Конституционные основы равноправия субъектов РФ

Основным отличием государств с федеративной формой государственного устройства от унитарных является наличие субъектов федерации. Разнообразие субъектов Российской Федерации отражает определенные исторические, этнические, особенности национального состава, юридические различия между ними.

До 1 декабря 2005 г. в соответствии со ст. 65 Конституции РФ в Российской Федерации было 89 субъектов, в том числе 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 10 автономных округов. В настоящее время идет процесс федеративного обновления России, который выражается в объединении субъектов РФ.

На основании проведенных референдумов состоялись объединения:

= Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа, в результате с 1 декабря 2005 г. образовался новый субъект РФ - Пермский край;

= Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа, в результате с 1 января 2007 г. образовался новый субъект РФ - Красноярский край;

= Камчатской области и Корякского автономного округа, в результате с 1 июля 2007 г. в Российской Федерации образован новый субъект - Камчатский край;

= Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, в результате с 1 января 2008 г. в Российской Федерации образовывается новый субъект - Иркутская область;

= Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа, в результате с 1 марта 2008 г. в Российской Федерации образовывается новый субъект - Забайкаль­ский край.

В марте 2014 года, после проведения референдума, в состав Российской Федерации вошли два новых субъекта – Республика Крым и город федерального значения Севастополь

В настоящее время г. Россия состоит из 85 субъектов: 27 национальных (22 республики, четыре автономных округа, одна автономная область) и 58 территориальных (девять краев, 46 областей, три города федерального значения). Все эти шесть видов субъектов РФ предусмотрены в ст. 5 Конституции РФ.

Формально различаясь, субъекты РФ в конституционном отношении равноправны. Это отражает само объединяющее их новое конституционное понятие «субъект Российской Федерации», впервые появившееся в Конституции РФ 1993 г. Российское законодательство не содержит определения субъекта РФ и его конституционно-правового статуса.

Исходя из смысла конституционных норм субъект РФ - это государственно-территориальное образование, входящее в состав единого федеративного государства и обладающее конституционно гарантированными правами по осуществлению государственной власти на соответствующей территории.

В ч. 1 ст. 5 Конституции РФ закреплен принцип равноправия субъектов РФ, которое существует независимо от их вида, территории, численности населения, уровня экономического и социального развития.

Равноправие как принцип российского федерализма закреплено в трех значениях:

- равноправие субъектов РФ,

- равноправие во взаимоотношениях субъектов РФ с органами государственной власти РФ,

- равноправие народов Российской Федерации.

Однако принцип равноправия субъектов РФ, закрепленный в Российской Конституции, не является абсолютным: республики в составе Российской Федерации признаются государствами (республики наделяются особыми правами: принимать конституцию, иметь свой государственный язык и др.), а остальные субъекты РФ таковыми не называются.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: