Особенности устранения экстрапирамидной дизартрии

Основные задачи – уменьшение ригидности и гиперкинезов как в речевой, так и, при необходимости, в общескелетной мускулатуре. Максимальное развитие кинестетических ощущений, произвольных движений дыхательной, голосовой и артикуляторной мускулатуры.

1) Гиперкинетической. На первом этапе основной является коррекция пропреациптивной афферентной импульсации как от речевой, так и от общескелетной мускулатуры. Для снижения проявлений гиперкинезов необходимо:

1. В случае наличия гиперкинезов в общескелетной мускулатуре подобрать позу, в которой количество насильственных движений и их интенсивность сокращались бы до минимума. Для этого необходимо ребенка либо уложить, либо усадить, дав ему возможность максимально расслабиться. Кроме этого можно использовать специальные приспособления для подавления гиперкинезов, такие как крепления для ног (мягкие и полужесткие наподобие лыжных), манжетки для рук, жилеты с утяжелителями. Подбор таких средств осуществляется строго индивидуально и построен по принципу подавления содружественных движений. Так при закреплении ног снижаются гиперкинезы рук. При закреплении одной руки снижаются гиперкинезы другой. При надевании жилета с утяжелителями снижаются или совсем исчезают гиперкинезы торса.

2. Провести точечный массаж для снижения гиперкинезов. В основе – точечный перекрестный массаж, разработанный Семеновой. Проводится ежедневно и по длительности не превышает 5 минут.

Приемы массажа при гиперкинезах:

В области губ: а) указательный палец левой руки помещается на середине левой носогубной складки, а указательный палец правой руки под углом губ справа, затем производятся движения указательными пальцами в этих точках в течение 15 секунд после чего пальцы меняются местами и то же самое; б) указательный палец левой руки там же, а указательный палец правой руки под углом нижней челюсти справа и т.д.; в) указательный палец левой руки там же или под углом губ слева, а указательный палец правой фиксируется под сосцевидным отростком за ухом и т.д.

Каждое движение (15 сек) по 3 раза.

В артикуляторной гимнастике этого этапа преобладают статические упражнения на нахождение и удержание заданной позы с обязательным привлечением внимания ребенка к возникающим кинестетическим ощущениям.

На втором этапе в артикуляторной гимнастике преобладают динамические упражнения, в которых отрабатывается возможность произвольно начать движение, произвольно переключаться от одного движения к другому, произвольно завершать движение.

Последовательность работы над звуками определяется как артикуляторной схожестью, так и характером дефекта. На занятиях этого этапа большое внимание и много времени отводится коррекции просодических нарушений.

Третий этап по общей схеме.

2) Ригидной. На подготовительном этапе основным в работе является нормализация мышечного тонуса. Используется массаж (см. приемы для спастической псевдобульбарной). Все остальные особенности по этапам так же, как и для гиперкинетической.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: