Правительство и федеральные органыисполнительной власти в российскойфедерации

 

Во всех странах исполнительная власть является наиболее разветвленной, многочисленной и влиятельной ветвью госаппарата.

 

Реализация законов, политических решений,

практическая организация жизнедеятельности каждого народа составляет функциональную прерогативу исполнительной власти.

Не случайно именно исполнительная власть олицетворяет государство не только в обыденном понимании людей, но и в трудах великих философов и общественных деятелей различных исторических эпох.

 

· При этом одни считают исполнительную власть необходимым злом,

· другие, напротив, усматривают в ней источник стабильности, спокойствия, устойчивого развития.

 

И это не случайно:

· исторически возникнув как «служанка» правителей,

· будучи вторичной по отношению к верховной власти,

исполнительная власть в ходе государственного развития неизбежно разрастается, нередко приобретая гипертрофированный характер, становится куда более авторитетной и могущественной по сравнению с властью представительной и судебной.

В процессе реализации своей основной задачи — реализации законов и норм — исполнительная власть оказывается ближе всего к общественности, соблюдая и нарушая права и свободы человека и гражданина.

 

Выполняя в целом позитивную роль, исполнительная власть на всех уровнях и во всех государствах обнаруживает устойчивую тенденцию к

· росту коррупции,

· разбуханию госаппарата,

· бюрократизации.

 

Это не может не привлекать пристального внимания к исполнительной власти со стороны общественности и политиков, которые стремятся не допустить ограниченияэкономических, политических, социальных, культурных экологических прав и свобод граждан.

 

В данном контексте вся философия и история демократизации представляет собой процесс борьбы с тенденциями разрастания политического влияния исполнительной власти, сопровождаемый поиском и совершенствованием механизмов ее сдерживания, ограничения, усиления юридической и политической ответственности ее представителей.

 

Вместе с тем роль исполнительной власти во всех государствах трудно переоценить.

Сегодня эта роль постоянно увеличивается, чему способствует усложнение системы и структуры госаппарата, дифференциация потребностей и интересов общественности, усложнение международной жизни и внутриполитической обстановки в ряде стран.

 

Реагируя на эти импульсы и запросы, государственные деятели пытаются повысить эффективность и результативность исполнительной власти,

· проводя реформы ее системы и структуры,

· пересматривая старые и внедряя новые формы, методы и технологии ее деятельности,

· взаимодействия с общественностью и иными ветвями власти.

 

Первым важнейшим отличительным признаком исполнительной власти является ее системный характер. Все органы исполнительной власти связаны между собой по вертикали и горизонтали.

Возглавляет систему исполнительной власти президент (в президентских республиках) либо глава правительства (в парламентских и смешанных формах правления).

 

Второй по важности признак исполнительной власти - правительство (кабинет министров, государственный совет и т.п.) — представляет собой коллегиальный орган, в состав которого включены министры и иногда руководители различных ведомств.

 

В США правительство как самостоятельный высший орган исполнительной власти отсутствует, авместо него действует совещательный орган при главе государства — Администрация Президента США.

 

Третьим признаком исполнительной власти выступают министерства и подведомственные им органы (государственные агентства, службы и т.п.). Часть из них подотчетны правительству, а часть — непосредственно главе государства.

 

Дальнейшая система и структура исполнительной власти зависит от

· формы территориального устройства

· соотношения государства и местного самоуправления.

 

В унитарных государствах создаются территориальные подразделения министерств и ведомств, интегрированные в единую вертикаль исполнительной власти.

В федеративных государствах помимо подразделений министерств и ведомств на местах действуют органы исполнительной власти частей государства (субъектов, штатов федерации).

 

Взаимодействие территориальных ведомств федерального центра и органов исполнительной власти регионов в каждом государстве определяется по-разному,

· исходя из разграничения предметов ведения между центром и субъектами,

· сложившихся традиций осуществления исполнительной власти

· социально-экономических потребностей страны и региона.

 

Реальный политический вес правительства, а также механизм его ответственности зависят от формы правления.

 

Так, в парламентских монархиях и республиках правительство формируется законодательным органом власти и, следовательно, подотчетно в своей деятельности только ему.

Парламентские формы правления, как правило, имеют стабильную и развитую партийную систему, поэтому в таких странах правительство обычно формируется из представителей победившей на выборах партии (мажоритарное правительство) либо путем создания коалиции между несколькими партиями-победителями, более остальных представленными в парламенте (коалиционное правительство).

Соответственно, руководящие посты получают обычно лидеры партий, пользующихся наибольшей поддержкой народа.

Такая генетическая связь правительства с парламентом, а также согласованность решений и действий законодательной и исполнительной власти являются залогом стабильности и функциональной силы данного кабинета министров.

В этом случае правительство играет ведущую роль в государственной жизни.

Напротив, исполнительная власть, которая не имеет либо нарушает политическую связь с парламентом, неизбежно теряет его поддержку и, как правило, быстро смещается посредством вотума недоверия.

 

В республиках с президентской формой правления выбранный народом глава государства самостоятельно формирует состав правительства, назначает и освобождай от должности министров, а роль парламента в данном процессе ограничена.

Правительство, подконтрольное только президенту и возглавляемое им, стабильно настолько, насколько долго сохраняет легитимность глава государства.

Оно проводит одобренный на всенародных выборах курс президента и не может быть смещено посредством вотума недоверия.

Такое правительство являете обычно однопартийным, причем часто представляемая им партия является оппозиционной по отношению к тем, которые представлены в парламенте.

 

В смешанных республиках правительство формируется главой государства при участии парламента и несет двойную политическую ответственность перед президентом, который правомочен отправить его в отставку, и парламентом, который может объявить ему вотум недоверия.

Президент в смешанной республике формально не является главой исполнительной власти, но по существу ее возглавляет, поскольку может председательствовать на заседаниях правительства и имеет ряд иных руководящих полномочий по отношению к кабинету министров.

 

Правительство Российской Федерации в соответствии со ст. 110 Конституции «осуществляет исполнительную власть на всей территории Российской Федерации».

Несмотря на то, что правительство упомянуто в Конституции РФ в качестве одного из органов государственной власти, оно не названо высшим органом исполнительной власти.

 

Данный конституционный пробел исправлен ст. 1 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительство Российской Федерации», где оно позиционировано в качестве высшего исполнительного органа государственной власти РФ, возглавляющего единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

 

Вместе с тем данный статус Правительства как высшего органа исполнительной власти достаточно условен.

 

Анализ полномочий Президента по отношению к Правительству позволяет утверждать, что именно Президент, а не Председатель Правительства или Правительство в целом фактически возглавляет исполнительную власть в нашей стране.

1. По своей инициативе Президент вправе председательствовать на заседаниях Правительства РФ.

2. С согласия Госдумы глава государства назначает и смешает с должности Председателя Правительства, единолично назначает и смещает с постов всех членов Правительства, самостоятельно руководит рядом министерств и ведомств.

3. Указы Президента РФ по своей юридической силе выше постановлений и распоряжений Правительства РФ, причем на практике довольно много указов содержат положения о прямом вмешательстве главы государства в организацию и деятельность Правительства.

4. Отставка Президента автоматически влечет роспуск Правительства, а перед вновь избранным Президентом Правительство РФ слагает свои полномочия, что исключает ситуацию оппозиционного кабинета министров по отношению к главе государства в России.

5. Наконец, только Президент РФ решает вопрос об отставке Правительства как по инициативе Госдумы (в случае отказа палатой в доверии исполнительной власти либо выдвижения палатой вотума недоверия), так и по собственному усмотрению.

 

При этом никаких механизмов согласования интересов и позиций Президента и Правительства не прописано ни в Конституции, ни в Федеральном конституционном законе «О Правительстве Российской Федерации».

 

Взаимоотношения Правительства с законодательной представительной властью гораздо более дистанцированы:

1. В отличие от парламентских форм правления, в Российской Федерации члены Правительства не имеют права быть одновременно депутатами парламента, и потому исполнительная и законодательная власть могут придерживаться различных политических взглядов.

2. Участие парламента в формировании Правительства сводится лишь к даче согласия Государственной Думой на назначение Президентом кандидатуры Председатели Правительства.

3. В основном Правительство взаимодействует с постоянными комитетами и комиссиями палат Федерального Собрания в сфере законотворчества.

4. По приглашению палат парламента Председатель и члены Правительства обязаны присутствовать на заседаниях и отвечать на вопросы парламентариев.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: