Специфика становления и проблемыразвития российского федерализмав современных условиях

В современной политической теории различают три способа формирования федеративного государства в зависимости от характера самоопределения его территориальных единиц:

1. Административно-территориальный. Административно-территориальным путем образуются федерации, территориальные единицы которых этнически однородны. В этом случае регионализация осуществляется по экономическому основанию.

2. Национальный. Национальный способ образования федерации характерен для тех стран, где исторически сосуществуют различные этносы, малочисленные народности.

3. Смешанный.На территориях, где одни регионы этнически однородны, а другие, напротив, обладают выраженными социокультурными, этническими различиями, образуются федерации смешанного типа.

При этом национальные автономии обычно претендуют на большую политическую самостоятельность, нежели этнически однородные регионы.

 

Эта самостоятельность может выражаться в праве малочисленных коренных народностей сохранять свои традиции, обычаи, образ жизни, элементы национальных субкультур.

Нередко национально-культурные политические автономии получают право на участие в международных переговорах на общегосударственном уровне, когда речь касается их интересов.

 

С указанных теоретических позиций современная Россия является, по меткому выражению государствоведов «федерацией из федераций».

 

Дело здесь не только в том, что Россия

крупнейшая федеративная республика в мире (включает 85 субъектов),

но и в разнообразии статуса ее территориальных единиц (республики, края, области, автономные округа, города федерального значения),

а также в специфике взаимоотношений между центром и регионами.

 

Исходя из характера взаимодействия центральной и региональной власти, можно выделить следующие три этапа становления российского федерализма.

Первый этап — 1990—1993 гг. — трансформационный, в рамках которого осуществляется противоречивый переход от советской к федеративной российской государственности, обостряются «суверенные амбиции» региональной политической элиты.

Он начинается с принятием 12 июня 1990 г. Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации.

Этот документ провозгласил, в частности, необходимость существенного расширения прав автономных республик, областей, округов, краев РСФСР.

Юридически Советский Союз был государством-сателлитом, поскольку Конституция СССР закрепляла за республиками, входящими в его состав, право сецессии.

Однако воспользоваться данным правом советские республики смогли лишь в эпоху коллапса государства, когда политическая власть союзной элиты существенно ослабла.

Данное положение Декларации уже на нормативно-правовом уровне закрепил Федеративный договор от 31.03.1992.

Данный акт, установив отношения на основе принципа разделения предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами, послужил основой для содержания будущей конституции России в сфере государственного устройства и федеративных отношений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: