Принципы и элементы конституционно-правового статуса субъектов России

Конституционно-правовой статус субъектов РФ построен на основе ряда конституционных принципов, предопределяющих его сущность и содержание:

- ограниченность статуса субъектов РФ государственным суверенитетом России;

- равноправие субъектов РФ;

- разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами;

- государственная целостность и единство системы государственной власти в Российской Федерации.

Правовой статус субъектов РФ устанавливается федеральными и региональными учредительными актами.

Несмотря на то, что субъекты РФ несуверенны по своему статусу, они обладают общими основными элементами государственности, к которым относятся:

1. Наличие территории субъекта РФ. Каждый субъект РФ обладает собственной территорией, которая является неотъемлемой частью территории РФ (ч. 1 ст. 67 Конституции РФ).

2. Наличие собственной правовой базы. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ региональные органы государственной власти принимают собственные законы и иные нормативные правовые акты.

3. Наличие предметов ведения и полномочий. Каждый субъект РФ имеет собственные предметы ведения и полномочия, а также полномочия в сфере совместного ведения

4. Право устанавливать систему и структуру собственных органов государственной власти и определять их компетенцию.

Система этих органов устанавливается субъектами РФ в соответствии с основа­ми конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным за­коном (ст. 77 Конституции РФ).

5. Наличие государственных символов и столицы (административного центра). Каждый субъект РФ вправе иметь свою государственную символику: флаг, герб, гимн, а также столицу (центр) субъекта РФ. Эти государственные символы отражают исторические, культурные, национальные и иные особенности субъекта РФ.

6. Право на наименование. Каждый субъект РФ вправе самостоятельно решить вопрос о его наименовании. В случае изменения его новое наименование подлежит включению в ст. 65 Конституции РФ (ч. 2 ст. 137 Конституции РФ). До определения процедуры внесения изменений в ст. 65 Конституции РФ свое наименование изменили следующие республики: Республика Горный Алтай была переименована в Республику Алтай, Марийская Республика - в Республику Марий Эл, Чувашская Республика - в Чаваш Республику, Якутская Республика - в Республику Саха (Якутия).

После 28 ноября 1995 г. в ст. 65 Конституции РФ было включено новое наименование трех субъектов РФ: Ингушская Республика стала Республикой Ингушетия, Республика Северная Осетия - Республикой Северная Осетия-Алания, Республика Калмыкия - Хальмг Тангч приобрела наименование Республика Калмыкия, в 2001 г. - изменила свое название Чувашия, а в 2003 г. - Ханты-Мансийский автономный округ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: