Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации

Административно-территориальное устройство государства - это разделение его территории на определенные части, в соответствии с которыми строится система местных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Такие части принято называть административно-территориальными единицами.

Действующая в настоящее время в субъектах Российской Федерации система административно-территориальных единиц сложилась в основном в годы советской власти, когда созданное еще Екатериной II административно-территориальное деление Российской империи (губерния - уезд - волость) было постепенно заменено новыми административно-территориальными единицами, которыми стали в Российской Федерации область (край) - округ - район, а затем (после ликвидации округа) область (край) - район.

Административно-территориальное устройство является атрибутом любого государства. Однако если унитарное государство само делится на административно-территориальные единицы, то в федеративном государстве такое деление имеют лишь субъекты Федерации. Федерация представляет собой юридически единое союзное государство, в состав которого входят определенные государства или государственные образования, обладающие властью и полномочиями в решении тех вопросов, которые не входят в компетенцию федеральной власти.

Образование федераций возможно на основе трех принципов: национального (Югославия), территориального (США, ФРГ), смешанного (Россия, содержит субъекты, образованные как по национальному, так и по территориальному принципу).

Административно-территориальное устройство - это разделение территории унитарного государства или территории субъекта федеративного государства на определенные части, в соответствии с которым строится система местных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Структурные части (элементы) административно-территориального устройства называют административно-территориальными единицами. Они не обладают политической самостоятельностью и находятся в определенном соподчинении между собой. Вне зависимости от наименования в субъектах РФ можно выделить следующие основные виды административно-территориальных единиц. Район. На них делятся республики, края, области, автономная область и автономные округа. В учредительных документах субъекта (конституция, устав) содержится либо перечень районов, либо устанавливается общий принцип решения вопросов административно-территориального деления.

В зависимости от национального состава субъекта в соответствующих статьях Конституции может содержаться право субъекта образовывать национальные административно-территориальные единицы (например, ст. 44 Конституции Республики Карелия). Район является территориальной основой для организации органов власти для управления преимущественно сельскохозяйственным производством.

Город. В городах сосредоточены в основном промышленные предприятия, учреждения социально-бытового характера и т.д. В зависимости от подчиненности, численности населения, экономического потенциала, перспектив развития и других критериев существуют города республиканского подчинения, краевого, областного, окружного значения, города районного значения. Городской район - часть города, низовая административно-территориальная единица. На городские районы делятся наиболее крупные города с большим количеством населения, обширной территорией, высоким уровнем социально-экономического развития. Как правило, на районы делятся города с населением свыше 100 тыс. человек.

Поселок - это населенный пункт, расположенный вне городской черты, но население которого не занимается сельскохозяйственным трудом как основным видом трудовой деятельности. Поселки классифицируются на рабочие, курортные, дачные.

Село создается на базе поселения, большинство жителей которого занимается сельскохозяйственным трудом.

Как установлено в ст. 131 Конституции РФ, именно в городских и сельских поселениях осуществляется местное самоуправление. На территории некоторых субъектов предусмотрена возможность создания национальных районов для компактно проживающих групп. Такие районы, например, образованы в Алтайском крае и Омской области.

В Российской Федерации административно-территориальное деление ее субъектов осуществляется на основе ряда принципов.

Экономический, требующий при образовании административно-территориальных единиц учета особенностей хозяйственного профиля, направления развития хозяйства, количества и плотности населения, наличия центров его экономических интересов и состояния путей сообщения.

Национальный, предполагающий всесторонний учет национального состава населения и его особенностей при создании и изменении административно-территориальных единиц. Реализация национального принципа направлена на социально-культурное развитие малочисленных наций и народностей Российской Федерации.

Максимальное приближение к населению государственного аппарата и местного самоуправления. Оно позволяет этим органам лучше знать и удовлетворять по­вседневные нужды и запросы населения, опираться на его помощь. Конституции и уставы субъектов Российской Федерации устанавливают базовые и первичные административно-территориальные единицы. К базовым относятся районы и города республиканского, областного (краевого) подчинения, к первичным - города рай­онного подчинения, районы в городах, поселки, сельские поселения.

Кроме перечисленных административно-территориальных единиц на территории Российской Федерации созданы и другие административно-территориальные единицы - административный округ, муниципальный район, микрорайоны (поселения), национальные районы (немецкие национальные районы в Алтайском крае и в Омской области), закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО) и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: