Коррекционно-педагогическое воздействие по преодолению дизартрии

I. Подготовительный этап.

II. Формирование первичных произносительных умении и навыков.

III. Формирование коммуникативных произносительных умений и навыков.

Важно знать, что при каждом из вышеназванных расстройств (из группы ФФНР) продолжительность этапа и его содержание существенно различаются. Дислалия не относится к ТНР (напоминаю, ее симптоматика ограничивается только нарушением звукопроизношения). Срок коррекции -полгода.

Программа коррекции дизартрии у ребенка с ДЦП индивидуальна! Включает все этапы, но продолжительность каждого, особенности его содержания зависят от тяжести поражения ЦНС, от выраженности и характера двигательных расстройств, часто и от интеллекта ребенка.

Дети со стертой дизартрией (минимальным дизартрическим расстройством) относятся к категории ТНР (тяжелое нарушение речи), как и дети с ОНР. Их пребывание в логопедической группе, как правило, два года. Все этапы «классической» логопедической работы - методики коррекции дизартрии (охарактеризованной ниже) включены в рабочую программу логопеда. НО!!! Методика коррекции стертой дизартрии не так содержательна, как коррекция дизартрии при ДЦП (то, что ниже следует). Некоторые виды корр. воздействия не требуются (например, ортопедическое лечение, работа по нормализации рефлексов, длительный массаж и т.п.).

При разработке программы логопед учитывает рекомендованное метод. объединением логопедов района планирование лог. работы (например, в случае ФФНР – программа из сборника Программы дошкольных
образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи «Коррекция нарушений речи» Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. -М.: Просвещение, 2017, 207 с. (переиздана).

Кроме того, рабочая программа педагога (и логопеда) – разрабатывается педагогом на основе образовательной программы ДОУ. Структура и содержание рабочей программы разрабатывается с учетом требований и стандартов, утвержденных на федеральном уровне. Рабочая программа является нормативным документом и утверждается руководителем дошкольного учреждения.

КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ДИЗАРТРИИ

(смотрите также соответствующую главу учебника «Логопедия» под ред. Л.С. Волковой, часть материала из учебника расположена здесь, ниже)

Не забудьте, при коррекции стертой дизартрии важна работа над общими речевыми навыками (она здесь изложена, но у вас есть еще материал в теме коррекция дислалии)

 

 

Устранение дизартрии является чрезвычайно сложным, так как необходимо воздействовать не только на нарушенную речевую функцию, но и на целый ряд неречевых, тесно связанных с речью функций, кот. также нарушаются при поражении головного мозга. В связи с этим устранение дизартрии осуществляется комплексно медико-психолого-педагогическими средствами и комплексная система работы включает в себя следующие направления:

1) Медикаментозное лечение. Проводится врачом невропатологом строго индивидуально и направлено на лечение пораженной нервной системы медикаментозными средствами.

2) Физиотерапевтическое воздействие. Проводится параллельно с медикаментозным лечением врачом физиотерапевтом и направлено на преодоление последствий поражения нервной системы физиотерапевтическими средствами.

3) Психотерапевтическое воздействие. Проводится психотерапевтом, психологом, педагогом и направлено на предупреждение или коррекцию нарушений эмоционально-волевой сферы, личности, поведения.

4) Лечебная физкультура (кинезиотерапия). Проводится методистом по ЛФК и направлена на развитие объема, точности, координации движений в специально подобранных упражнениях.

5) Ортопедическое лечение. Реализуется только в тех случаях, когда дизартрия выступает речевым симптомом ДЦП. Проводится врачом ортопедом и направлена на преодоление двигательных расстройств, на формирование предпосылок к самостоятельному передвижению и самообслуживанию путем подбора специальной обуви, протезирования, хирургического вмешательства.

6) Логопедическая работа по коррекции нарушений речевой функции содержит следующие направления:

а) Работа по нормализации речевого дыхания.

б) Работа по нормализации голосообразования.

в) Коррекция нарушений звукопроизношения.

г) Коррекция нарушений просодической стороны речи.

д) Развитие фонематического восприятия, анализа, синтеза и представлений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: