Выполнение определения содержания воды в мазуте

При определении содержания воды в мазуте в мерный цилиндр наливают 10 мл мазута и доливают до метки «50» (50 мл) керосин или дизельное топливо (производят разбавление мазута в 5 раз). Цилиндр закрывают пробкой, и смесь перемешивают встряхиванием. В пробирку отбирают 10 мл из полученной смеси и проводят определение, как указано в п. 9.3.4. Результат определения умножают на 5 (коэффициент разбавления).

При наличии воды в керосине (дизельном топливе), ее со­держание определяют отдельно по п. 9.3.4, после чего результат вычитают из полученного (по п. 9.3.5) значения.

Время взаимодействия нефтепродукта с гидридом кальция: без разбавления керосином — 10-20 мин; при разбавлении керо­сином 5-10 мин.

Пример.

Температуру окружающего воздуха измерили термометром, ее значение составило 21°С.

Измеренное термометром значение температуры масла составило 23 °С (t1 = 23°С).

Максимальная температура масла после добавления гидрида каль­ция составила 24,5°С (t2 = 24,5°С).

Разность температур составила Δt=24,5-23,0=1,5°С. С помощью диаграммы (рис.9) находим содержание воды в масле. Оно соста­вило 0,1%, что значительно ниже браковочного показателя (0,5%, см. приложение 3).

 

4.4 Определение щелочного числа работающего масла

Щелочное число масла — показатель, характеризующий его способность к нейтрализации минеральных кислот (кислоты сер­ная, сернистая и соляная), образующихся в масле в процессе сжи­гания топлива или в результате протечек из систем охлаждения морской водой, а также органических кислот в процессе старения масла.

Щелочное число определяется количеством мг КОН, экви­валентным количеству соляной кислоты, израсходованной на нейтрализацию всех основных соединений, содержащихся в 1 г анализируемого нефтепродукта (масла).

Щелочное число масла обеспечивается вводимыми в базовое масло щелочными присадками, в составе которых присутствуют металлы (барий, цинк, кальций и др.). При этом образовавшиеся в процессе работы масла кислоты взаимодействуют в основном не с материалом деталей дизеля, а с металлом присадки. В процессе эксплуатации масла щелочные присадки срабатываются, и ще­лочное число снижается, что приводит к коррозионному износу втулок цилиндров, поршней, вкладышей подшипников коленча­того вала.

Современные циркуляционные масла, в зависимости от щелочного числа, подразделяются на:

- малощелочные (8-12 мг КОН/г);

- среднещелочные (20-30 мг КОН/г);

- высокощелочные (30-100 мг КОН/г).

Первые две группы масел применяются в дизелях, работаю­щих на топливах с содержанием серы до 2%, высокощелочные (цилиндровые) масла — при работе на топливах с содержанием серы от 2 до 5%. Минимальный запас щелочности работающего масла должен быть не меньше удвоенного содержания серы в топливе.

Применяемый в СЛТМ метод позволяет контролировать щелочное число масел и срабатываемость щелочных присадок.

Метод определения и характеристики

Сущность метода заключается в изменении окраски индика­тора бромтимолового синего, введенного в водный экстракт, по­лученный обработкой масла водным раствором ОП-10. В зависи­мости от содержания в экстракте кислот, окраска раствора с индикатором изменяется от синей до желтой.

Щелочное число определяется визуальным сравнением окраски водного экстракта с контрольной цветной шкалой в ин­тервале от 0,5 до 4,0 мг КОН/г масла.

Шкала построена по образцам малощелочных работающих масел, в которых численное значение щелочного числа определе­но по ГОСТ 11362-76.

 

Цвет шкалы ЩЧ,мг КОН/г
Желтый 0,5-1,0
Желто-зеленый 1,0-2,5
Зеленый 2,5-3,0
Бирюзовый 3,0-4,0
Синий 4,0 и выше

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: