И все же интерьер этого периода обладал чертами органичности и цельности. Эстетическое начало доминировало над практическим, что делало эти интерьеры недостаточно комфортными

1 Пиотровский М. Б. Ампир как продолжение Тильзита // Под знаком орла. Искусство ампира. – СПб.: АО «Славия», 1999. – С. 7.

Характеристика интерьера и мебели:

Наиболее полно А. проявился во Франции и России.

- За образец брались не утонченные произведения искусства Греции и Этрурии, что было характерно для классицизма. В противовес классицизму, А. следовал величественному искусству Римской империи.

- По сравнению с интерьерами классицизма, изысканными и легкими, интерьеры А. несколько тяжеловесны, монументальны и нарочито статичны.

- Суровая лаконичность полированных поверхностей красного дерева оживляется рельефной, вызолоченной бронзой, но повторение одних и тех же мотивов создает некую монотонность, все же приобретая некую величественность.

- А. использует в интерьерах огромное количество предметов из бронзы – торшеры, бра, сюрту де табли, часы и т. п.

- Основная цветовая палитра интерьеров этого стиля – пурпур, изумрудная зелень, золото, создающие дорогую тяжеловесную атмосферу. Часто соединяются красный и зеленый. Используют смелое сочетание сиреневого и бежевого. В обилии используются желтые ткани, хорошо сочетавшиеся с золоченой резьбой потолка и стен.

- Для интерьеров А. характерны парадность и торжественность.

- Потолки делались белоснежными, украшаясь золотой резьбой.

- Стены же по контрасту покрывались интенсивно окрашенными тканями.

- На полы клали яркие ковры. Для интерьера А. характерно обилие драпировок и декоративных тканей на стенах, окнах, над кроватями. Часто вместо драпировок вешают прямые занавеси, скользящие на кольцах, нанизанных на копья, с широкой каймой внизу.

- Помимо тканей широко используются обои, шпалеры, ковры.

- В моде были н астольные фарфоровые украшения, сервизы и вазы из фарфора и бисквит а.

- «Материал как таковой малоинтересует художников, стюк имитирует мрамор, расписные обои – живопись, окраска поверхностей предметов – порфир, вещи часто золотятся, что придает им еще более помпезный характер» 1.

- Мебель с ящиками—шкафы, секретер и т. п.— строго соблюдает целесообразность формы.

- Боковой и верхний контур строго линейны, также линейны и украшения на ящиках и формы ножек. При этом повсюду сохраняется плоскость; она даже подчеркивается сильнее бронзовой обкладкой, тонкими завитками, аканфами, пальметтами и другими формами античного орнамента.

- Ножкам стола охотно придают вид античной колонны с бронзовым базисом и капителью. Встречается часто стол на трех ножках, он очень устойчив и его доска хороша очерчена. Портрет Рекамье Давида, художника наполеоновской империи по формам своей мебели — важный памятник нового стиля. На тонких ножках подымается подсвечник античной формы и оканчивается горизонтальной линией античной лампы. По-прежнему софа стоит на тонких ножках, но они отделены от сиденья и не переходят в спинку, которая подымается благородными закругленными линиями. Вполне гармонично сочетается линия софы с линией тела лежащей на ней женщины, даже шея как будто подчиняется этим линиям, она кажется чрезмерно удлиненной — доказательство тому, что одежда и поза являются также составными частями стиля. Одежда ампир, например, платье г-жи Рекамье, показывает ясно заимствование из греческого стиля, но то, как она переработана, характерно для особенностей ампира. Главное, к чему стремятся, — это мягкое течение линий, а не здоровое одеяние для тела, каким было платье в древнем мире, — корсет не исчезает. Так же как в этих детальных формах, характер времени виден и во всей картине. Благородство вкуса видно в том, что стены остаются совсем нагими; на них ясно выделяется во всей ее красоте и выразительности тонко выдержанная линия, идущая от канделябра, через голову женщины и струящиеся складки одежды, к скамейке у ее ног. Только пол остается более светлым и горизонтальная его плоскость чрезвычайно удачно гармонирует со спокойствием фигуры и формой мебели. Краски тускнеют, становятся бледнее, землистее; теперь не любят цветной гравюры, ее заменяют гравюрой контуром. В спокойных картинах Карстенса и Генелли контуры становятся главным, картина в целом является рисунком, дополненным тушью.

- Большое влияние на стиль А. оказал поход Наполеона в Египет. Во многом способствовал «египтомании» ВиванДенон, один из организаторов научной египетской экспедиции Наполеона, в молодости служивший при русском дворе. Опубликованные Деноном изображения египетских древностей вдохновляли многих мастеров прикладного искусства А. «Египетские» фигуры встречаются в мебели, в бронзовых деталях декора канделябров, часов, в сервизах, в тканях. Чаще всего в египетском стиле обставлялись спальни и будуары.

1 Раппе Т. В. Ампир. Искусство на службе Империи Наполеона…. – С. 36.

Пруст М. «В поисках утраченного времени»: В Париже в гостиной Германтов происходит следующий разговор: «…сфинксы на ножках кресел, змеи, обвивающие канделябры, громадная Муза, протягивающая вам маленький подсвечник (для игры в буйот) или же преспокойно взобравшаяся на ваш камин и облокотившаяся на часы, и потом, все эти помпейские светильники, кроватки в виде лодок, словно найденные на Ниле, такие кроватки, что, кажется, будто из одной из них сейчас покажется Моисей, античные квадриги, скачущие по ночным столикам… – На мебели ампир не очень удобно сидеть, – набравшись храбрости, вставила принцесса. – Неудобно, – согласилась герцогиня Германтская, – но, – продолжала она с улыбкой, – я люблю, когда мне плохо сидится в креслах красного дерева, обитых гранатовым бархатом или зеленым шелком. Мне нравятся неудобства, которые испытывали воины, не признававшие ничего, кроме курульных кресел, скрещивавшие в огромном зале пучки прутьев с секирой и складывавшие лавры…»1. О стиле А. в этом романе много очень точных замечаний, которые автор вкладывает в уста герцогини Германтской: «… это такая красота!… Какие это дивные вещи, полуэтрусские, полуегипетские…Египет стиля ампир ничего общего не имеет с подлинным Египтом, так же как их римляне с настоящими римлянами…»2. Так же высмеивал А. его современник Ф. Вигель, писавший об интерьерах этого стиля в России: «все те вещи, кои у древних были для обыкновенного домашнего употребления, у французов и у нас служили одним украшением: например, вазы не сохраняли у нас никаких жидкостей, треножники не курились, и лампы в древнем вкусе, со своими длинными носиками, никогда не зажигались»1.

 

1 Пруст М. У Германтов // Пруст М. В поисках утраченного времени. – М.: Крус, 1992. – Т. 3. – С. 447, 448–449. 2 Там же. – С. 450.

Русский классицизм и ампир

В России хронологические рамки К. охватывают вторую половину ХVIII в. вплоть до середины ХIХ в. В XVIII в. в России завершился процесс обмирщения культуры, когда она разделилась на светскую и религиозную, где светская стала доминирующей и господствующей. Художественная культура стала ориентироваться на греческие и римские образы, сюжеты, формы. Это был всеобщий язык искусства, нередко противоречивший традиционным христианским образам. В это время на Западе К. был уже главенствующим стилем. В К. в России можно выделить несколько этапов: первый – екатерининский или ранний русский К., затем начало ХIХ в. – александровский К., переходящий в ампир (был только во Франции и России), выродившийся затем в академизм. Если К. – способ кристаллизации культурно – исторических и формально – изобразительных смыслов и средств, то в отличие от него академизм граничит с эпигонством.

К. же в целом характеризует редкостная цельность социальной, эстетической и художественной концепции. Переход от барокко к К. наиболее ярко проявился в России в архитектуре. Он совершился всего за 5–7 лет. К. в России пришел на смену петровскому и елизаветинскому барокко. В отличие от них, доминирующая особенность К. в России – рационализм, несомненно, подготовленный петровскими преобразованиями. Именно эта рационалистическая направленность петровских преобразований – отделение науки от церкви, восприятие достижений западноевропейской культуры – были взяты на вооружение Екатериной II, считавшей себя

1 Грабарь И. И. Ранний александровский классицизм и его французские источники // Старые годы. Июль – сентябрь. – 1912. – С. 68–92. 2 Там же. – С. 82.

продолжательницей дел Петровых. Она была первым интеллектуалом нового времени на русском троне. Не обладая творческим умом, она блестяще использовала чужие идеи. Однако, в отличие от Запада, прошедшего более длительный путь нового времени, где была эпоха Ренессанса, обращавшегося к античности, ассимилировавшего античную культуру, в России этот процесс носил более интенсивный характер. Здесь включение идей, образов античности во все сферы культуры носило целостный характер, хотя влияние античности на художественную культуру второй половины XVIII в. в России проявлялось не одновременно и неравномерно. В отличие от Запада, К. в России сосуществовал с сентиментализмом, в то время как там это были разные эпохи. Зато там барокко сосуществовало с К., в России же они в целом следуют друг за другом.

И все же для России, как и для Запада, характерна противоречивость воззрений, идеалов. Такая противоречивость была характерна и для художественной культуры России. Наиболее полно все особенности К. получили в облике столицы. Если Петербург поначалу сравнивался с Москвой, то затем в пору барокко – с Амстердамом. Наконец, когда доминирующим стилем стал К., его начали сравнивать с самим Римом.

Александровский ампир

Способствовало распространению стиля ампир в Рос. империи, в т.ч. и то, что сын Евгения Богарне (пасынок Наполеона), Максимилиан, был женат на дочери Николая I. Часть вещей из наследства отца, принадлежавшая Жозефине, была перевезена в Россию.

В ансамбле из 26 предметов мебели и 4 шпалер, исполненном по проекту Л. Руска для Александра I в 1805–1806 гг., проявляется своеобразие русского А. Здесь использовались не только военные орнаментальные мотивы – связки стрел, колчаны, валторны, щиты, но и хлебный сноп с двумя серпами, аппелировавшие к народной стихии. Что было закономерно перед войной.

Мебель

В мебели К. утвердился к 1770 г. В России были распространены те же формы, что и в Европе – бюро, псише, диваны, кресла, столы, комоды, но здесь они обретают более строгие формы, декор носит черты античных мотивов. Ведущие мебельщики – Гамбс, Тур, Шарлемань. Н ередко чертежи предметов мебели принадлежали ведущим архитекторам.

Отличительная особенность мебели конца XVIII – начала XIX в. – удобство и красота форм. Достигалось это гармонией основных и второстепенных частей, рациональностью пропорций, лаконичностью конструкций и скромностью отделки, соразмерностью частей.

Колористическая гамма декоративных тканей и цвет дерева подбирались в насыщенных тонах, отличались легкостью и изяществом рисунка.

Мебель часто обивалась красным сафьяном, соответствуя моде того времени. Мебелью такого рода часто обставлялись гостиные. Пример тому – описанная А. Н. Гречем гостиная в усадьбе «Покровское – Стрешнево».

Но была она не совсем удобной, часто в ущерб комфорту стремились сделать ее парадной и помпезной. Вот почему она больше подходила для гостиных, но редко использовалась в спальнях. Здесь по-прежнему были иконы, лампады, сундуки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: