Обводнение масел, коррозия и ее предотвращение

Вода пресная или забортная, обычно попадает в масло циркуляционной системы через протекающие маслоохладители, сальники телескопических труб охлаждения поршней (при водяном охлаждении), в результате конденса­ции на стенках цистерн, прорыва воды водяного затвора при пурификации и ее ухода из сепаратора вместе с очищенным маслом (результат неправильного подбора гравитационного диска - взят диск малого размера).

Обводнение масла нередко сопровождается образованием эмульсии, существенно снижающей его смазывающую способность; возникает опас­ность коррозионного повреждения частей двигателя, особенно коррозионно опасна забортная вода. Вода в масле также провоцирует его бактериальное заражение.

Внимание! Принимайте все возможные меры для предотвращения попа­дания воды в масло. Содержание в масле воды не должно превышать 0,5% на протяжении всей его службы. С увеличением содержания воды должны быть приняты все доступные меры для ее удаления.

При небольшом обводнении своевременное выявление и устранение протечек воды и обычно практикуемая сепарация могут дать желаемый эффект.

Для очистки масла от большого количества воды все находящееся в системе масло рекомендуется перекачать в цистерну грязного масла, где оно подогревается до 70-75°С и отстаивается в течении 12-24 часов. После отстаивания масло сепарируется и направляется в циркуляционную цистерну. Желательно масло пропускать через сепаратор дважды. Производительность сепаратора в отличие от таковой при байпасном режиме может быть увеличена до 30%. По мере опорожнения цистерны грязного масла возникает опасность перегрева остающегося масла в результате оголения змеевиков. Поэтому важно следить за его температурой.

Очистка масла от воды становится невозможной, если масло с водой образовало стойкую, не подвергающуюся отстаиванию, эмульсию. Единс­твенный выход - замена всего масла на свежее.

Все системные масла, содержащие щелочные присадки, боятся воды и поэтому их дополнительная промывка водой при пурификации должна быть полностью исключена. При сепарации чисто минеральных масел промывка водой разрешается.

Коррозия омываемых маслом деталей двигателя возникает в результате действия попавшей в него воды. Особую опасность представляет проника­ющая в масло забортная вода, находящиеся в ней соли NaCl быстро диспер­гируются в масле и в дальнейшем играют важную роль в ускорении реакций окисления железа. Если поступление забортной воды в систему смазки своевременно не будет прекращено, то коррозия будет прогрессировать с большими скоростями.

Бытует мнение, что заливка в систему масла с антикоррозионными при­садками не только прекращает ранее начавшуюся коррозию, но и очищает уже поврежденные коррозией поверхности. К сожалению, это не так. Находящиеся в масле антикоррозионные присадки состоят из соединений, обладающих высокой полярностью, благодаря которой они прочно сцепляются друг с другом и с защищаемой поверхностью. Они покрывают стальные и чугунные поверхности тонкой (на молекулярном уровне) пленкой, выполняющей роль барьера, преграждающего доступ воды к ним и, тем самым, предотвращаю­щего их коррозию. Ржавые поверхности присадка не может защитить, так как слой ржавчины перекрывает доступ присадки к не окислившемуся металлу и поэтому процесс коррозии может прогрессировать. В этом случае дальнейшее развитие коррозии сопровождается захватом больших поверхностей, углуб­лением возникших язвин, образованием и последующим отрывом окислов железа в виде чешуек, которые, попадая в масло, вызывают абразивный износ и задиры трущихся поверхностей.

Раз образовавшись, коррозия будет прогрессировать, пока не будет устра­нен источник поступления в систему воды и не будут очищены коррозионные участки с помощью химических реагентов (на базе фосфорной кислоты) или механическим путем.

Следует также иметь в виду, что грязь на деталях также ограничивает действие присадки на этих участках. По мере работы масла антикоррозионная присадка в результате мигрирования ее на защищаемые поверхности пос­тепенно истощается и ее защитное действие ослабляется. Обычно доливки масла в систему освежают его и эффективность присадок повышается.

Для оценки защитных свойств проработавшего определенное время масла рекомендуется бывший в употреблении поршневой палец с полированной поверхностью разместить в удобном месте системы смазки. Его освиде­тельствование через определенный промежуток времени по наличию или отсутствию следов коррозии позволит судить о защитном действии масла.

Предотвращение коррозии механизмов машинной установки после за­топления машинного отделения.

Существует множество обстоятельств, при которых вода в больших ко­личествах попадает в механизмы. Естественно, что находящееся в них масло с антикоррозионными присадками лишь частично может их защитить. Если затопление машинного отделения произошло морской водой, то коррозия будет развиваться особенно активно. При этом на затопленных участках скорость коррозии будет невысокой, так как водой перекрыт доступ кисло­рода к металлу.

Но по мере откачивания воды коррозия оголяющихся участков будет прогрессировать. Поэтому надо стремиться к тому, чтобы скорость откачки была по возможности высокой.

После осушения механизмы нужно промыть пресной или дистиллиро­ванной водой для удаления оставшихся солей, высушить, заполнить свежим маслом с антикоррозионной присадкой и убедиться в том, что все поверхности покрыты защитной масляной пленкой.

Если есть подозрения, что в трудно доступных местах вода могла остаться, то по возможности так скоро, как это возможно, механизм вскрыть, промыть, осушить и смазать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: