Одна из серьезных проблем, с которой приходится сталкиваться при эксплуатации тронковых двигателей на дистиллятных (дизельных) топливах, состоит в его попадании в находящееся в картере системное масло. Обычно это происходит при увеличении протечек в топливных насосах высокого давления. Второй источник топлива в масле - цилиндры. Впрыскиваемое в цилиндры топливо при плохом распыливании может частично попадать на стенки цилиндра и, не сгорая, стекать вниз. Здесь минуя кольцевое уплотнение, топливо проникает в картер и смешивается с маслом. Постепенное накапливание протечек может существенно понизить вязкость и температуру вспышки масла. Результат - ослабление масляного клина в подшипниках, увеличение потенциальной опасности взрыва паров масла в картере. Первым признаком наличия в масле топлива является приобретение им специфичного для дизельного топлива запаха. Более полную и достоверную картину может дать проверка изменения температуры вспышки масла на основе данных анализа масла в лаборатории. Падение температуры вспышки является свидетельством наличия в нем топлива. При достижении tвсп=190°С эксплуатация двигателя на этом масле должна быть прекращена ввиду реальной опасности взрыва паров масла в картере. Восстановить ее значение до более высоких величин в условиях судна невозможно и единственный выход-масло должно быть заменено. Естественно, что источник попадания утечек топлива в масло предварительно следует устранить.
|
|
Температура вспышки свежих масел обычно находится в пределах 220-230°С и выше.
Наряду со снижением температуры вспышки масла при его загрязнении дизельным топливом происходит также разжижение масла, характеризуемое уменьшением вязкости, ухудшением его смазывающих свойств и падением прочности масляных пленок между трущимися поверхностями. При попадании в масло тяжелых топлив, вязкость которых превышает вязкость масла (nтопл > 100 сСт), вязкость последнего будет повышаться. Рост вязкости происходит и вследствие накопления в нем продуктов его окисления и продуктов сгорания топлива (карбенов, карбоидов и сажи), прорывающихся в картер через кольцевое уплотнение ЦПГ. Рост вязкости системного масла ограничивается в среднем +30%. При достижении этой величины масло должно быть заменено, так как обычными методами обработки масла на судне, в частности сепарацией и фильтрацией, существенно снизить вязкость не представляется возможным.
Т.е. критическими параметрами масла, определяющими необходимость его замены, в дополнение к уровню щелочности являются вязкость и температура вспышки.