу, к его свершениям, испытаниям и проблемам, почитание национальных святынь и символов, готовность к достойному и самоотверженному служению обществу и государству. Профессионально-деятельностное — формирование добросовестного и ответственного отношения к труду, связанному со служением Отечеству, стремления к активному проявлению профессионально-трудовых качеств в интересах успешного выполнения служебных обязанностей и поставленных задач. Оно включает: мотивы, цели и задачи, ценностные ориентации профессионально-деятельностной самореализации личности, профессиональные притязания и нацеленность на достижение высоких результатов деятельности, способность результативно и с высокой эффективностью выполнять служебные обязанности и достигать конкретных целей, умение прогнозировать и реализовывать планы своего профессионального роста. Психологическое — формирование у молодежи высокой психологической устойчивости, готовности к выполнению сложных и ответственных задач в любых условиях обстановки, способности преодолевать тяготы и лишения военной и других видов государственной службы, важнейших психологических качеств, необходимых для успешной жизни и деятельности в коллективе подразделения, части. Оно включает: изучение и прогнозирование социально-психологических процессов в воинских и других коллективах, профилактику негативных явлений и проявлений девиантного поведения, снятие психологической напряженности, преодоление стресса, формирование психологических качеств с учетом особенностей различных категорий личного состава, каждой личности, индивидуально-воспитательная работа в процессе профессионального отбора и на основе его результатов.   Воспитание на воинских традициях, представляющих собой устойчивые, исторически сложившиеся, передаваемые из поколения в поколение специфические формы отношений в военной организации общества в виде порядка, правил и норм поведения, духовных ценностей, нравственных установок и обычаев, связанных с выполнением учебно-боевых задач, организацией военной и других видов государственной службы и быта. Важнейшими воинскими традициями, оказывающими наибольшее воспитательное воздействие на молодежь, являются: верность военной присяге, Боевому Знамени и Военно-Морскому флагу, служение интересам народа, а не отдельным политическим партиям и их лидерам; самоотверженность и самопожертвование в бою ради достижения общей победы: массовый героизм и мужество в период, когда решается судьба независимости Отечества; воинская доблесть, умение стойко переносить трудности военной службы; демократизм взаимоотношений между военнослужащими и взаимное доверие; гуманное отношение к поверженному врагу, населению зарубежных стран и пленным. Все эти направления органически взаимосвязаны между собой, объединены в процессе практической деятельности целью, задачами, духовно-нравственными и мировоззренческими основами, принципами, формами и методами военно-патриотического воспитания.   Система военно-патриотического воспитания Цель, задачи, содержание и принципы военно-патриотического воспитания реализуются на практике посредством функционирования сложной разветвленной системы, включающей различные звенья, структуры, органы, всё многообразие путей, форм , методов и средств осуществления этой деятельности. Система военно-патриотической работы представляет собой установленные или сложившиеся порядок, содержание воспитательной деятельности на всех её уровнях, начиная с первичного коллектива, группы и заканчивая высшими органами управления. Назначение системы состоит в обеспечении на практике комплексного учета всех факторов, влияющих на военно-патриотическое воспитание, в созда-нии необходимых условий и механизмов, способствующих повышению эффективности в процессе выполнения им задач в интересах общества, государства, укрепления Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. Основным институтом, обеспечивающим организацию всей системы данного направления воспитания, ее функционирование и контроль за его эффективностью и конечными результатами, является государство. Оно организует процесс воспитания подрастающего поколения на уровне дошкольного и прежде всего семейного воспитания, школы, при получении профессионального образования, на уровне местных органов самоуправления, в министерствах, ведомствах и т.д. Военно-патриотическое воспитание молодежи — одно из направлений государственной молодежной политики России на этапе переходного периода и на долговременную перспективу.   Система военно-патриотического воспитания включает: 1. Формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в детских дошкольных учреждениях, в общеобразовательной и высшей школе, в других типах учебных заведений. 2. Массовую патриотическую и военно-патриотическую работу, организуемую и осуществляемую государственными и общественными органами и организациями, органами местной власти и управления, органами и организациями Вооруженных Сил, военкоматами, организациями и объединениями воинов запаса, ветеранов, правоохранительными органами и организациями, соответствующими структурами других войск, воинских формирований и органов, РОСТО, Госкомспорта, Минздрава, некоторыми общественными движениями и организациями молодежи и др. (патриотические и военно-патриотические, культурно-исторические и военно-исторические, военно-технические и военно-спортивные и другие клубы и объе-динения, специальные школы, курсы, различные кружки, спортивные секции; клубы, учебные пункты будущего воина, офицера; месячники и дни патриотической работы, вахты памяти, поисковая деятельность, военно-спортивные игры, походы и т.д.). 3. Деятельность средств массовой информации, творческих союзов, особенно работников культуры и искусства, соответствующих научных, молодежных ассоциаций, организаций, в той или иной мере направленную на рассмотрение, освещение и поиск решения проблем патриотического воспитания, на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества. Организация и проведение военнопатриотической работы предполагает использование целого комплекса соответ-ствующих форм, которые могут быть дифференцированы на три основные группы. Первая группа, обусловленная общеразвивающим компонентом содержания военно-патриотического воспитания, включает в себя весьма обширные и многообразные формы общепатриотического характера. Они используются, главным образом, в условиях осуществляемого в системе учебно-воспитательных учреждений (всех основных уровней) процесса или в виде дополняющих его элементов (учебных занятий) по самым различным учебным дисциплинам, особенно гуманитарным, на специализированных факультетах, кружках, курсах, секциях и др.; беседы, утренники, вечера вопросов и ответов, "круглые столы", встречи с ветеранами, воинами запаса и военнослужащими; совершенствование учебно-материальной базы начального военного обучения и т.д. Вторая группа, обусловленная спецификой содержания военно-патриотического воспитания, менее разнообразна и характеризуется большей военной и военно-прикладной направленностью. Эти формы, проводимые преимущественно в виде практических занятий, работ, раз-личных игр и т.д., включают, в частности, ознакомление подростков и юношей с жизнью и деятельностью войск, с особенностями службы и быта военнослужащих (военно-технические кружки, тактические учения, тактико-строевые занятия, военно-спортивные игры, секции по военно-прикладным видам спорта и т.п.). Наиболее перспективным в плане высокоэффективного выполнения задач военно-патриотического воспитания является применение комплексных комбинированных ин-тегрированных форм, оптимально сочетающих как общее, так и специфическое в его содержании, образующих третью группу. К ней относятся такие формы, как оборонно-спортивный оздоровительный лагерь, учебные сборы, патриотические клубы и объединения различной на-правленности, университеты будущего воина, офицера, школы юных моряков, летчиков, пограничников, десантников и некоторые другие. Эти формы включают в себя различные, многоплановые мероприятия, которые проводятся системно, с определенной цикличностью, в соответствии с научно обоснованными организационными условиями. Тем самым в значительной мере преодолевается разрыв между теоретическими и практико-прикладными компонентами военно-патриотического воспитания, между его общеразвивающей направленностью и специфическими задачами.   Осуществление патриотического воспитания предполагает использование системы средств, которая включает три основных компонента: материально-технический, образовательный и организационный. К материально-техническим средствам относятся учебные аудитории, классы и кабинеты для занятий по начальному военному обучению, музеи, места сражений, памятники, захоронения, специализированные школы, патриотические и военно-патриотические клубы, техника, специальное оборудование, оружие, макеты, учебные поля, спортивные городки, тиры, тренажеры, а также соответствующие средства массовой информации, произведения литературы и искусства. Образовательные средства включают основные теоретические и научно-практические рекомендации по организации и проведению военно-патриотического воспитания, по формированию взглядов, убеждений, потребностей и интересов, воспитанию любви к родине, готовности к отстаиванию ее свободы и независимости, по выработке общественного мнения о проблеме обеспечения и укрепления стабильности и безопасности общества, о государственных и социальных институтах, участвующих в реализации функции защиты Отечества, о военной и альтернативной службе и др. Организационные средства патриотического воспитания — это весь комплекс мероприятий, осуществляемых с исполь-зованием материально-технических и образовательных средств, проводимых в соответствующих формах, максимально ре-ализующих общие и специфические задачи по формированию и развитию личности гражданина и патриота. Все три группы средств патриотического воспитания тесно взаимосвязаны, до-полняют друг друга и только комплексное их использование в процессе взаимодействия субъекта и объекта этой деятельности спо-собствует достижению ее главной цели.   Основные направления и условия повышения эффективности системы военно-патриотического воспитания При определении основных направлений повышения эффективности системы военно-патриотического воспитания необходимо: а) прежде всего, следует исходить из наличия в российском обществе и его военной организации необходимых предпосылок, огромного, невостребованного еще потенциала воспитания, патриотизма, достойного служения Отечеству как реальной основы для создания условий для коренного улучшения этой деятельности; б) обеспечить тесную взаимосвязь в процессе воспитания различных, почти не связанных между собой структур и органов управления воспитательной работой. Эти направления должны быть обусловлены необходимостью преодоления деформированных и негативных сторон воспитания, испытывающего воздействие целого ряда неблагоприятных и даже противодействующих факторов. Наконец, руководители и организаторы воспитательной работы должны иметь все условия, располагать всеми необходимыми средствами для эффективного использования качественно новых форм и методов этой деятельности в целях достижения ее конечного результата. В соответствии с этим можно выделить следующие основные направления и условия: Информационно-разъяснительное обеспечение - утверждение патриотизма, конституционного долга, готовности к достойному служению Отечеству в качестве важнейших ценностей в сознании и чувствах молодежи, особенно в тесной связи с интересами государства и общества; активное использование в этих целях средств массовой информации, особенно военно-периодической печати; преодоление при этом сложившихся стереотипов и комплексов негативного плана. Научно-теоретическое обеспечение - значительная активизация исследований в сфере военно-патриотического воспитания молодежи, использование результатов разработок в практической деятельности с цепью ее коренного улучшения в условиях изменений, происходящих в обществе. Обоснование и обогащение содержания воспитательной работы посредством вклю-чения в него культурно-исторического, духовнонравственного и других компонентов, важнейших достижений в области социально-гуманитарных наук, а также современной военной мысли. Педагогическое и методическое обеспечение — фундаментальная разработка комплекса учебных и специальных программ и методик по организации и проведению военно-патриотической работы в ее различных формах, использование всего многообразия педагогических форм и средств с учетом особенностей той или иной категории молодежи. Развитие и совершенствование форм и методов военно-патриотического воспитания. Регулярное издание соответствующей литературы, ос-вещающей эту сферу деятельности с учетом инноваций, передового учебно-воспитательного опыта. Обеспечение взаимодействия субъектов Федерации и их структур в системе военно-патриотического воспитания — повышение эффективности этой системы, функциональных возможностей ее основных субъектов, создание на уровне Федерации, регионов и местного самоуправления межведомственных и межрегиональных комиссий по реализации цели и задач по формированию у молодежи гражданственности, патриотизма, готовности к достойному служению Отечеству. Разработка модели реализации основных направлений деятельности по воспитанию молодежи в регионах Российской Федерации. Дополнительные сведения по проблемам военно-патриотического воспитания молодежи, ее подготовки к защите Отечества В истории России патриотическому воспитанию молодежи всегда отводилась главенствующая роль, что позволяло воспитывать у воинов высокий моральный дух, героизм, мужество, инициативу и стойкость в бою. Сила и отвага россиян на полях сражений множилась осознанием славных побед наших предков на Чудском озере, на Куликовом поле, при изгнании чужеземных захватчиков с русской земли в 1612 и 1812 годах, в других сражениях и войнах. Высокий патриотизм россиян был отражен и в девизах "За Веру, Царя и Отечество", "За нашу Советскую Родину", с которыми они шли в бой и побеждали. Сегодня патриотизм востребован в стране пока недостаточно, а пять-шесть лет назад подвергался даже серьезным нападкам. Неприязнь к своему, российскому, стала доминантой психики немалой части нашего населения. Беспечность ряда граждан и особенно среди молодежи выросла до такого предела, что уже не обращается внимание на военные приготовления в других государствах, всерьез заявляется о ненужности Российских Вооруженных Сил. Это подтверждают и результаты социологических опросов. Например, лишь 1,8% молодых людей связывают счастье личной жизни с возможностью приносить пользу обществу, тогда как 35% опрошенных заяви-ли о готовности покинуть Россию, а около 70% — о ненужности военной службы. В другом случае, когда социологические исследования проводились в воинских коллективах, на вопрос: "Что из общечело-веческих ценностей вы будете защищать в первую очередь, рискуя своей жизнью?" Ответы распределились в следующем порядке: на первое место 78% опрошенных военнослужащих поставили свою семью и ближайших родственников, 55% — родную землю, личную свободу и независимость, 30% — законность и порядок в стране и только 5% — идеалы гражданственности. Порой отрицательное влияние на молодежь оказывают и средства массовой информации. Как отмечалось в 1996 г. в письме в "Красную звезду" известных военачальников, общественных деятелей, ученых, мастеров культуры "... эфир и пресса переполнены материалами, порочащими Вооруженные Силы России, унижающими честь и достоинство человека в военной форме. Кроме того, героем средств массой информации становится дезертир, юноша, уклоняющийся от военной службы или отказывающийся выполнять приказ командира, а сама служба преподносится как своеобразная форма наказания. В результате армия стала объектом насмешек и нелюбви среди определенной части населения и прежде всего молодежи призывного возраста". В сложившихся условиях обществу необходимо повернуться лицом к проблеме патриотического воспитания молодежи. Воспитание современной молодежи на примерах истории, приобщение ее к опыту предшествующих поколений является основным условием того, что здоровый патриотизм может и должен стать нормой нашего общества, что традиционные понятия чести, воинского долга вновь возобладают среди большинства граждан. О том, что это возможно и вполне реально, подтверждают многочисленные примеры мужества и отваги, проявленные военнослужащими Министерства обороны РФ в Чеченской Республике, где 1 16 воинам было присвоено звание Героя Российской Федерации. Военно-патриотическое воспитание молодежи стало улучшаться с середины 1994 г., когда в государстве и его органах, Вооруженных Силах стало очевидной, негативная роль антипатриотизма. Положительно содействовала этому подготовка к 50-летию Победы советского на-рода над фашистской Германией и милитаристской Японией, создание необходимой матери-альной базы. Праз-днование 300-летия Российского флота способствовало дальнейшему усилению наметившейся тенденции. В результате в стране несколько повысился авторитет Вооруженных Сил и военной службы, сравнительно удовлетворительно прошел призыв молодежи в армию, на флот и в другие войска в 1996 году и весной 1997 г. Однако этого пока недостаточно. Необходимо, чтобы идеей патриотизма глубоко проникся каждый гражданин Российской Федерации. У нас есть богатый опыт решения про-блемы обучения и воспитания молодежи, подготовки ее к военной службе. Прежде армия и школа имели тесные контакты: к воинским частям, кораблям, учреждениям прикреплялись подшефные школы. Солдаты, матросы, офицеры были нередкими гостями на школьных мероприятиях, а ребята в воинских частях. Выпускники, уходя в армию, поступая в военные училища, не прекращали связи со своими классами, школами, вели с ними переписку. В школы приходили благодарственные письма и фотографии воинов у развернутых знамен частей. Наряду с дворцами пионеров, детскими спортивными школами, станциями юных техников активно использовалась база воинских частей для развития творческих способностей школьников, их технических и военных знаний, навыков, умений, физического совершенства. Важное значение в деле военно-патриотического воспитания школьников имела начальная военная подготовка. Она включа-ла в себя изучение основ военного дела и военной службы, получение медицинских знаний, приобретение практических навыков по гражданской обороне и действий в экстремальных ситуациях. Проводимая в школах работа по привитию молодежи элементов допризывной подготовки, несмотря на определенные недостатки, оправдывала затраченные на нее средства и была нацелена на гармоническое развитие у учащихся физических, нравственных, гражданских качеств, позволяла юношам в течение двух лет подготовить себя не только к военной службе, но и к дальнейшей трудовой деятельности. К сожалению, взаимодействие школы и армии ныне значительно ослабло и тем приятнее констатировать, что в стране есть реги-оны, где доброе отношение к военно-патриотическому воспитанию молодежи, начальной военной подготовке вновь восстанавливается. Это северо-западный регион, где вслед за Ленинградской областью на усовершенствованную программу обучения основам военного дела перешли образовательные учреждения Мурманской, Новгородской и Псковской областей. Это Краснодарский и Ставропольский край, Кабардино-Балкарская Республика, исполнительные органы которых приняли решение ввести в общеобразовательных учреждениях программы по начальной военной подготовке молодежи. Значительно расширена сеть классов, занимающихся по углубленной программе изучения военного дела, в общеобразовательных учреждениях Татарии, Башкирии, Удмуртии, Марий-Эл, Саратовской и Оренбургской областях. Другой проблемой, оказывающей влияние на уровень военно-патриотического воспитания молодежи, стало резкое падение среди юношества престижа военной службы вообще, и службы по призыву, в частности. Сравнительный анализ результатов исследований, проведенных в 1989-1995 гг., подтверждает это. Так, если в 1989 г. 41% опрошенных молодых людей заявили, что идут служить с желанием (в 1993 г. соответственно — 31%), то в 1995 г. о желании служить в армии высказался лишь каждый пятый призывник. В то же время количество не жела-ющих проходить военную службу ныне составляет более 60% опрошенных призывников. Изложенное объясняется следующим: Во-первых, изменением у населения, в том числе и среди молодежи, ценностных ориентиров. Анализируя ряд социологических исследований по этой проблеме за последние 10 лет, можно утверждать, что происходит постепенная эволюция ценностных ориентаций молодежи от нравственных, духовных в сторону прагматических. Последнее выступает следствием изменения условий жизнедеятельности людей, ставящих коммерческий интерес выше нравственного, индивидуальный успех выше коллективного. В конечном итоге все это приводит к меркантилизации поведения призывников, стремлению извлечь выгоду только для себя. Так, только по Москве в период весеннего призыва 1997 г. уклонились от военной службы около 3 тысяч юношей. В Санкт-Петербурге не явились в призывные комиссии 1,6 тысячи человек. По России эта цифра составила около 32 тысяч человек. Во-вторых, отсутствием решительных мер к уклонившимся от службы со стороны правоохранительных органов. Сегодня факты уклонения от военной службы не являются поводом для обеспокоенности общественности, что наносит колоссальный вред ориентации призывной молодежи на военную службу. Более того, некоторые газеты печатают инструкции с подробным описанием способов уклонения от военной службы. И это не расценивается как преступление против государства. Закон "О воинской обязанности и военной службе" принят четыре года назад, а Уголовный кодекс остался прежним. Вот и получается, что до сих пор не определена грань, за которой наступает уголовная ответственность за уклонение от военной службы. Не этим ли объясняется тот факт, что по так называемым уклонистам от военной службы органами прокуратуры возбуждено в 1996 году 400 уголовных дел, а осуждено лишь 32 человека. В-третьих, снижающимися из года в год качественными характеристиками призывников. В подтверждение этого приведем некоторые данные. Так, в Москве и Санкт-Петербурге среди юношей, подлежащих призыву весной этого года, около трети имели ограничения по состоянию здоровья. Среди молодежи, призванной служить, нередки случаи, когда юноши имеют дефицит массы тела — иногда до 20 килограммов. Таких насчи-тывается до 1596 от числа призывников. Падает с каждым годом общеобразо-вательный уровень молодежи. Если в 1988 г. 93% всех призывников имели среднее и средне-техническое образование, в 1993 г. — лишь 76%, в 1996 г.—71%, то в 1997 г.— около 63%. В тоже время, по прогнозам зарубежных исследователей, в обозримые годы бо-лее 80% военнослужащих НАТО будут иметь высшее образование. За последние четыре года произошли серьезные изменения в национальном и социальном составе призывной молодежи. Вооруженные Силы стали ныне практически мононациональными: до 90% личного состава подразделений и частей укомплектованы русскими. Более половины опрошенных призваны из сельской местности и небольших городов. Велика доля тех, кто воспитывался в неполных семьях. Снижающийся образовательный уровень призывников сопровождается ростом употреб-ления молодежью спиртных напит-ков и наркотических средств. Повышенной группой риска являются выпускники ПТУ, школ-интернатов и детских домов. Подтверждением этому могут служить данные опроса, проведенного управлением воспитательной работы с молодым попол-нением, пришедшим в войска весной 1997 г.: • близки к нервному срыву — 18%; • склонны к суициду— 19%; • крайне негативно относятся к службе в армии —18%; • склонны к самовольному оставлению ча-сти —18%; • имели приводы в милицию — 12%; • имеют судимых близких родственников — 16%; • открыто заявляли, что употребляли нар-котики — 8%. Из отмеченного следует, что существующая сегодня система подготовки школьной молодежи к военной службе не отвечает современным требованиям и не в полной мере способна обеспечить Вооруженные Силы России подготовленными специалистами. Отмена начальной военной подготовки в школах, техникумах, ПТУ нанесла обороноспособности нашего государства значительный ущерб. Сегодня это осознается все большим числом граждан и представителями органов государственной власти. Поэтому вполне объяснимо решение Госдумы при переработке Федеральных законов "Об обороне", "О воинской обязанности и военной службе" рассмотреть вопрос о введении в образовательных учреждениях основного общего, среднего (полного) общего образо-вания, начального и среднего профессио-нального образования предмета "Основы воен-ной службы". Как показывает опыт, решать проблемы подготовки молодежи к военной службе можно и должно только на государственной основе. Поэтому в этой работе решающее слово остается за Президентом, Правительством и Федеральным Собранием Российской Федерации с учетом сил и возможностей Государственного комитета Российской Федерации по делам молодежи, Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, организаций РОСТО, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ветеранских организаций. 16 мая 1996 г. Президент России подписал указ, в котором предписывается перевести Вооруженные Силы и другие войска Российской Федерации с весны 2000 г. на комплектование должностей рядового и сержантского состава на основе добровольного приема граждан на во-енную службу по контракту с отменой призыва на военную службу. В силу экономических обстоятельств развития страны сейчас затруднительно сказать, в каком году — 2000 или позже постановление воплотится в реальность, но при всех обстоятельствах изучение основ военной службы в образовательных учреждениях основного общего, среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования должно проводиться независимо от того, будет военная служба по призыву или нет. Это позволит поставить военно-патриотическое, воспитание молодежи на должный уровень, а в результате повысить у граждан личную ответственность за защиту своего Отечества.

02.02.07. Москва. Заседание секции "Военно-патриотическое воспитание молодежи" состоялось 1 февраля 2007 г. в Культурном центре Вооруженных Сил России. Подобные чтения под патронажем Патриарха Московского и всея Руси Алексия II проходят уже в пятнадцатый, юбилейный, раз, однако секция с такой тематикой учреждена впервые, сообщает пресс-служба движения "Народный Собор".






Председательствовал на заседании руководитель секции игумен Иоанн (Ермаков), настоятель Патриаршего подворья храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках. Во вступительном слове он отметил: "Без чьей-либо указки, то есть исключительно по инициативе "снизу" в период безвременья, социальной и личностной апатии по всей России развернулось поистине всенародное движение, направленное на военно-патриотического воспитания молодежи... Движение это разветвлено, охватывая многие регионы, города, районные центры, рабочие поселки и крупные села. И по форме оно также очень разнообразно: это может быть рядовой кружок или секция, кадетский класс, корпус или клуб, ассоциация, объединение. Функционируют они при школах и ЖЭКах, библиотеках и музеях, Домах культуры и промышленных предприятиях, при воинских частях и военных училищах, при фондах, ветеранских организациях и, что особо приятно отметить, при православных приходах".

Анализу этого движения, накопленного им положительного опыта, а также проблемам, связанным с военно-патриотическим воспитанием молодежи, и посвятили свое заседание участники образовательных чтений из Москвы и Подмосковья, Санкт-Петербурга, Владимира, Ульяновска, Челябинска и других регионов страны.

На заседании секции выступили: представитель фонда Национальной и международной безопасности генерал-майор Л.И.Шершнёв; руководитель военно-патриотических программ Центра национальной славы России В.А.Латынин; директор Московского кадетского корпуса Героев Севастополя капитан I ранга Е.А.Введенский; настоятель храма Державной иконы Божьей Матери Раменского района Московской обл. иерей Николай Булгаков; директор детского центра образования "Пересвет" Свято-Троицкой Сергиевой лавры иерей Димитрий Болтрукевич; президент православной военно-патриотической школы "Скимен" иерей Александр Добродеев; вице-президент Ассоциации ветеранов спецподразделений "Альфа" С.А.Поляков, военный катехизатор, полковник в отставке В.М.Курылев; сопредседатель Межрегинальной детско-юношеской общественной организации содействия военно-спортивному и патриотическому воспитанию "Ассоциация Витязей" полковник запаса И.Л.Самохвалов; сотрудник радиостанции "Радонеж" В.А.Саулкин; координаторы Движения "Народный Собор" О.Ю.Кассин и С.В.Скатов; представитель Ассоциации военно-патриотических клубов "Стяг" С.В.Пахмутов и другие. По итогам плодотворной дискуссии, обмена мнениями была принята резолюция.

В резолюции, в частности говорится: "Движение по военно-патриотическому воспитанию молодежи, накопленный им в различных регионах страны положительный опыт достойны изучения и самого широкого применения. Для более успешного развития Движению необходим единый координационный центр духовно-патриотического и военно-патриотического воспитания молодежи, который бы системно занимался сплочением, консолидацией немалых, но разобщенных по различенным регионам объединений и организаций, имел собственные СМИ. Такой центр может быть создан под эгидой Русской Православной Церкви - при ее всемерном участии и содействии... Оставаясь по сути самодеятельным творчеством масс, Движение по своим значению и масштабам осуществляемой деятельности переросло общественный статус и нуждается в придании ему, то есть военно-патриотическому воспитанию молодежи в целом, нового и более весомого организационно-правового статуса - государственного".

Одна их из самых наболевших проблем - отсутствие должной поддержки и финансирования военно-патриотического воспитания молодежи со стороны местных и федеральных властей. В связи с чем решено подготовить обращение на имя Президента РФ, Председателя российского Правительства с предложением "в кратчайшие сроки разработать и законодательно, на уровне Федерального Собрания РФ, утвердить... современную Концепцию военно-патриотического воспитания молодежи Российской Федерации, предусмотрев в ней посильную роль и участие Русской Православной Церкви; на основе этой Концепции принять Программу военно-патриотического воспитания молодежи на ближайшие пять лет, включив ее в общий план развития страны в качестве одного из приоритетных Национальных проектов".

Патриотическое воспитание допризывной молодежи в центрах, объединениях и клубах

исследования.
Начало третьего тысячелетия характеризуется заметными сдвигами в от- ношениях между Россией и Западом. На основе понимания общей угрозы ядерной войны, экологических катастроф, необходимости борьбы с международным терроризмом, проблемами в области распространения наркомании, алкоголизма, спида, атипичной пневмании политики разных стран начинают поиск совместных путей устранения этих угроз и решение возникающих в связи с этим проблем.
Наряду с политической, экономической и военной стороной взаимодействия между государствами сегодня все острее встает вопрос о роли человеческого фактора в разрешении существующих проблем. Особую значимость в этом приобретает задача воспитания подрастающего поколения, способного в новом, демократическом мире решать сложные вопросы, сочетая интернациональные интересы с национальными.
Особую остроту проблема воспитания молодежи приобретает в России по ряду причин.
Во-первых, резкое ухудшение демографической ситуации в стране, поляризация населения по материальному обеспечению, обнищание десятков миллионов граждан привело к изменению мотивации молодежи, к переоценке у неё традиционных нравственных ценностей.
Во-вторых, отсутствие ярко выраженной и целенаправленно проводимой социальной политики со стороны государства и частных компаний, разрушение существующей системы патриотического воспитания порождают отсутствие у молодежи таких качеств как гражданственность, ответственность, трудолюбие, патриотизм.
В-третьих, криминализация общества, внутренняя и внешняя угроза терроризма, появление шовинистических и националистических организаций фа-
шистского толка требуют незамедлительного включения государственных, общественных и негосударственных ведомств и организаций, всего населения страны в процесс гражданско-патриотического воспитания молодежи.
В-четвертых, наличие внешней угрозы нападения и террора требуют усиления силовых структур, которые стоят на страже соблюдения интересов государства, прав и свобод граждан. В последние годы все силовые структуры потеряли огромное количество профессионалов, а их восполнение требует систему подготовки новых кадров, которая должна опираться на молодежь.
Все перечисленное выше свидетельствует об особой значимости для современного развития и национальной безопасности России решение проблемы гражданского образования и патриотического воспитания молодежи.
В доктрине информационной безопасности представлены официальные взгляды на цели, задачи и принципы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации. В ней выделено четыре основные составляющие национальных интересов страны. Первая составляющая «включает в себя соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею, обеспечение духовного обновления России, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманности, культурного и научного потенциала страны»1. В связи с этим не случайным является принятие Правительством Российской Федерации государственных программ: «Патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы»; «Патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы». В этих программах указано, что их реализация направлена на сохранение общественно-политической стабильности, восстановление национальной экономики и укрепление обороноспособности страны. Основной целью данных программ «является совершенствование системы патриотического воспитания, обеспечивающей развитие России как свободного, демократического государства».
1 Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. — М, 2000. С. 3.
Возрождение патриотизма - шаг к возрождению России. Именно патриотизм является духовным достоянием личности, одним из важнейших элементов общественного сознания и фундамента общественной и государственной систем, составляет духовно-нравственную основу их жизнедеятельности и эффек- тивного функционирования»1.
Огромное значение для теории и практики патриотического воспитания российской молодежи в современных условиях имеют труды дореволюционных и советских общественных деятелей, педагогов. К ним с полным основанием можно причислить: В. Мономаха, М. Грека, Е. Славинецкого, С. Полоцкого, Ф. Прокоповича, И.Т. Посошкова, И.Ф. Богдановича, И.И. Бецкого, Г.Н. Тепло-ва, Ф.И. Янковича, Е.Б. Сырейщикова, Е.Р. Дашкову, Н.И. Новикова, А.А. Про-копович-Антоновского, А.Н. Радищева, Ф.В. Кречетова, А.Ф. Бестужева, А.В. Луначарского, Н.К. Крупской, СТ. Шацкого, А.С. Макаренко, В.А. Сухо-млинского и др.
Проблема патриотического воспитания допризывной молодёжи имеет множество аспектов. Она рассматривается в работах и научных трудах философов, историков, психологов, социологов, педагогов и представителей других наук.
В этом ряду можно отметить труды следующих авторов и ученых: И.Ф. Аношкина, Л.Н. Боголюбова, И.А. Ильина, СМ. Ковалева, Д.С. Лихачева и др.
Рассмотрение процесса патриотического воспитания молодежи невозможно без обращения к военным исследователям, рассматривающим эту проблему сквозь призму военно-патриотического воспитания. К таким авторам, внесшим большой вклад в разработку содержания военно-патриотического воспитания, можно отнести: А.А. Аронова, А.Г. Базанова, А.В. Барабанщикова, Л.А. Бублика, В.И. Вдовюка, А.Н. Вырщикова, А.П. Волкова, А.Д. Глоточкина,
1 Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». - М, 2001. С. 4; Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы». - М., 2005.-С. 3.
М.И. Дьяченко, В.И. Лутовинова, В.И. Ковалева, Н.С. Кравчуна, Е.А. Пеньков-ского, Г.В. Средина, И.Д. Табунова, Н.Ф.Феденко, В.В. Шеляг и др.
Общетеоретической базой для исследования вопросов патриотического воспитания допризывной молодежи имеют работы:
Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Ю.К. Бабанского, Н.И. Болдырева, Л.С. Выготского, А.В. Зосимовского, М.И. Кондакова, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, Э.И. Моносзона, Л. И. Рувинского, К.К. Платонова, Б.М. Теплова и др.
Особую значимость для исследования проблемы патриотического воспитания допризывной молодежи имеют специальные диссертационные исследования.
Анализ данных работ и подходов к патриотическому воспитанию молодежи позволяет отметить, что с учетом объективных факторов международного и внутреннего положения Российской Федерации резко возрастает потребность в совершенствовании этого процесса в современных условиях.
Однако, несмотря на актуальность и практическую значимость патриотического воспитания молодежи отношение в обществе к нему неоднозначны.
Причинами такого положения выступают следующие факторы:
восприятие некоторыми слоями российского общества процессов демократизации и интеграции как «эликсира» для решеня всех проблем;
развал существующей ранее советской системы военно-патриотического воспитания молодежи, по мнению некоторых политических деятелей, не нуждается в реанимации и замене, так как только свобода, ненасилие позволят сформировать культуру мира у наших граждан;
превалирование и насаждение в литературе, искусстве, телевиденье, кино западной массовой культуры, пропагандирующей насилие, цинизм, жестокость, бездуховность;
развал системы массового физического воспитания молодежи;
отказ от активной пропаганды героического прошлого нашего народа, боевых, воинских традиций прошлого и настоящего, побед старшего поколения на полях сражений, чемпионатах Европы, Мира;
отсутствие современной, содержательно и технологически обеспеченной системы подготовки и переподготовки педагогического состава школ и вузов. В связи с этим - низкий уровень педагогической культуры работников сферы образования, неспособность части учителей, воспитателей, педагогов, родителей формировать у молодежи ценностные ориентиры и мотивацию на выполнение своего гражданско-патриотического долга;
несосответствие учебно-материальная база многих школ, вузов, молодежных центров, объединений и клубов стоящим задачам гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения;
не включенность в систему воспитательной работы с молодежью общественных организаций.
Исходя из объективных международных и внутренних факторов можно сделать два вывода:
1. Координальные изменения в политической, экономической и социальной сферах Российской Федерации невозможны без духовного обновления и воспитания граждан российского общества.
2. Современное состояние России свидетельствует о возрастающей роли патриотического воспитания граждан и особенно молодежи в решении стоящих перед страной задач как внутри страны, так и на международной арене.
Исходя, из данных выводов закономерно встает вопрос поиска оптимальных путей гражданского становления подрастающего поколения и патриотического воспитания допризывной молодежи.
В предыдущих многочисленных исследованиях рассматривались различные аспекты патриотического и военно-патриотического воспитания школьников в советский период. Однако сегодня на повестке дня стоит проблема пат-
риотического воспитания молодежи в новых политических и социально-экономических условиях. Вопросы сущности, содержания, условий, путей, форм и методов патриотического воспитания допризывной молодежи требуют своего скорейшего разрешения. Все это и позволило определить тему настоя- щего исследования: «Патриотическое воспитание допризывной молодежи в центрах, объединениях и клубах».
Объектом исследования - патриотическое воспитание допризывной молодежи.
Предмет исследования — пути патриотического воспитания допризывной молодежи в центрах, объединениях и клубах.
Цель исследования - проанализировать существующую практику молодежных центров, объединений и клубов по патриотическому воспитанию допризывной молодежи и обосновать пути их эффективной деятельности.
В качестве гипотезы исследования выдвинуты следующие положения. В современных условиях объективно существует противоречие между требованиями, предъявленными к патриотическому воспитанию молодежи и уровнем организации этой деятельности непосредственно в центрах, объединениях и клубах. С целью разрешения данного противоречия и повышения эффективности патриотического воспитания допризывной молодежи необходимо:
а) оптимизировать организацию и содержание патриотического воспитания допризывной молодежи в центрах, объединениях и клубах;
б) совершенствовать технологию формирования патриотических качеств у допризывной молодежи;
в) улучшить психолого-педагогическую подготовку руководителей и воспитателей молодежных центров, объединений и клубов.
В соответствии с целью и гипотезой исследования определены его ос- новные задачи:
уточненить сущность и содержание патриотического воспитания допризывной молодежи в центрах, объединениях и клубах;
определить организационную, методическую и содержательную стороны патриотического воспитания допризывной молодежи;
охарактеризовать основные стороны этой деятельности в молодежных центрах, объединениях и клубах;
обосновать критерии и показатели эффективности патриотического воспитания допризывной молодежи в центрах, объединениях и клубах;
определить педагогические условия и пути эффективной деятельности молодежных центров, объединений и клубов по патриотическому воспитанию допризывной молодежи;
разработать научно-методические рекомендации и пособия для субъектов процесса патриотического воспитания допризывной молодежи.
Методологической и теоретической основой исследования являются положения психологической и педагогической наук о личностно-социально-деятельностном подходе к формированию личности, о человеке как главной цели педагогической деятельности, о политических и социально-экономических причинах негативных явлений в обществе и их влиянии на формирование патриотических качеств допризывной молодежи.
Основные источники исследования - Постановления правительства, документы Министерства образования, Комитета физической культуры и спорта РФ по патриотическому воспитанию молодежи, документы и материалы молодежных центров, объединений и клубов, а также исследования гражданских и военных авторов и специалистов по работе с молодежью. К практическим источникам можно отнести накопленный опыт молодежных центров, объединений и клубов Московской области, г. Волгограда, Самарской и Оренбургской областей, а также других регионов в сфере патриотического воспитания допризывной молодежи.
Диссертационное исследование строилось с учетом следующих принципов: историзма; сравнительного анализа эмпирических фактов в области патриотического воспитания и научных исследований в этой области; сочетания
качественного и количественного анализа; оценки педагогического опыта и экспериментальных данных на основе выявленных и обоснованных критериев и показателей.
Исследование проводилось в три этапа.
На первом (2000-2002гг.) осуществлялось теоретическое и практическое обобщение опыта работы молодежных центров Московской области, г. Волгограда, Оренбургской и Самарской областей по патриотическому воспитанию допризывной молодежи. Изучались формы и методы обучения и воспитания допризывников в молодежных центрах, объединениях и клубахв других областях и регионах.
Методы исследования на первом этапе: анализ документов, наблюдение, беседы, семинары, практические занятия, устное и письменное анкетирование руководителей и педагогов молодежных центров, объединенийи клубов. С рядом педагогических коллективов центров г. Волгограда, Оренбургской и Московской областей проводились занятия по использованию игровых технологий в процессе обучения и воспитания допризывной молодежи. На этом этапе изучалась деятельность военно-патриотических и спортивных клубов, внешкольных объединений.
На втором этапе (2002-2004 гг.) проводилась опытно-экспериментальная работа. Применялись следующие методы: анализа; обобщения; включенного наблюдения; анкетирования руководителей и заместителей руководителей, педагогов молодежных центров, объединений и клубов; изучения документов, связанных с патриотическим воспитанием допризывной молодежи в различных регионах России.
На втором этапе исследования уделялось внимание работе военкоматов, воинских частей и подразделений с допризывной молодежью. Проводился формирующий эксперимент в 2-х патриотических объединениях Московской области и молодежном центре Московской области.
10
На третьем этапе (2004-2005 гг.) были обработаны и обобщены полученные данные, проверена эффективность проведённой работы.
К конкретным результатам опытно-экспериментальной работы следует отнести: опубликование в 2003 году информационно-методического сборника Центра патриотического воспитания «Пост №1» г. Волгограда, информационно-методического пособия по военно-прикладным и техническим видам спорта «Отчизны верные сыны», сборника информационных материалов по итогам патриотических мероприятий, посвященных 60-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов и ряда статей по патриотическому воспитанию допризывной молодежи, организация и проведение в Московской области научно-практической конференции, ряда семинаров и круглых столов по патриотическому воспитанию допризывной молодежи и участие в них соискателя, издание автореферата по теме диссертационного исследования. Диссертация является самостоятельным исследованием.
Научная новизна и теоретическая значимость проведенного исследования заключается в том, что на основе его результатов апробирована комплексная целевая программа «Патриот России» в патриотических молодежных центрах, объединениях и клубах, выявлены критерии, показатели, условия, особенности и пути их эффективной деятельности в современных условиях, а также разработаны рекомендации по использованию передового опыта по работе с допризывной молодежью.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Историко-педагогический анализ различных литературных, публицистических, философских и психолого-педагогических источников, свидетельствующий: о необходимости, целенаправленности и разносторонности патриотического воспитания допризывной молодежи; военно-патриотической и спортивно-массовой подготовке молодого поколения; развитии информационного и культурно-эстетического обеспечения процесса патриотического воспитания молодежи в центрах, объединениях и клубах; об обязательности соблю-
11
дения ряда условий для успешного выполнения государственного заказа на подготовку допризывной молодежи к выполнению своих конституционных обязанностей, гражданского и воинского долга. К числу таких условий относится социальная политика государства по отношению к своим гражданам.
2. Обоснованная сущность патриотического воспитания допризывной молодежи в центрах, объединениях и клубах.
3. Разработанная и экспериментально проверенная комплексная целевая программа «Патриот России», направленная на совершенствование патриотического воспитания допризывной молодежи в молодежных центрах, объединениях и клубах.
4. Обоснованные и экспериментально проверенные педагогические пути совершенствование патриотического воспитания в молодежных центрах, объединениях и клубах.
5. Рекомендации по организационному, содержательному и методическому совершенствованию патриотического воспитания допризывной молодежи в центрах, объединениях и клубах.
Практическое значение исследования определяется тем, что в нем:
выявлены условия, критерии и показатели эффективного функционирования практики патриотического воспитания допризывной молодежи;
определены основные пути совершенствования этой деятельности в молодежных центрах, объединениях и клубах;
разработаны методические рекомендации по организации и проведению данной деятельности.
Теоретический и методический материал диссертационного исследования, представленный в ряде публикаций, может быть использован в педагогических вузах, институтах переподготовки и повышения квалификации работников образования, в общеобразовательных учреждениях, в молодежных центрах, объединенияхи клубах, на семинарах, спецкурсах по проблеме патриотического воспитания допризывной молодежи.
12
Достоверность и обоснованность результатов и выводов исследования обеспечена: продолжительностью исследования (более 5 лет); многообразием представленных регионов и областей; разнообразием используемых методов; постоянным собственным включением в процесс подготовки руководителей и педагогов молодежных центров, объединений и клубов Московской, Оренбургской, Самарской областей, г. Волгограда и др. регионов.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлено в ходе публикации основных положений диссертационного исследования, внесения ряда документов в Министерство образования Московской области по проблеме патриотического воспитания допризывной молодежи, участием в работе Молодежного центра Московской области, выступлений с докладами и сообщениями на научно-практической конференции, семинарах, круглых столах, курсах повышения квалификации по проблемам патриотического воспитания допризывной молодежи.
Основные положения диссертации опубликованы в 5 работах общим объемом более 11 п. л.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографии и приложений.
Глава 1. Теоретические основы патриотического воспитания допризывной молодежи в центрах, объединениях и клубах.
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование патриотического воспитания допризывной молодежи в центрах, объединениях и клубах.
Глава 3. Основные пути совершенствования патриотического воспитания допризывной молодежи в центрах, объединениях и клубах.
13
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОПРИЗЫВНОЙ МОЛОДЕЖИ В ЦЕНТРАХ, ОБЪЕДИНЕНИЯХ И КЛУБАХ
^ 1.1. Исторические основы патриотического воспитания молодёжи
в дореволюционной и советской России
Проблема патриотического воспитания российской молодежи имеет свою многовековую историю, обращение к которой позволяет выявить сущность процесса формирования у граждан любви к своей Родине. Выдающиеся ученые, талантливые философы, историки, психологи, педагоги, публицысты, писатели в своих трудах неоднократно обращались к теме патриотизма. Рассмотрение их подходов к данной проблеме позволит определить наиболее эффективные пути воспитания сегодняшней молодежи в духе гражданственности, уважения к де-лам своих предков, выработки у молодых людей активной жизненной позиции, готовности в мирное время участвовать в возрождении величия страны, а в военное время встать на защиту ее рубежей.
В истории русской культуры и образования ХУШ век, благодаря реформам Петра 1, дал громадный толчок социально-экономическим преобразованиям в стране. Быстро развивающаяся промышленность, создаваемые армия и флот требовали не только квалифицированных специалистов, но и особого «человеческого материала». Нужны были не только единомышленники Петра I, но и граждане — патриоты своей страны. Большую роль в решении этих сложных задач сыграла школьная реформа, начатая благодаря Указу царя от 28 февраля 1714 года. При ее проведении предполагалось открытие во всех губерниях при монастырях цифирных школ и училищ, вводилось обязательное
як, - „
- обучение дворянских детей, а также детей «приходного чина», дьячих и по-
дьячих. Немного позже (1722) в России вводится обучение «плотничьих, матросских, кузнечных и прочих мастеров» русской грамоте и цифири. При осу-
14
ществлении школьной реформы учитывался опыт народного воспитания и умственного развития подрастающего поколения, который базировался на педагогическом творчестве и поисках русских просветителей, общественных деятелей и учителей.
Русский историк и государственный деятель В.Н.Татищев (1686 - 1750) поддерживает начинания Петра I и в своих педагогических сочинениях поднимает вопросы «о пользе наук и училищ», о роли учителя, об образовании и воспитании молодежи. Он подчеркивает, что наряду со знанием русского языка, арифметики, русской истории, геометрии, географии и немецкого языка молодежи «...нужно... знать законы гражданские и воинские с

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: