Особенности устранения корковой дизартрии

Основные задачи – развитие тонких дифференцированных артикуляторных движений, кинестетических ощущений орального и ручного праксиса.

1) Афферентной. На первом этапе основным в работе является развитие артикуляторной моторики с обязательным привлечением внимания ребенка к возникающим у него кинестетическим ощущениям. Артикуляторная гимнастика начинается с ежедневного выполнения следующих упражнений: а) потряхивание верней и нижней губы; б) расправление щек; в) опускание и поднимание нижней челюсти; г) помещение кончика языка за нижние, за верхние резцы; д) легкое похлопывание деревянным шпателем по небной занавеске.

Сначала все эти движения выполняются перед зеркалом, затем без зеркала, поначалу с закрытыми глазами для усиления кинестетических ощущений. После таких упражнений в артикуляторной гимнастике ежедневно тренируются артикуляторно-сенсорные схемы (см. учебник Волковой).

Параллельно проводится тренировка по формированию праксиса позы ручных движений. С этой целью кистям и пальцам рук придаются определенные положения, которые воспроизводятся сначала при зрительном восприятии, по образцу, а затем без, по представлению.

На втором этапе в артикуляторной гимнастике преобладают статические упражнения, направленные на развитие умения находить нужный артикуляторный уклад с обязательным привлечением внимания ребенка к кинестетическим ощущениям. Последовательность работы над звуками определяется их артикуляторной сложностью. Поставленный звук автоматизируется в таком речевом материале, где он находится сначала в конце, потом в середине и в последнюю очередь в начале слога \ слова. При дифференциации звуков основное внимание в работе уделяется различению в произношении звуков, близких по артикуляции.

Третий этап по общей схеме.

2) Эфферентной. На первом этапе основным является развитие артикуляторного праксиса. В работе преобладают слоговые упражнения. Подбираются специальные серии слогов, произнесение которых предполагает последовательную смену различных артикуляторных движений. На первых парах эти слоговые серии состоят из небольшого количества слогов и упражнения в их произнесении проводятся в замедленном темпе. Затем количество слогов в серии увеличивается и темп возрастает. Эти слоговые серии состоят из различных гласных и согласных звуков. При произнесении привлекается внимание к ощущениям, возникающим при переходе от одной артикуляции к другой.

Параллельно проводится работа по развитию ручного праксиса в процессе выполнения последовательно и одновременно организованных движений.

На втором этапе в артикуляторной гимнастике преобладают динамические упражнения, при которых отрабатывается произвольное переключение от одного элемента к другому. Последовательность работы над звуками определяется как сложностью артикуляции, таки характером дефекта. Поставленный звук автоматизируется сначала в начале, потом в конце и наконец в середине слова \ слога. При дифференциации звуков основное внимание уделяется различным в произношении, но близким по артикуляции звукам.

Третий этап по общей схеме.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: