Во всех странах исполнительная власть является наиболее разветвленной, многочисленной и влиятельной ветвью госаппарата.
Реализация законов, политических решений,
практическая организация жизнедеятельности каждого народа составляет функциональную прерогативу исполнительной власти.
Не случайно именно исполнительная власть олицетворяет государство не только в обыденном понимании людей, но и в трудах великих философов и общественных деятелей различных исторических эпох.
· При этом одни считают исполнительную власть необходимым злом,
· другие, напротив, усматривают в ней источник стабильности, спокойствия, устойчивого развития.
И это не случайно:
· исторически возникнув как «служанка» правителей,
· будучи вторичной по отношению к верховной власти,
исполнительная власть в ходе государственного развития неизбежно разрастается, нередко приобретая гипертрофированный характер, становится куда более авторитетной и могущественной по сравнению с властью представительной и судебной.
|
|
В процессе реализации своей основной задачи — реализации законов и норм — исполнительная власть оказывается ближе всего к общественности, соблюдая и нарушая права и свободы человека и гражданина.
Выполняя в целом позитивную роль, исполнительная власть на всех уровнях и во всех государствах обнаруживает устойчивую тенденцию к
· росту коррупции,
· разбуханию госаппарата,
· бюрократизации.
Это не может не привлекать пристального внимания к исполнительной власти со стороны общественности и политиков, которые стремятся не допустить ограниченияэкономических, политических, социальных, культурных экологических прав и свобод граждан.
В данном контексте вся философия и история демократизации представляет собой процесс борьбы с тенденциями разрастания политического влияния исполнительной власти, сопровождаемый поиском и совершенствованием механизмов ее сдерживания, ограничения, усиления юридической и политической ответственности ее представителей.
Вместе с тем роль исполнительной власти во всех государствах трудно переоценить.
Сегодня эта роль постоянно увеличивается, чему способствует усложнение системы и структуры госаппарата, дифференциация потребностей и интересов общественности, усложнение международной жизни и внутриполитической обстановки в ряде стран.
Реагируя на эти импульсы и запросы, государственные деятели пытаются повысить эффективность и результативность исполнительной власти,
· проводя реформы ее системы и структуры,
· пересматривая старые и внедряя новые формы, методы и технологии ее деятельности,
|
|
· взаимодействия с общественностью и иными ветвями власти.
Первым важнейшим отличительным признаком исполнительной власти является ее системный характер. Все органы исполнительной власти связаны между собой по вертикали и горизонтали.
Возглавляет систему исполнительной власти президент (в президентских республиках) либо глава правительства (в парламентских и смешанных формах правления).
Второй по важности признак исполнительной власти - правительство (кабинет министров, государственный совет и т.п.) — представляет собой коллегиальный орган, в состав которого включены министры и иногда руководители различных ведомств.
В США правительство как самостоятельный высший орган исполнительной власти отсутствует, авместо него действует совещательный орган при главе государства — Администрация Президента США.
Третьим признаком исполнительной власти выступают министерства и подведомственные им органы (государственные агентства, службы и т.п.). Часть из них подотчетны правительству, а часть — непосредственно главе государства.
Дальнейшая система и структура исполнительной власти зависит от
· формы территориального устройства
· соотношения государства и местного самоуправления.
В унитарных государствах создаются территориальные подразделения министерств и ведомств, интегрированные в единую вертикаль исполнительной власти.
В федеративных государствах помимо подразделений министерств и ведомств на местах действуют органы исполнительной власти частей государства (субъектов, штатов федерации).
Взаимодействие территориальных ведомств федерального центра и органов исполнительной власти регионов в каждом государстве определяется по-разному,
· исходя из разграничения предметов ведения между центром и субъектами,
· сложившихся традиций осуществления исполнительной власти
· социально-экономических потребностей страны и региона.
Реальный политический вес правительства, а также механизм его ответственности зависят от формы правления.
Так, в парламентских монархиях и республиках правительство формируется законодательным органом власти и, следовательно, подотчетно в своей деятельности только ему.
Парламентские формы правления, как правило, имеют стабильную и развитую партийную систему, поэтому в таких странах правительство обычно формируется из представителей победившей на выборах партии (мажоритарное правительство) либо путем создания коалиции между несколькими партиями-победителями, более остальных представленными в парламенте (коалиционное правительство).
Соответственно, руководящие посты получают обычно лидеры партий, пользующихся наибольшей поддержкой народа.
Такая генетическая связь правительства с парламентом, а также согласованность решений и действий законодательной и исполнительной власти являются залогом стабильности и функциональной силы данного кабинета министров.
В этом случае правительство играет ведущую роль в государственной жизни.
Напротив, исполнительная власть, которая не имеет либо нарушает политическую связь с парламентом, неизбежно теряет его поддержку и, как правило, быстро смещается посредством вотума недоверия.
В республиках с президентской формой правления выбранный народом глава государства самостоятельно формирует состав правительства, назначает и освобождай от должности министров, а роль парламента в данном процессе ограничена.
Правительство, подконтрольное только президенту и возглавляемое им, стабильно настолько, насколько долго сохраняет легитимность глава государства.
|
|
Оно проводит одобренный на всенародных выборах курс президента и не может быть смещено посредством вотума недоверия.
Такое правительство являете обычно однопартийным, причем часто представляемая им партия является оппозиционной по отношению к тем, которые представлены в парламенте.
В смешанных республиках правительство формируется главой государства при участии парламента и несет двойную политическую ответственность перед президентом, который правомочен отправить его в отставку, и парламентом, который может объявить ему вотум недоверия.
Президент в смешанной республике формально не является главой исполнительной власти, но по существу ее возглавляет, поскольку может председательствовать на заседаниях правительства и имеет ряд иных руководящих полномочий по отношению к кабинету министров.
Правительство Российской Федерации в соответствии со ст. 110 Конституции «осуществляет исполнительную власть на всей территории Российской Федерации».
Несмотря на то, что правительство упомянуто в Конституции РФ в качестве одного из органов государственной власти, оно не названо высшим органом исполнительной власти.
Данный конституционный пробел исправлен ст. 1 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительство Российской Федерации», где оно позиционировано в качестве высшего исполнительного органа государственной власти РФ, возглавляющего единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.
Вместе с тем данный статус Правительства как высшего органа исполнительной власти достаточно условен.
Анализ полномочий Президента по отношению к Правительству позволяет утверждать, что именно Президент, а не Председатель Правительства или Правительство в целом фактически возглавляет исполнительную власть в нашей стране.
1. По своей инициативе Президент вправе председательствовать на заседаниях Правительства РФ.
2. С согласия Госдумы глава государства назначает и смешает с должности Председателя Правительства, единолично назначает и смещает с постов всех членов Правительства, самостоятельно руководит рядом министерств и ведомств.
|
|
3. Указы Президента РФ по своей юридической силе выше постановлений и распоряжений Правительства РФ, причем на практике довольно много указов содержат положения о прямом вмешательстве главы государства в организацию и деятельность Правительства.
4. Отставка Президента автоматически влечет роспуск Правительства, а перед вновь избранным Президентом Правительство РФ слагает свои полномочия, что исключает ситуацию оппозиционного кабинета министров по отношению к главе государства в России.
5. Наконец, только Президент РФ решает вопрос об отставке Правительства как по инициативе Госдумы (в случае отказа палатой в доверии исполнительной власти либо выдвижения палатой вотума недоверия), так и по собственному усмотрению.
При этом никаких механизмов согласования интересов и позиций Президента и Правительства не прописано ни в Конституции, ни в Федеральном конституционном законе «О Правительстве Российской Федерации».
Взаимоотношения Правительства с законодательной представительной властью гораздо более дистанцированы:
1. В отличие от парламентских форм правления, в Российской Федерации члены Правительства не имеют права быть одновременно депутатами парламента, и потому исполнительная и законодательная власть могут придерживаться различных политических взглядов.
2. Участие парламента в формировании Правительства сводится лишь к даче согласия Государственной Думой на назначение Президентом кандидатуры Председатели Правительства.
3. В основном Правительство взаимодействует с постоянными комитетами и комиссиями палат Федерального Собрания в сфере законотворчества.
4. По приглашению палат парламента Председатель и члены Правительства обязаны присутствовать на заседаниях и отвечать на вопросы парламентариев.