Конституционно-правовой статус Российской Федерации

Правовой статус России определяется Конституцией Российской Федерации, Декларацией о государственном суверенитете РСФСР от 12 нюня 1990 г., Федеративным договором от 31 марта 1992г.

Конституционно-правовой статус Российской Федерации характеризуется тем, что она является суверенным государством, обладающим всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые в соответствии с Конституцией Российской Федерации находятся в ведении органов власти ее субъектов. Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления (ст. 1 Конституции).

В настоящее время Российская Федерация - это сложная система государственного устройства, сочетающая федерализм, унитаризм и автономию. В ее составе находятся: 22 республики, 9 краев, 46 областей, 3 города федерального значения, 1 автономная область и 4 автономных округа - всего 85 субъектов.(ст.65 КонституцииРФ).

РФ. Россия как суверенное федеративное государство имеет все государственно-правовые признаки:

1) Имеет свою Конституцию, которая устанавливает основы конституционного строя государства, взаимоотношений между человеком, гражданином, обществом, государством, форму государственного устройства России и взаимоотношения Федерации с се субъектами, форму правления, взаимоотношения с другими суверенными государствами. Возможность самостоятельно решать все эти вопросы свидетельствует об учредительном характере федеральной государственной власти. Российская Федерация носит конституционно-правовой характер и не может рассматриваться в качестве договорно-конституционной модели федерации.

2) Территориальное единство (ч. 1 ст. 67 Конституции РФ). Российская Федерация имеет свою территорию, складывающуюся из территории ее субъектов и включающую сушу, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними, которые образуют материальное содержание государственного суверенитета. Территория Российской Федерации является пространственным пределом ее власти, на которую распространяется суверенитет Российской Федерации. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. Она определяет статус, режим и осуществляет защиту государственной границы, территориальных вод, воздушного пространства, экономической зоны и континентального шельфа.

3) Единое федеральное гражданство (ст. 6 Конституции). Вопросы гражданства Российской Федерации регулируются ее Конституцией, Законом Российской Федерации № 1948-1от 28 ноября 1991 г. "О гражданстве Российской Федерации" с изменениями и дополнениями от 31.05.2002 г. (Данный закон не применяется.Применяется при приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации только лицами, заявления которых по вопросам гражданства Российской Федерации приняты к рассмотрению до вступления в силу Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ (пункт 1 статьи 44 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ), Федеральным Законом № 62-ФЗ от 31.05.2002 (ред. от 29.07.2017) «О гражданстве Российской Федерации).

Российская Федерация определяет основания и процедуру приобретения и прекращения гражданства, административный и судебный порядок обжалования решений по вопросам гражданства; порядок разрешения споров между Федерацией и ее субъектами по вопросам гражданства.

4) Единая для всей Федерации система органов государственной власти (ст. 11 Конституции). Российская Федерация имеет Президента - главу государства; Федеральное Собрание - представительный и законодательный орган Российской Федерации; Правительство, осуществляющее исполнительную власть Российской Федерации; Конституционный Суд, Верховный Суд, осуществляющие высшую судебную власть в Российской Федерации. Систему органов прокуратуры возглавляет Генеральный прокурор Российской Федерации.

В системе, структуре и процедурах деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти отражена федеральная природа России. Так, в Совет Федерации - одну из палат федерального парламента - входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации.

В ст. 5 Конституции указывается, что федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов.

5) Единая федеральная система права, которая включает федеральные нормативные правовые акты; нормативные правовые акты государственных органов субъектов Федерации, а также нормативные правовые акты местных органов государственной власти и органов местного самоуправления, некоторые законодательные акты бывшего Союза ССР, если они не противоречат действующему законодательству Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и ратифицированные международные договоры Российской Федерации.

Единство федеральной системы права обеспечивается верховенством Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей ее территории.

6) Государственная федеральная собственность. К объектам исключительно федеральной собственности относятся объекты, составляющие основу национального богатства страны; объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов государственной власти и решения общероссийских задач; объекты оборонного производства; объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства, России в целом и развитие других отраслей народного хозяйства, и прочие объекты. Статус земли, недр, вод, лесных и других федеральных природных ресурсов определяется по взаимной договоренности федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти ее субъектов.

7) Единая денежная и кредитная системы. Денежная система Российской Федерации включает в себя официальную денежную единицу, порядок эмиссии наличных денег, организацию и регулирование денежного обращения. Банкноты и монеты являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами.

9) Единая система обеспечения обороны и безопасности государства. Согласно ст. 10 Закона об обороне Вооруженные Силы РФ - государственная военная организация, составляющая основу обороны РФ, которые осуществляют защиту суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации. Российская Федерация обладает исключительным правом объявлять войну и заключать мир.

10) Государственный язык. В ст. 68 Конституции РФ установлено, что государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.

В Российской Федерации 25 октября 1991 г. принят Закон № 1807-1"О языках народов РСФСР" (ред. от 12.03.2014), согласно которому, русский язык является основным средством межнационального общения народов Российской Федерации.

Вместе с тем Закон признает равные права народов России на сохранение, развитие и государственную поддержку их языков.

11) Международная правосубъектность (ст. 79 Конституции) - право внешних сношений с иностранными государствами, реализуя которое она представляет и защищает как интересы всей Российской Федерации в целом, так и интересы каждого ее субъекта. Российская Федерация как суверенное государство в этой сфере обладает абсолютной правосубъектностью.

12) Государственные символы (ч. 1 ст. 70 Конституции) - Государственный флаг, Государственный герб и Государственный гимн, в которых в своеобразной форме выражается государственный суверенитет Российской Федерации.

13) Российская Федерация имеет свою столицу. Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 70), столицей Российской Федерации является город Москва.

Статус столицы установлен Законом Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. № 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации" (ред. от 29.07.2017). Территорией столицы Российской Федерации является территория города Москвы.

14) Исключительные предметы ведения (полномочия) Российской Федерации, реализуемые органами ее государственной власти.

Предмет ведения - это круг вопросов, решаемых высшими органами государственной власти с помощью установленных Конституцией и другими законодательными актами полномочий этих органов.

Существуют три юридических способа закрепления различных полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами:

1) закрытые или списочные полномочия;

2) открытые полномочия;

3) остаточные полномочия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: